Первые конкретные работы над танкобульдозерами в АОИ начались в 1956-м. Было принято решение об оборудовании 8 таких машин, на базе Шерманов M4A4. Для начала приступили к восстановлению двух купленных - очевидно, в нерабочем состоянии - экземпляров; предполагалось провести их испытания и затем продолжить работы. К началу Синайской кампании испытания не были завершены. Два восстановленных танкобульдозера были переданы 27-й бригаде, но в бою не применялись (Брезнер - Сусим абириим, 351-2). 10 танкобульдозеров были получены из Франции в ноябре-декабре 1956-го, изначально они числились неисправными (СА, 356; Эш лифанав телех, 41).
В феврале 1957-го была создана частично регулярная 606-я штурмовая рота, входившая в структуру инженерных войск. Рота состояла из 3 взводов Шерманов с бульдозерными отвалами (12 танков), 2 взводов
Шерманов с тралами Мораг (8 машин) и технического (химуш); к 1964-му добавили два инженерных взвода. Два танкобульдозера были вооружены
75-мм пушкой M3, остальные 6
105-мм гаубицей M4. На 7 января 1958-го имелось 6 исправных и 6 неисправных машин; в июле 1964-го имелось 5 неисправных машин. В 1967-м проходил испытания танкобульдозер с улучшеным механизмом подъёма отвала, на базе М-50 (ЭЛТ, 42, 229-31).
Олег Грановский
подсказывает, что в 1973 г. под командованием штаба бронетанкового корпуса был 606-й штурмовой батальон, объединявший бронированные инженерные средства -
мостоукладчики, тралы "Мораг" и танки-бульдозеры.
К 1972-му вроде бы в АОИ должны были остаться только
М-50 (Камминс) и
М-51. Но вот на заглавном фото, согласно подписи, 73-й; и на фоне канала видим
Шерман М-1 с бульдозерным отвалом; причём с обвесом а-ля М-50/51. Остаётся предположить, что из танковых частей М-1 вычистили, но перевели какое-то количество в инженерные, в качестве "бронебульдозера с пушкой". Кстати, отвалы на фотографиях отличаются от американских
M1 и
M2; по непроверенным данным, их источником послужили гражданские бульдозеры Caterpillar.
1973:
(Морис Кошелевич, Архив АОИ)
(Архив АОИ)
Дорога к каналу; здесь трудно с уверенностью определить модель Шермана:
Совсем скверная картинка из района "китайской фермы"; не вполне понятно даже, Шерман ли. :)
Синай, без даты:
Где-то, когда-то:
Шерман со 105-мм гаубицей и отвалом M1, Негев, 1960:
(Моше Придан, Национальная фотоколлекция)
Такой же в Латруне: