Нааран.

Apr 17, 2018 00:27



Честь обнаружения античной синагоги к северо-западу от Иерихона принадлежит неким туркам, совершенно случайно попавшим в неё 27 июня 1918 года. "13.45 Вражеское орудие калибра 5.9 дюймов открыло огонь по лагерю у источника Айн эд-Дук. Эскадроны выведены из расположения, для лошадей найдено укрытие в Вади Нуэймa. Обстрел прекратился в 15.00. Всего по лагерю и штабу полка выпущено 43 снаряда..." - делится с нами mitiaf фрагментом из дневника боевых действий Веллингтонского конного стрелкового полка. Потери свелись к одному раненому; было убито три лошади и ранена одна. Зато когда осела пыль, новозеландцы увидели античную мозаику.

По инициативе дивизионного капеллана Уильяма Мэйтленда Вудса (заподозрившего церковь) мозаику частично расчистили, сфотографировали, послали картинки Клермону-Ганно, и последний вынес вердикт "синагога". Расчисткой, увы, не ограничились - два небольших фрагмента мозаики уплыли в Австралию, где позднее были пожертвованы церквям в Сиднее и Брисбене. В 1919-м находку археологически разведали сперва британцы Реджинальд Энджелбах и Эрнест МакКэй, потом французы Луи-Юг Венсан и М.Ж. Лагранж из Библейской Школы. Тот же Венсан в апреле 1921-го провёл первые и единственные раскопки. В 1969-м объект попался на глаза израильским агрессорам, и к короткому списку "разведчиков" присоединился Песах Бар Адон; его усилиями мозаика была дорасчищена и проведены консервационные работы. Наконец, несколько лет назад консервацией занимались палестинцы при содействии Studium Biblicum Franciscanum. В 1983-м, перед прокладкой дороги, Ханания Хизми и Хефциба Коэн проводили раскопки к востоку от синагоги; нашли остатки улицы и нескольких каменных жилых домов; судя по керамике, дома были построены не раньше четвёртого века и заброшены не позже восьмого.

Клермон-Ганно не только определил находку как синагогу, но и предложил идентифицировать её с Нааратой из описания надела Эфраима в Иегошуа 16 - мол, граница надела "нисходила от Яноаха к Атароту и Наарату и, примкнув к Йерихо, уходила к Ярдэйну"; видимо, тот же населённый пункт значится в Хрониках I 7:28 как Нааран. Идентификация прижилась, и объект стали называть Нааран.
- В 2016-м Управление древностей изъяло у нелегальных археологов папирус с надписью, реконструированной как "от служанки царя из Наарата кувшины вина в Иерусалим". Папирус датировали седьмым веком до нашей эры.
- Согласно Флавию, " назначенный тетрархом Архелай... роскошно отстроил иерихонский дворец и провел половину воды, орошавшей в избытке деревушку Неару, к городу, причем засадил всю окрестную равнину финиковыми пальмами" (Иудейские древности 17 13:1).
- В четвёртом веке Евсевий записал, что "Наарафа (Νααραθά), колена Ефремова ныне есть Иудейское селение Ноораф (Νοοράθ), в 5 милиариях от Иерихона". Евсевиевские пять миль это порядка 7.5 км, тогда как в реале от "наших" руин до центра Иерихона всего 5.3; но это относительно терпимая нестыковка.
- В написанном в шестом веке житии Харитона говорится что-то о вражде между иудеями из Наарана и окрестными христианами. Аналогично, в мидраше Эйха Раба (примерно пятый-седьмой века) Иерихон и Нааран приводятся как один из примеров враждующих общин.

Поскольку серьёзные раскопки синагоги не проводились, её история может быть восстановлена только в очень общех чертах. На основании архитектуры и оформления строительство датируют шестым веком. В какой-то момент мозаика была целенаправленно повреждена - изображения людей, животных и даже растений большей частью уничтожены, иногда аккуратно выковыряны более-менее по контуру фигуры, в других случаях выдраны как попало. Интересное исключение составляет прямоугольная панель с двумя газелями у входа в главный зал. Левая газель сохранилась практически полностью; правая, напротив, была почти совершенно уничтожена, но затем восстановлена, вот только гораздо менее квалифицированным мастером. Венсан предположил, что мозаику разбили сами члены общины, а потом, мол, поняли, что перестарались, и немного отыграли. Верлина эта гипотеза не устраивает. Неясно, мол, и почему расколотили только одну газель из двух, и почему не восстановили другие части мозаики (ходить же неудобно); и вообще пока непонятно, продолжала ли синагога использоваться после повреждения пола. В конечном итоге, возможно, здание было уничтожено пожаром; в отчёте Венсана значатся обгоревшие деревяшки. Возможно это произошло тогда же, когда были заброшены найденные Хизми дома; и если это действительно восьмой век, опять же возможно был конфликт с мусульманами, например на почве строительства акведука от Айн Дук к " дворцам Хишама"; но пока что всё это - малообоснованные догадки.

Итак, вперёд:







На плане видим базилику с двумя рядами по шесть колонн, ориентированную по оси север-юг. Внутренние размеры базилики 21.94 на 14.94 м; ширина центрального нефа 6.7 м, западного 3.8 м, восточного 3.2 м; ниша в южной стене - исключительно предполагаемая, эта часть здания плохо сохранилась. Фасад с тремя входами (центральный 2.1 м, боковые 1.4 м) обращён на север; к нему примыкает L-образная прихожая - 17.4 м с запада на восток, 10.2 м с севера на юг, ширина 3.6 м. Ещё одно помещение соединено дверью (тоже 1.4 м) с южной частью западной стены базилики; его назначение неизвестно. И наконец, имеем неправильной формы двор, и внутри него маленький прямоугольный дворик с чем-то похожим на бассейн. По оценкам, с гипотетическими галереями над боковыми нефами главный зал мог вмещать порядка тысячи сидячих мест.





(Vincent via Werlin)

Прихожая была вымощена чёрно-белой мозаикой с большим изображением меноры и двумя арамейскими надписями:
- Да запомнится доброй памятью коэн Пинхас, сын Юсты, давший деньги на мозаику из собственных средств.
- Да запомнится доброй памятью Ривка, жена Пинхаса.
Но не ищите перечисленные выше (и, забегая вперёд, многие из перечисленных ниже) элементы на фотографиях - ихтамнет. Археологи утащили ?



Менора и надписи в 1921-м:



(Vincent via Werlin)

Главный зал; посетителя встречала мозаичная панель с парой газелей, почему-то установленная "кверх ногами" с точки зрения входящего:



Оригинал (?) панели в Музее Доброго Самаритянина:



К югу от панели была арамейская надпись "Да запомнится доброй памятью Халифу, дочь рабби Сафры, пожертвовавшая на это [свя]тое место, аминь"; теперь она в том же музее:



Дальше следует геометрический орнамент; в него были "встроены" изображения разнообразной флоры и фауны:



Потом уже привычный нам зодиак с колесницей Гелиоса в центре и временами года по углам:



(Sukenik via Werlin)



Самым везучим знаком данного зодиака оказался Рак:



Дева:



Осень ("ткуфат тишрей"):



Наконец, на самом юге - панель с человеческой фигурой (подписанной "Даниэ[ль], шалом") и львами, а также синагогальным ковчегом и двумя менорами. Панель также содержала целых пять арамейских надписей, в том же духе что и предыдущие:
- Да запомнится доброй памятью руководитель общины Биньямин сын Йосе
- Да запомнятся доброй памятью все те, кто жертвовал и давал и даст на это святое место золото или серебро или другое, аминь. Их доля в этом святом месте, аминь.
- Да запомнится доброй памятью Шмуэль
- Да запомнятся доброй памятью Марут[а и ...]тина и Яако[в] её сын, пожертвовавшие на ре[монт] этого места. Их [до]ля в этом [свят]ом месте, аминь.
- Да запомнится доброй памятью Мару[...] сын Крис[...]. Их доля в эт[ом святом месте, аминь.]







Мозаика с юга на север:



Восточный неф:



Западная стена главного зала, с проходом в примыкающее помещение:



Вади Нуэйма непосредственно к западу от синагоги, вид на север; где-то там, метрах в двухстах, находятся источники Айн Дук (или Айн Дуюк; название, очевидно,напоминает нам о хасмонейской крепости Док) и Айн Нуэйма. Насколько я понимаю, пересекающая вади современная труба проходит прямо по остаткам античного акведука.



Акведук на фотографиях из коллекции Мэтсона в 1898-1914 и 1920-23; судя по фотографии из википедии, он ещё стоял в 1980-м.







И, согласно подписи, следы ранних раскопок Наарана; фото тоже из коллекции Мэтсона, 1934-9:




Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Ancient Synagogues of Southern Palestine, 300-800 C.E.: Living on the Edge By Steven H. Werlin
The dispersion of cultural heritage in Palestine: the case of the 6th century mosaic of the Synagogue of Ayn alDuk (Na'aran) in Jericho By Osama Hamdan, Carla Benelli
Ancient Synagogue Seating Capacities: Methodology, Analysis and Limits By Chad S. Spigel
Отчёт ЖЖ-юзера nmiddle

фотоотчёты, синагоги, мозаики

Previous post Next post
Up