Точно не известно, когда
SS.11 прибыли в Израиль, первоначально я предполагал, что это произошло в 1959 г. Недавно стало известно, что в 1960 г. офицер АОИ тренировался использованию SS.11 в Алжире в 1960 г., причём по-видимому подразумевалось, что в Израиле SS.11 ещё небыло. К лету 1962 г. 755-й дивизион полностью перешёл на ракеты этого типа. Широкой публике SS.11 были впервые показаны на 15-м военном параде, состоявшемся 29 апреля 1963 г. в Хайфе. В Израиле эти ПТУР получили название “Тагер”, но более широко использовалось оригинальное обозначение SS.11.
...
В отличие от
SS.10, возимый вариант SS.11 в АОИ не использовался. ПУ сразу были установлены на
пБТР, работы по созданию такого самоходного ПТРК осуществлял БАМАБ-682... По ширине пБТР монтировались 4 ПУ SS.11, по 1 ракете на каждой. Кроме того, в боекомплекте имелись 2 запасные ПТУР, а в состав батареи входил дополнительный полугусеничный пБТР-транспортёр ракет. В походном положении ПУ разворачивались назад и наклонялись вниз, так что ракеты были защищены бортами пБТР. Под полом пБТР находились два 12-вольтных аккумулятора. Существовало две возможности управления пуском: прямо с пБТР (пост наводчика находился справа от водителя) или же с выносного пульта. В последнем случае пБТР занимал позицию на обратном склоне холма, а наводчик с выносным пультом управления выходил вперёд, пульт с пБТР соединялся кабелем длиной 50 метров.
В период т.н. “Войны за воду” (1964-1966 г.г.) с Сирией имел место по крайней мере один случай использования SS.11. Две ПТУР были выпущены по сирийским позициям в районе
Куразим, но в цель не попали - как оказалось, за счёт перепада высот и “мёртвых зон” реальная дистанция, которую должны были преодолеть ракеты, превышала их максимальную дальность стрельбы.
В 1964-1965 г.г. в составе роты огневой поддержки 9-го мотопехотного (“ХЕРМЕШ”) батальона имелся взвод ПТРК SS.11 на пБТР - 4 машины. Однако это не обязательно означает, что SS.11 стоили на вооружении какого либо другого подразделения, кроме 755-го. Вполне возможно, что этот взвод - по-сути одна из батарей 755-го дивизиона, постоянно приписанная к 9-му батальону, бывшему в середине 60-х г.г. единственным в АОИ регулярным мотопехотным батальоном. В любом случае, во время Шестидневной войны 1967 г. SS.11 в 9-м батальоне не было.
Примерно в 1965-1966 г.г. в БАМАБ-681 осуществлялись работы по созданию (“дигум”) ПТРК “Тагер” на базе джипа. Нет никаких подробностей, что представляла из себя эта машина.
...
В 1967 г. 755-й дивизион был укомплектован сверх штата: практически все солдаты, демобилизовавшиеся с 1957 г., проходили резервистскую службу в рамках дивизиона. В ходе подготовки АОИ к войне 1967 г. дивизион разделили:
- Одна из батарей SS.11 на пБТР (командир - Шауль Ной) была придана 38-й дивизии (командир - Ариэль Шарон) и участвовала во взятии укрепрайона Ум Катеф - Абу Агила на Синае.
- Вторая батарея SS.11 на пБТР также была в составе ЮВО, но в боях не участвовала: всю войну она провела в кибуце Эйлот в районе Эйлата, где была готова участвовать в отражении возможного иорданского нападения. В одном из источников говорится о наличии SS.11 на пБТР в составе “Коах Эшколот” - сборном батальоне под командованием подполковника Зеева Эшколот, включавшего также 28 танков АМХ-13. Возможно, батарея в Эйлот и была теми самыми ПТРК SS.11 в составе “Коах Эшколот”.
- Третья батарея SS.11 на пБТР была в составе СВО и участвовала в штурме Голан. В ходе продвижения колоны бронетехники вверх на Голаны, 2 бойца этой батареи погибли от огня стрелкового оружия противника.
Где были джипы с SS.11 в ходе войны - неясно.
...
В любом случае, нет никаких данных о реальных боевых пусках SS.11 в ходе войны... А вот в дальнейшем был по крайней мере один случай боевого пуска SS.11. Резервистская батарея SS.11 постоянно несла боевое дежурство в районе т.н. “причала” (“hа-Мезех”) - самой южной точки восточного берега Суэцкого канала, напротив города Суэц... Обычно 2 ПТРК батареи находились на самом причале, 2 других - на удалении 2-3 км к востоку. Параллельно другая батарея несла боевое дежурство в районе Кантара, а несколько позже, уже в 1968 г. - в районе самого северного опорного пункта (ОП) вдоль канала - Темпо. Через несколько месяцев после окончания Шестидневной войны SS.11 потопили в районе причала лодку с египетскими коммандос.
...
В 1969 г. 755-е подразделение было передано парашютистам и ПТРК на пБТР с вооружения сняли. Джипы с SS.11 оставались в строю до войны 1973 г. включительно. По-видимому имелась рота таких джипов. В одном из источников сказано, что к началу войны 1973 г. в АОИ имелось всего 27 исправных ПТУР SS.11, и все они были выпущены на египетском фронте. В любом случае, к концу войны SS.11 были сняты с вооружения АОИ.
(
Олег Грановский - ПТУР первого поколения в АОИ)
Парад в Хайфе, 1963:
(Национальная Фотоколлекция, Моше Придан)
(Национальная Фотоколлекция, Моше Придан)
Парад в Беэр-Шеве, 1964:
(Национальная Фотоколлекция, Фриц Коэн)
Парад в Тель Авиве, 1965:
(Национальная Фотоколлекция, Фриц Коэн)
Парад в Хайфе, 1966:
(Национальная Фотоколлекция, Моше Мильнер)
1967:
И тут на переднем плане тоже он (на заднем подбитый
шмеленосец) ?
Парад в Иерусалиме, 1968:
(Национальная Фотоколлекция, Моше Мильнер)
1969:
(
wiki)
Война на истощение, район Суэцкого канала:
Без даты:
Огонь !
Джипы CJ-5 с SS.11:
На учениях:
И снова - огонь !