Хамат Тверия.

May 04, 2011 21:58




Однажды, пересказывает нам Зеев Вильнаи местную легенду, пришли к царю Соломону больные и стали жаловаться. Всем, мол, хорошо царство, но в здравоохранении есть отдельные недочёты. Выслушал ходоков Соломон, и вызвал к себе демонов. "Есть на севере источник," - сказал он, - "обеспечьте там горячую воду для исцеления страждущих". "Есть", - откозыряли демоны, зарылись под землю и обустроили котельную. Так до сих пор и работают демоны в той котельной, поскольку Соломон своевременно их оглушил и они не слышали о смерти царя... Есть и альтернативное объяснение: источники, согласно кое-кому из амораим, потому горячи, что протекают мимо ворот ада (Вавилонский Талмуд, Шабат 39).

Aвторы, описывающие Тверию, сплошь и рядом отмечают горячие источники к югу от города. Вот, скажем, Идриси (1154):

To the south of Tiberias are great Hammams, such as 'Ain Mauki'in, and 'Ain ash Sharaf (or *Ain ash Sharab), and others, wherein at all seasons flow out springs of hot water. Sick people from all the neighbouring countries come to these, such as those who suffer from lumbago, and paralysis, and rheumatism, and those with ulcers and the scab ; and they remain in the water during three days, and then - by the permission of Allah - they become healed. (via Le Strange)

Именно с этими источниками к югу от Тверии и идентифицируют умные книжки библейский Хамат, упомянутый в Иегошуа 19:
"Сынам Нафтали вышел жребий шестой... Города укрепленные: Циддим, Цэйр, и Хаммат, Раккат, и Киннэрэт..."
Чуть позже, в главе 21, возможно он же:
"А от колена Нафтали: город-убежище для убийцы - Кэдэш в Галиле, и предместья его, Хаммот-Дор и предместья его, и Картан и предместья его - три города."
Или у Флавия (Иудейская война 4,1):
Веспасиан выступил из Эммауса, где стоял лагерем на виду Тивериады, и двинулся к Гамале.
К делу можно подшить Талмуд и, при большом желании, даже египетский папирус:
"where does he make the journey to Hazor? What is its stream like? Put me (on) the route to Hammat, Djeger and Degerel"
Со временем Хамат был поглощён Тверией, и на этом его история заканчивается.



(Голландцы 17 века наверняка имели в виду новозаветный Эммаус, в районе Иерусалима. Однако же почему-то изобразили его на берегу...)

В 1920 парни из Гдуд а-Авода прокладывали дорогу из Тверии в Самах. Как это сплошь и рядом случается в наших краях, они наткнулись на что-то древнее. Год спустя, Нахум Слошц провёл раскопки и явил миру античную синагогу. В 1961-63 Моше Дотан решил копнуть южнее и - предствьте себе - тоже нашёл синагогу, известную теперь как "синагога Североса".

Северная синагога функционировала с четвёртого по начало восьмого века. Синагога представляла собой квадратное здание со стороной 11-12 метров, разделённое двумя рядами колонн на три нефа, ориентированных север-юг. Вход первоначально располагался с южной стороны здания. Позднее эту дверь замуровали, зато пробили целых три новых в северной стене. Из восточного нефа имелся выход во двор, 8.5 на 12 м. Пол был украшен мозаикой. В восточном нефе обнаружили каменное сиденье (т.н. "кафедра Моисея"), и ещё где-то - каменную же менору (ныне в музее Израиля). Синагога находится к юго-востоку от гостиницы Холидей Инн, рядом с 90-м шоссе; есть ли там что-либо заметное невооружённым глазом, я пока не знаю. :(



(בתי - כנסת עתיקים בטבריה ובחמת - וייס, זאב)

Южная синагога по мнению Дотана была построена в первой половине 3 века (стратум 2б); под ней - развалины общественного здания 1-2 веков, назанчение которого не выяснено. Синагога тоже практически квадратная, 13 на 14 метров; три ряда колонн. В начале 4-го века здание немного перестроили - возможно восстановили после землетрясения 306-го года - и пол украсили мозаикой (стратум 2а); две надписи на мозаике упоминают некоего Североса, вполне вероятно - главного спонсора; отсюда и название. В конце 4 - начале 5 века синагога была разрушена (возможно, очередное землетрясение в 419).



(Parks.org.il)










Мозаика. Часть первая, ортодоксальная:




Часть вторая, зодиакальная:




Гелиос:




Осень:




Лето:




Зима, наверное:




Часть третья, зоологическая. Одна из надписей гласит: "Северос, последователь великолепных патриархов, закончил эту работу, будь он благословен, аминь".




Часть четвёртая, орнаментальная. Здесь греческая надпись тоже предлагает благословить Североса, а так же "Иоллоса, надиравшего за работами". Ниже, арамейская распространяет благословение на каждого, кто пожертвовал или пожертвует деньги.




Ещё одна надпись благословляет "Профотуроса, построившего эту часть синагоги".




Затем на месте синагоги Североса построили новую (стратум 1б); опять же по мнению Дотана, произошло это не позднее 423. На сей раз строители возвели большую (31 на 24 м, включая притвор в северной части) трёхнефную базилику. Эта синагога (стратум 1б) функционировала до седьмого века, а после очередной перестройки (стратум 1а) - до восьмого.

Другой точки зрения на датировку южной синагоги придерживается Джоди Магнес. Мол, стратум 2б - это 4-й век; стратум 2а (с зодиакальной мозаикой) построен в конце 4-го/начале 5-го и функционировал до второй половины 5-го или позже; стратум 1б построен в конце 6-го/7-м и функционировал до второй половины 8-го или позже; наконец стратум 1а - и вовсе 9-10 века. Впрочем, главное в статье Магнес не датировка объекта, а теория, согласно которой изображения Гелиоса и зодиака в синагогах имеют мистический подтекст. В частности, Гелиос заодно символизирует Метатрона, а его колесница - меркаву. И всё это как-то связано с борьбой иудаизма и христианства за наилучшее "раскрытие" образа Храма, с соперничеством внутри иудаизма между мудрецами и священническими семьями... в общем, если я перечитаю статью ещё эн раз, то возможно что-то в ней пойму...

Бима поздней синагоги:




И дворик:







В дальней части дворика, справа, видны остатки арки:




Ну и довольно, не синагогами едиными. Вот, к примеру, юго-западный угол городской стены с воротами, шестой век:













Недораскопанное римское здание, возможно "спа":




Баня турецкая:













Всякая всячина:










Дверь погребальной пещеры ?




Объект с воздуха, в октябре 1931. Левее и выше - могила рабби Меира:



(Matson collection)

И с земли, неясно когда:



(wiki)

Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Archaeological encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev, Shimon Gibson
The Cambridge History of Judaism: The late Roman-Rabbinic period By William David Davies, Louis Finkelstein, Steven T. Katz
Stratum II Synagogue at Hammath Tiberias By Zeev Weiss (from A wandering Galilean: essays in honour of Seán Freyne)
Helios and the Zodiac Circle in Ancient Palestinian Synagogues By Jodi Magness (from Symbiosis, symbolism, and the power of the past)
Leisure, pleasure, and healing By Esti Dvorjetski
Legends of Palestine By Zev Vilnay
בתי - כנסת עתיקים בטבריה ובחמת - וייס, זאב
Parks.org.il
Biblewalks.com
Hadashot Arkheologiyot 121
Отчёт ЖЖ юзера moonwalker004
Отчёт ЖЖ юзера lorien22

Crossposted to all_israel.

бани, фотоотчёты, синагоги, мозаики

Previous post Next post
Up