По пути из Дамаска в наши края и далее в Египет, торговый путь
Виа Марис пересекал Иордан к северу от озера Кинерет. Тенденция связывать эту переправу с именем праотца Иакова существует по крайней мере начиная с эпохи крестовых походов. Крестоносцы отчего-то решили, что именно здесь Иаков переходил реку, возвращаясь в Эрец Исраэль после двадцатилетнего пребывания
в гостях, и посему окрестили переправу бродом Иакова (лат. Vadum Iacob или Vadum Jacob). Арабские оппоненты франков настаивали, что на этом самом месте Иакову сообщили о
прискорбном инциденте с продажей его сына в рабство, и соответственно на названии Байт аль Ахзан (дом скорби). Наконец, большинство израильтян так или иначе слышали про расположенный там же
мост дочерей Иакова... впрочем, есть мнение, что авторы названия моста имели в виду не гипотетических
дочерей того самого Иакова, а монахинь из монастыря
Св. Иакова в Цфате.
Но вернёмся к крестоносцам семидесятых годов двенадцатого века и их соседу, носившему имя
Салах ад Дин Юсуф ибн Аюб. Этот последний сперва стал правителем Египета, а после смерти
Нур ад Дина в 1174-м прибрал к рукам и Дамаск - положение, не сулившее крестоносцам ничего хорошего. Осенью 1177-го Саладин вторгся в
Иерусалимское Королевство из Египта, однако после сокрушительного поражения при
Монжисаре подписал с прокажённым королём
Балдуином IV соглашение о перемирии.
Пока Саладин извлекал уроки и занимался разными текущими проблемами вроде подавления восстаний сирийскоподданных, франки приступили к укреплению стратегически важной переправы имени Иакова, где в июне 1157-го уже едва не сложил голову
один из королей иерусалимских. В октябре 1178-го, по инициативе
тамплиеров и с одобрения Балдуина на холме к западу от Иордана была заложена крепость. Холм, к слову, оказался городищем бронзового века. Благодаря
Эрнулу бытует мнение, что замок был возведён в нарушение условий перемирия. Однако Гамильтон (призывая в свидетели
Правера) пишет, что у нас нет данных о существовании в 1178 такого условия; Эрнул, мол, мог перепутать разные соглашения, тем более что он даже год правильно указать не смог. Элленблюм прочитал у того же Эрнула, что замок был построен на мусульманской территории.
Но было ли нарушено перемирие или государственная граница, нет ли, статус кво нарушался явно. Помимо контроля над переправой, такая крепость продвинула бы франков на шажок к Дамаску. Прекрасно понимая, что правитель Дамаска будет не в восторге, Балдуин с армией расположился на зимовку прямо на стройплощадке. К началу апреля 1179-го замок был укреплён в достаточной степени, чтобы Балдуин счёл возможным распустить наконец рыцарей на летние квартиры.
Разумеется, в восторге Саладин не был. Первым делом он, впрочем (согласно Ибн Аби Тайи в пересказе
Абу Шамы)... предложил крестоносцам 60000 динаров. Излагаюшие данную историю авторы по разному освещают интересный вопрос - что именно Саладин хотел получить за свои деньги ? Не то простое прекращение работ (Боаз), не то ликвидацию построенного (Барбер и Гамильтон), не то предложил купить замок (Элленблюм). Тамплиеры слушали, да ели отказались. Строительство продолжалось. Султан увеличил сумму до ста тысяч. Строительство продолжалось... Саладин понял, что придётся всё делать самому...
Впервые сарацины осадили замок в конце мая. Защитники имели наглость оказать вооружённое сопротивление; некто Райнериус де Марун удачным выстрелом из лука ликвидировал неназванного (
Вильгельмом Тирским) мусульманского эмира. Хуже того - Балдуин мог вот-вот прийти на помощь осаждённым. И султан отступил, возможно произнеся напоследок фразу,
приписанную восемьсот лет спустя Терминатору... или по крайней мере подумав нечто подобное. Встреча с франкской армией всё же состоялась 10 июня
под Мардж Аюном. Саладин одержал победу и, вероятно, обеспечил себе таким образом несколько большую свободу действий.
24 августа Саладин вернулся под стены крепости. Хотя Вильгельм Тирский пишет о крепости как о завершённой, а голос с другой стороны баррикад -
Ибн аль Асир - характеризует её как неприступную, результаты раскопок свидетельствуют о том, что "объект" всё ещё строился; по мнению Элленблюма, "завершённая" следует понимать как "обнесённая стеной". Мусульмане немедленно приступили к
минной войне - в изначальном смысле термина, означавшем попытку разрушения укреплений противника при помощи подкопа. Подводимый под оборонительные сооружения тоннель укреплялся деревянными опорами, которые затем поджигались, и, при наличии у минёров навыков и везения, свод тоннеля обрушивался вместе с частью укреплений. Поначалу то ли навыков, то ли везения не хватило. Султан, по прежнему опасавшийся появления помехи в лице христианской армии, приказал в пожарном порядке тушить костёр, а для пущего усердия повелел платить по золотому за каждое отправленное по назначению ведро воды. Огонь был потушен, меры по исправлению недочётов приняты, и после второй попытки - 29 августа - в стене образовалась брешь. Дальнейшее выяснение отношений в силу явного преимущества мусульман в живой силе было недолгим, и обошлось оборонявшимся (от тамплиеров до простых строителей) в примерно 800 убитых и 700 пленных, среди последних 80 рыцарей. Далее крепость разрушили; тела убитых побросали в резервуар, что повлекло вспышку какой-то заразы в мусульманском лагере; кампания была окончена и вскоре последовало новое перемирие - разумеется, разделившее судьбу предыдущего. В 1202 году землетрясение раскололо пополам то, что поленился ломать Саладин; потом тряхнуло снова в 1759 и ещё раз в 1837.
В отличие от многих других бывших укреплений крестоносцев, руины остались практически нетронутыми. В северной части замка есть остатки небольшой мечети, информация о которой мне не попадалась. Боаз пишет, что в середине тринадцатого века в восточной части объекта поселились "жители окрестных деревень"; может они мечеть и построили. Археологи копались на объекте с 1993 года под началом Рони Элленблюма и, говорят,
обнаружили много интересного. В частности, поскольку строительство замка не было завершено, на месте осталось множество "улик", делающих объект одним из наиболее важных источников информации о франкских строительных технологиях. Помимо собственно археологических вопросов, исследователи
уделяют внимание геологическому разлому и между прочим грозятся, что может опять нехило тряхнуть.
В литературе/сети крепость известна как Le Chastellet (фр. маленький замок) или - по названию переправы - Vadum Iacob / Vadum Jacob. Ивритское название Мецад Атерет (מצד עתרת) - "крепость изобилия" - есть, повидимому, искажение арабского Каср аль Атра, означающего что-то вроде "крепость поражения". Такие вот причуды фонетики...
Добираться просто, но для жителей центра/юга может оказаться немного далеко :). Самую малость к западу от моста Бнот Яаков девяносто первое шоссе делает длинную петлю к югу. В вершине этой петли от шоссе отходит дальше на юг грунтовая дорога. По ней-то и следует проехать несколько сот метров, внимательно глядя налево.
(Аэрофотоснимок 1937-го года из
коллекция Мэтсона; на переднем плане Мишмар а-Ярден и мост дочерей Иакова; слева, на дальнем берегу -
мамлюкский каравансарай; крепость едва заметна справа, около изгиба Иордана)
(Crusader castles and modern histories By Roni Ellenblum)
Замок приблизительно прямоугольной формы, с закруглённой северной стороной. Длина (север-юг) примерно 120 метров, ширина от 29 до 34 метров. Восточная стена, по Боазу, опирается на остатки более ранней стены, возможно греческого периода. При сооружении же фундамента в северной части замка строители явно схалтурили, а зря - именно здесь и прорвались сарацины. Башню, как ни странно, нашли всего одну, в юго-западном углу. Главные ворота в южной стене; плюс "калитки" с трёх других сторон. Есть мнение, что калитки должны были вести в так и не построенные башни. Согласно другому предположению, они должны были соединять внешний и внутренний дворы концентрического замка. Гипотезы о том, что замок изначально задумывался как концентрический (т. е. с несколькими кольцами стен, подобно например
Бельвуару), придерживается в частности руководитель раскопок Элленблюм. Наконец, они могли быть и просто воротами, хоть это и представляется немного странным.
На верхней фотографии - северо-западная часть замка. Она же поближе:
И ещё поближе:
Север, вид изнутри:
Здесь отличились слепые силы природы:
Мусульманские "минёры" проломили стену где-то в северо-восточном углу. Брешь справа представляется вполне подходящим кандидатом:
На камнях выцарапана масса
меток:
Единственная башня в юго-западной части замка:
Ворота в южной стене:
Проект предусматривал
опускающуюся решётку:
Рядом на стене опять же расписалась пара средневековых каменщиков:
Юго-восточная часть замка:
Мечеть:
Можно спуститься к Иордану:
Замок, вид снизу:
После замка река ненадолго поворачивает на восток, и в этом месте находим мельницу:
Вид с юга:
Здесь было колесо:
Запад:
Интерьер:
Фотографии: в
wikimedia commons, вперемешку с фотографиями других викиюзеров.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
Archaeology of the Military Orders By Adrian J. Boas
Crusader Archaeology By Adrian BoasSecular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
Crusader Castles and Modern Histories By Ronnie EllenblumFrontier Warfare in the Latin Kingdom of Jerusalem: The Campaign of Jacob's Ford, 1178-79 By Malcolm BarberThe Leper King and His Heirs: Baldwin IV and the Crusader Kingdom of Jerusalem By Bernard HamiltonBiblical Researches in Palestine and the Adjacent Regions By Edward Robinson, Eli SmithThe Crusades, C. 1071-c. 1291 By Jean Richard, Jean BirrellVadum Iacob Research ProjectThe earth moved under their feet By Tair Shechner Rochman (Haaretz)
англ.,
ивр.The Crusaders' Lost Fort: Battle at Jacob's Ford By Thomas Asbridge (BBC History)Википедия Отчёт ЖЖ-юзера
sachok_2 Отчёт ЖЖ-юзера
raduga-nk Отчёт ЖЖ-юзера
levakov Crossposted to tourism_israel.
Crossposted to zamki_mira.