ПТУР “Шмель” использовались в двух комплексах - 2К15 (боевая машина 2П26 на базе джипа
ГАЗ-69) и 9К16 (боевая машина 2П27 на базе БРДМ-1)...
На вооружении Египта 2П26 были с середины 60-х г.г. (по некоторым источникам 2П26 стояли на вооружении и в Сирии). В ходе войны 1967 г. неоднократно отмечались случаи пусков “Шмель” по израильским танкам на египетском фронте, но число попаданий было незначительным. Применялась эта ракета и в ходе Войны на истощение. Уже через несколько месяцев после оконания войны 1967 г. египтянам удалось поразить ПТУР “Шмель” два израильских танка М48, патрулировавшим восточный берег Суэцкого канала.
Несмотря на массовое оснащение ПТУР “Малютка”, Египет использовал небольшое количество “Шмель” и в 1973 г. Имелось не менее 24 ПТРК 2П26, по 12 в двух ПТ полках армейского уровня...
В ходе войны 1967 г. Израиль захватил довольно большое количество 2П26 (свыше 20) и ПТУР “Шмель”. Было решено поставить 2П26 на вооружение, тем более что в этот период с вооружения снимались ПТУР “Кобра”. Как и все предыдущие ПТУР, ракеты “Шмель” использовал 755-й дивизион (с 1969 г. - батальон). По-видимому, в его рамках было создано 2 роты “Шмель”. Расчёт ПТРК состоял из 2 человек - водителя и наводчика (он же командир). Во взводе было 4 ПТРК.
Скорее всего, официально “Шмель” были приняты на вооружение с начала 1969 г. Особого названия в Израиле ПТУР “Шмель” не имела, её называли только “Шмель” (название “Снаппер” также не использовалось).
ГАЗ-69 постоянно страдали от механических поломок, поэтому было решено оснастить их двигателем и коробкой передач от американских джипов “Вилис”. По-видимому, из двух рот “Шмель” к 1973 г. одна была оснащена модернизированными ГАЗ-69, другая - оригинальными. Другая возможность - все 2П26 остались оригинальными, модернизации подверглись только обычные ГАЗ-69, используемые как машины командиров и для других нужд. В любом случае, к 1973 г. в 755-м батальоне было 10-12 модернизированных ГАЗ-69.
В 1973 г. 755-й батальон был мобилизован в первый день войны (06.10.73) и по-видимому уже 7 октября одна из его рот поднялась на Голаны, в район Нафах (“Цир hа-Нефть”). Роту разбили повзводно и каждый взвод занял позиции в одном из ОП в районе. Примерно 8 октября ОП попали под тяжёлый артобстрел, все джипы и ПТУР на них посекло осколками. Людских потерь небыло, поскольку во время обстрела расчёты находились в бункерах ОП.
Где была вторая рота “Шмель” точно не известно - может быть на Синае, может быть на границе с Иорданией, на случай вступления той в войну со своей территории. На сайте ВВС Израиля в дневнике событий (21.10.73, южный фронт) сообщается следующее: Относительного успеха в этот день добились и ВВС Египта: египетские самолёты МиГ-17, Су- (Су-7Б и Су-20 - О.Г.), “Дельфин” и МиГ-21 атаковали и уничтожили 7 грузовиков, несущие ПТУР...
Не исключено, что речь идёт о джипах с ПТУР “Шмель” (менее вероятно -
SS.11), хотя возможно подразумеваются действительно грузовики, например с запасными ракетами.
В любом случае, по словам Ури боевых стрельб “Шмель” в 1973 г. не было. На этом карьера “Шмель” в АОИ закончилась - сразу после войны 755-й батальон перешёл на трофейные “
Малютки”.
(
Олег Грановский - ПТУР первого поколения в АОИ)
Здесь говорится о 40 захваченных и 32 принятых на вооружение ПТРК Шмель; а
здесь о наличии в 1973-м 30 джипов и 171 ракет.
Парад в Каире, 1965:
1974:
ШДВ:
(Моше Мильнер, Национальная фотоколлекция)
На переднем плане
хафтрэк с SS.11 ?
Египетский трофей:
День Независимости, 1968:
(Давид Эльдан, Национальная фотоколлекция)
(Фото Авив, архив ККЛ)
1969:
(Узи Керен)
1973, в районе Нафаха:
Потом эти машины попали под сирийский обстрел:
Малютки и Шмели россыпью, 1973:
Без даты:
Испытания:
Батей а-Осеф: