Легенда гласит, что в пятом веке до нашей эры царь Ксеркс приказал высечь море, разрушившее построенный персами мост. Две с половиной тысячи лет спустя земля приобрела скверную привычку взрываться под ногами и гусеницами, и одному южноафриканскому офицеру пришло в голову аналогичное решение. Так появился на свет
цепной минный трал, молотивший землю перед танком посредством вала, прикреплённых к нему цепей, и центробежной силы. Такое приспособление, под названием Краб, устанавливалось в частности на
танки Шерман. Будучи активным пользователем Шерманов, Израиль обзавелся и этой их разновидностью. В наших краях она называлась Шерман Мораг (т.е. "молотилка"). Брезнер (Сусим абириим, 224) сообщает, что 10 таких танков в неисправном состоянии прибыли из Британии в начале 1955-го; ещё два были примерно тогда же (?) получены из другого источника. В 1956-м было принято решение о восстановлении 6 машин; в июле приступили к ремонту двух экземпляров; из Британии были получены соответствующие чертежи. К началу Синайской кампании танки не были готовы к использованию (СА, 352).
В феврале 1957-го была создана частично регулярная 606-я штурмовая рота, входившая в структуру инженерных войск. Рота состояла из 3 взводов
Шерманов с бульдозерными отвалами (12 танков), 2 взводов Шерманов с тралами Мораг (8 машин) и технического (химуш); к 1964-му добавили два инженерных взвода. По результатам состявшихся в начале 1961-го испытаний выяснилось, что из-за большего веса правой части трала танки при тралении заносит вправо; что замена уничтоженных взрывом цепей занимает слишком много времени; что ширина очищенного участка 2.65 м, и что с 30%-й вероятностью на нём остаются мины. Для расширения и/или дополнительной очитски участка было принято решение прицеплять к танкам удлиннённые подрывные заряды. На 7 января 1958-го имелось 5 исправных и 3 неисправных машины; в июле 1964-го была неисправна одна машина. Начиная с 1964-го на всех танках Мораг были установлены дизельные двигатели Камминс, как на "линейных"
М-50/
51. Во время Шестидневной войны Мораг был единственным типом минных тралов на вооружении АОИ; на практике использовался только один экземпляр, на египетском фронте, в составе 38-й дивизии, поскольку почти всегда обстановка позволяла обойти минные поля. (Эш лифанав телех, 42, 229-31, 319)
Олег Грановский
подсказывает, что в 1973 г. под командованием штаба бронетанкового корпуса был 606-й штурмовой батальон, объединявший бронированные инженерные средства -
мостоукладчики, тралы "Мораг" и танки-бульдозеры.
На некоторых фотографиях танк тащит за собой прицеп, похожий на "
агала 34", и всё же как будто несколько отличающийся. Вероятно, прицеп служил для транспортировки упомянутых выше "удлиннённых подрывных зарядов".
Парад, 1958:
(Давид Рубингер)
На заднем плане:
(Национальная фотоколлекция)
Парад, 1959:
(Моше Придан, Национальная фотоколлекция)
Негев, 1960:
(Моше Придан, Национальная фотоколлекция)
Парад, 1961:
(Архив ККЛ)
1967:
В Латруне:
В соответствии с вышеуказанным, у него дизель Камминс: