Угрюмый танк не проползёт 2.

Oct 12, 2014 00:15



(Национальная фотоколлекция, 1960)

Первое упомянание о ПТУР SS.10 в связи с АОИ относится к осени 1955 г. Во второй половине сентября (по-видимому 21.09.55) Египет подписал с Чехословакией, по-сути выступавшей посредником СССР, договор о поставке огромной партии пооружений, невиданной ранее на Ближнем Востоке... В целях компенсации роста египетской военной мощи, Израиль предпринял ряд шагов по ускоренной закупке новых вооружений... речь шла о 36 ПТРК SS.10 и ПТУР для них в объёме 50 штук в месяц с декабря 1955 г. Однако, вышеприведенные цифры отражали лишь планы и предварительные договора... SS.10... прибыли вскоре после войны 1956 г., т.е. с опозданием на целый год. И даже если бы их поставка началась ранее декабря 1956 г., использовать их было бы некому - наводчики ПТУР вернулись в Израиль после курса во Франции в конце 1956 г., а первые солдаты срочной службы были направлены в создававшееся тогда подразделение ПТУР в январе 1957 г. Так что упомянания в некоторых источниках о якобы имевшем место использовании SS.10 Израилем в войне 1956 г. не соответствуют действительности. ПТУР действительно применялась в этой войне, но французами.

В связи с массовой закупкой танков Египтом и переходом египетской армии от использования танков в качестве средства поддержки пехоты к их применению в рамках бронетанковых бригад, в 1956 г. в АОИ обсуждался вопрос создания целого противотанкового (ПТ) соединения, на вооружении которого будут стоять буксируемая противотанковая артиллерия, ПТУР SS.10, истребители танков М10 и лёгкие танки АМХ-13. Планы эти реализованы небыли и для использования SS.10 в рамках артиллерийских войск было создано подразделение 755... За техническое обслуживание ПТУР отвечала Служба вооружений и войска Связи (системы управления и тренажёры).

Первоначально использовался возимый вариант ПТРК, развёртываемый на грунте. Для перевозки использовались командкары. Развёртывание ПТРК включало выбор позиции, выгрузку частей комплекса с командкаров, сборку ракет - установку на каждой ракете 2 батарей (т.н. “солелот рош”) и пристыковку БЧ, развёртывание кабелей и соединение с их помощью различных элементов комплекса. Каждая ПУ имела переднюю и заднюю крышки, которые надо было открыть, а также измеритель горизонта (“пелес”) и угломер, с помощью которых ПУ надо было предать возвышение 12 градусов. При наличии дополнительного времени рылись окопы...

Расчёт ПТРК SS.10 состоял из 4 человек: наводчика (“нават”), он же командир расчёта, водителя (“наhаг”) и 2 младших оператора (“мафъиль”). Обнаружив и опознав цель, наводчик, находившийся на передовом наблюдательном пункте (обычно - до 100 м от ПУ ракет, при необходимости - до 300 м), отдавал приказ по полевому телефону подготовить ракету к пуску. Младший оператор переключал генератор сигналов через распределительную коробку на очередную ракету. Затем наводчик подавал команду “Приготовиться!” (“hихон!”), и далее - “Огонь!” (“Эш!”). Младший оператор нажимал на кнопку пуска (на SS.11 кнопка пуска уже находилась у самого наводчика)... Второй младший оператор был по сути вспомогательным персоналом, помогавшим в развёртывании комплекса. С переходом на самоходные ПТРК эта должность была упразднена, да и в первом младшем операторе необходимости... не было - часто на стрельбы выезжали без него.

Примерно с 1958 г. начались работы по самоходному варианту, на базе джипа “Виллис”. Таков был создан к 1959 г., ПУ (повидимому, 3) размещались в задней части машины, в сторону заднего борта. На вооружение этот ПТРК принят не был. Несколько позже спроектировали другой вариант - на базе командкара “Додж” и в конце 1959 - начале 1960 г.г. он был принят на вооружение. В задней части машины, также по направлению к заднему борту, в ряд размещались 4 ПУ SS.10. Поскольку в состав ПТРК SS.10 могло входить до 6 ПУ, был возможен вариант подключения самоходного ПТРК к 2 дополнительным ПУ, установленным на земле.

Специального названия SS.10 в Израиле не имел, использовалось оригинальное обозначение “SS.10”. Широкой публике SS.10 были впервые показаны на 12-м военном параде, состоявшемся 2 мая 1960 г. в Хайфе. Тогда были показаны сразу 8 командкаров с установленными на них ракетами...

После прибытия SS.11 ПТРК SS.10 сняли с вооружения. Точно не ясно, когда это произошло, но к лету 1962 г. 755-й дивизион был полностью вооружён SS.11. Правда, в одном из источников упомянается использование SS.10 против Сирии в пограничных столкновениях, но возможно этот случай спутан с использованием SS.11...

В то же время в 1961 г. SS.10 всё ещё находились на вооружении - примерно в середине этого года в рамках 755-го дивизиона была создана десантируемая батарея ПТРК SS.10, правда повидимому просуществовала она недолго.
(Олег Грановский - ПТУР первого поколения в АОИ)

Парад, 1960:



(Вероятно, национальная фотоколлекция)

Без даты:










Машина без ракет:




Наводчик занимает позицию ?




Пуск:




Несамоходный вариант, 1960:



(Национальная фотоколлекция, 1960)



(Национальная фотоколлекция, 1960)

И, опять же, без даты:






франция, птур, израиль

Previous post Next post
Up