В паре-тройке километров от северо-западной части Мёртвого Моря, у ущелья Кумран, находятся одноимённые с ущельем
руины. По разным гипотезам, название может происходить от арабского "камар" (луна) или являться арабским искажением греческого "каламон" (тростник). Encyclopedia Judaica сообщает нам, что у ранних визитёров (кого именно ?) была основанная на созвучии названий гипотеза, что перед ними остатки Гоморры. Многие исследователи склонялись к мысли о форте - сперва
Альберт Айзекс и британский консул Джеймс Финн (1856), позднее Густаф Дальман (1914), Эрнест Мастерман (1900-1) и Михаэль Ави Йона (около 1936). Мастерман, правда, не мог понять, зачем скромному форту большое кладбище на тысячу с гаком могил. Кладбище копнули Генри Пул (1855) и знаменитый Клермон-Ганно (1873) и вроде бы ничего стоящего не нашли. В общем и целом, до середины двадцатого века объект не представлялся учёным чем-то особенно интересным.
Отношение археологической общественности к Хирбет Кумран изменилось после того, как зимой 1946-47 бедуины наткнулись
километрах в двух севернее на пещеру (впоследствии обозначенную "пещера номер 1"), а в ней на своего рода сокровища - кувшины с
древними свитками. Семь кусков пергамента бедуины недорого продали вифлеемскому сапожнику (кожа же) Кандо; тот перепродал три профессору Элиэзеру Липе Сукенику и четыре сирийскому православному патриарху; эти последние несколько позже приобрёл сын Сукеника Игаэль Ядин. Так документы добрались до учёных, и понеслось... Оценив значимость объекта, между 1949 и 1956 иорданское Управление Древностей, Музей Рокфеллера и
Библейская Школа провели на месте несколько сезонов раскопок, а директор школы
Ролан де Во вошёл в историю как пионер кумрановедения. Позже район Кумрана разведывали/копали многие другие. Совместными усилиями бедуины и археологи обнаружили ещё десять пещер с фрагментами порядка 900 свитков, зачастую совсем крохотными.
Поскольку с год назад
arktal посвятил кумранским свиткам
несколько познавательных постов, то я позволю себе написать о них всего лишь пару слов. Примерно четверть свитков - различные книги ТАНАХа; представлены все книги, кроме Эстер (и Нехемии, если, как принято сейчас, считать её отдельной от книги Эзры). Процентов 40 из этой четверти практически идентичны будущему масоретскому тексту; другие имеют те или иные отличия, приближающие их к Септуагинте, к самаритянскому пятикнижию, или специфические для Кумрана. Кроме того, имеются арамейские переводы книг ТАНАХа; комментарии к книгам пророков; и апокрифические книги, как
Товит,
Бен Сира,
Енох и
Юбилеи. Другие свитки касаются верований и практик общины/секты, которую некоторые из документов называют "яхад" (вместе). Группа, мол,
возникла через 390 лет после падения Первого Храма (т.е. 196 до н.э.); а ещё через 20 лет её возглавил "
учитель праведности" (по мнению некоторых исследователей, опальный священник из
потомков Цадока). Сектанты считали, что близится заключительная война между "сынами света" и "сынами тьмы"; в итоге хорошие победят, правильно верующие спасутся, придут два мессии (потомок Давида и потомок Аарона) и наступит хэппи энд. А пока нужно отказаться от личного имущества, строго блюсти ритуальную чистоту итд. Они использовали
календарь, сильно отличающийся от знакомого нам еврейского. Кое-какие "фичи" сближают "яхадистов" с будущими христианами; например (по Тантлевскому): представление о том, что "учитель праведности" должен воскреснуть через 40 лет после смерти; представление о спасении через веру (с той же отсылкой к
Аввакуму 2:4); и даже, возможно, прообраз тринитаризма - кумранские тексты попеременно именуют мессию богом, сыном бога и "духом его дыхания"...
Де Во придерживался резонного предположения, что именно в кумранских руинах и обитали описанные в свитках сектанты. Эта гипотеза остаётся мэйнстримной до сих пор. Авторов свитков склонны идентифицировать с загадочными
ессеями. В самих кумранских свитках ессеи никак не упоминаются; наша информация о них исходит от
Плиния Старшего,
Филона Александрийского, и конечно же Иосифа Флавия. Так, в "древностях" Флавий называет ключевым различием между ессеями, фарисеями и саддукеями отношение к предопределению; ессеи, мол, считали предопределённым абсолютно всё (
Иудейские древности 13 5 9); и обсуждаемые сектанты, похоже, считали примерно так же. Есть сходство и в более практических вопросах, таких как обобществление собственности, совместные трапезы, длительный подготовительный период перед полноправным вступлением в общину итд (
Иудейская война 2 8). Кроме того, Плиний размещает ессеев с по западную сторону Мёртвого моря, "над
Эйн Геди", т.е. более-менее там, где нужно:
On the west side of the Dead Sea, but out of range of the noxious exhalations of the coast, is the solitary tribe of the Essenes, which is remarkable beyond all the other tribes in the whole world, as it has no women and has renounced all sexual desire, has no money, and has only palm-trees for company. Day by day the throng of refugees is recruited to an equal number by numerous accessions of persons tired of life and driven thither by the waves of fortune to adopt their manners. Thus through thousands of ages (incredible to relate) a race in which no one is born lives on for ever: so prolific for their advantage is other men's weariness of life! Lying below the Essenes was formerly the town of Engedi, second only to Jerusalem in the fertility of its land and in its groves of palm-trees, but now like Jerusalem a heap of ashes. Next comes Masada, a fortress on a rock, itself also not far from the Dead Sea. This is the limit of Judaea.
(
Естественная история 5.15)
Среди многочисленных попыток восстановить происхождение названия "эссеи" есть несколько хорошо ложащихся на идеологию авторов кумранских свитков. Тантлевский упоминает три:
- от арам. "хашайя" - то ли те, кто верит в предопределение; то ли предсказатели будущего;
- от арам. "асайя" - так, мол, называли целителей-чудотворцев, связанных с потусторонним миром;
- от имени отца царя Давида, Ишай; сектанты, мол, могли видеть себя этаким коллективным новым Ишае, который породит нового Давида, т.е. мессию.
Наиболее ранние находки в Хирбет Кумран - основания стен и немного керамики 8-7 веков до нашей эры, включая оттиск "
царской печати" и остракон с несколькими символами. Де Во реконструировал поселение как прямоугольное строение с рядом комнат вдоль восточной стороны, снабжённое большим круглым резервуаром, и увидел в нём сходство с древнеизраильскими крепостями в Негеве. Возможно, виноват царь Иудеи
Узияу, который "построил башни в пустыне, и вырубил много колодцев" (
Хроники 2 26:10); или же тут обосновались беженцы после ассирийского завоевания Израильского Царства. Поселение существовало относительно недолго, возможно до вавилонского завоевания Иудеи в 586-м году до нашей эры. Некоторые осторожно отождествляют Кумран с "
Городом Соли" (Ир Мелах) или с
Сехахой, упомянутыми в
книге Иегошуа (15:62) в одном предложении с Эйн Геди; но подтверждений пока нет.
Основное внимание, естественно, привлекают более поздние периоды, которые согласно де Во выглядели следующим образом - со второй половины второго века до н.э. до землетрясения 31 года до н.э. (слой Ia и Ib), примерно с 10 года до н.э. до разрушения римлянами в 68 году (II), и похоже что в 68-72 на руинах стоял римский гарнизон (III). Во время восстания Бар Кохбы, мол, здесь скрывались повстанцы и обронили несколько монет, но ничего нового не построили. По последним данным разведки, возможно с -31 по -10 Кумран не был полностью заброшен. Кроме того, от периода II отщипывают несколько последних лет и называют их IIb; предположительно в эти годы сектантов сменила какая-то другая, вероятно антиримски настроенная община (найдены ножи, наконечники стрел, другие типы керамики и отчеканенные восставшими монеты). Наконец, некоторые находки (монеты, сосуды, осколки стекла) относят к 73 - 132 годам (IIIb).
В каком качестве появился на свет хасмонейский Кумран, пока неясно. Одни считают, что он изначально был отшельническим поселением, специально построенным в "медвежьем углу". Другие - что объект был основан как укреплённый пост (часть цепочки крепостей, построенных для охраны восточной границы царства и потерявших своё значение после прихода римлян) или усадьба. Более того, некоторые несогласны, что в Кумране вообще когда-либо жили какие бы то ни было сектанты; они например отмечают, что ни один свиток не был найден в собственно поселении, зато там добыли подозрительно много монет (569 серебряных и 681 бронзовая). Так, по Хиршфельду, Кумран напоминает другие ранние римские усадьбы в наших краях; и он не видит доказательств, что объект когда-либо населяли ессеи или им подобные. Недавно Маген и Пелег объявили объект фабрикой по производству керамики. В поселении действительно имелoсь несколько печей для обжига керамики, а также большое количество ступенчатых резервуаров, которые остальные исследователи считают миквами; но авторы уверены, что большая их часть служила источниками гончарной глины; мол, частички глины приплывали по акведуку и оседали в резервуарах. Однако если в Кумране отродясь не водились сектанты-графоманы, откуда же тогда взялись свитки ? Есть гипотеза, что последние изначально хранились в Иерусалиме, например при храме, и были спрятаны в пещерах только в ходе антиримского восстания.
Непонятно, отвечают более "ортодоксальные" авторы, что делали в храмовой библиотеке документы, многие из которых явно осуждают порядки в храме; а также зачем было их тащить на довольно большое расстояние именно в эти пещеры. Также, мол, трудно игнорировать ну очень близкое соседство некоторых из пещер с Хирбет Кумран, сходство керамики в пещерах и в поселении, или скажем чернильницы и прочие находки из предполагаемого скриптория. Свитки в самом поселении могли банально сгореть в 68-м... Магнес обращает внимание на компактность поселения и простоту его архитектуры - строения из необработанных камней и необожжённых кирпичей, полы из утрамбованной земли, иногда оштукатуренные, иногда из грубо обработанных плит. Она же отмечает, что ни одно помещение в Кумране не было идентифицировано как жилое, только как различные общественные или рабочие. Выходит, местные обитали или на верхних этажах немногочисленных двухэтажных зданий (но тогда их было не больше нескольких десятков); или - как предложил в своё время де Во - в "шалашах" вокруг, и тогда, судя по размерам столовой (см ниже), могло набраться порядка 150. Могилы на вышеупомянутом местном кладбище расположены аккуратными рядами и ориентированы головой на юг. Де Во в своё время вскрыл 43 могилы и нашёл почти исключительно взрослых мужчин; исключение составляли несколько взрослых женщин; необычная картина для "обычного" поселения. Только к югу от поселния могилы разбросаны, ориентированы различным образом, и включали многочисленные женские и детские погребения. Вероятно, эти южные могилы - более современные бедуинские.
Наконец, в ходе раскопок Джеймса Стренджа в 1996-м немного за восточной границей поселения был найден
черепок с надписью. Согласно расшифровке, опубликованной год спустя Фрэнком Муром Кроссом и Эсти Эшель, надпись сообщает о пожертвовании, которое некто сделал в пользу "яхад"; таким образом, по их мнению, остракон связывает общину и поселение. Другие исследователи, однако, читают те же несколько букв иначе, например "ахер" (другой). В итоге у Нормана Голба получается следующий текст: "In year two ... in Jericho ... El’azar the son of N... boundaries of the house ... the fig trees ... and every other tree ...".
План римского Кумрана (Ib).
(Encyclopedia Judaica)
Предполагаемый вид с севера:
Теперь реал. Западная часть поселения:
Там же:
Акведук, отводивший воду из Вади Кумран. Также вроде вода собиралась с крыш. Всё перечисленное, понятно, только во время редких в этих местах зимних дождей.
Резервуары круглый и прямоугольный:
Печь для обжига керамики:
Миквы:
Башня в северной части поселения; размер 11 на 13 м, толщина стен 1.3 м, плюс гласис.
Вид с башни на запад; перед пешеходным мостиком виден круглый резервуар:
Вид с башни на юго-восток; прямоугольное помещение на переднем плане - предполагаемый
скрипторий. В последнем обнаружили остатки столов и скамеек из необожжённых кирпичей; там же и по соседству нашли чернильницы, которые вообще говоря попадаются археологам довольно редко. Правда, у нас нет данных, что писцы двухтысячелетней давности пользовались столами; по Магнес, они держали материал на коленях. Посему появились разные гипотезы, от "писцы работали, сидя на столе" до "это вообще не скрипторий, а что-то вроде
римского триклиния", но все проблематичные.
Примерно там же:
Самое большое помещение, в южной части объекта, де Во определил как зал собраний, а также как столовую...
...поскольку в соседней комнате нашли остатки порядка тысячи единиц посуды, почти исключительно столовой - тарелок, мисок и чашек:
Двери:
Остатки колонн:
Загон для скота:
К вопросу о свитках и пещерах. В соседней скале, всего метрах в 80 от поселения...
...прячется пещера номер 4, которая принесла самый большой урожай свитков:
Вдали виднеется пещера номер 6 (?):
Копия одного из свитков:
Из Коллекции Мэтсона, 1947-61:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 4)
The Archaeology of the Holy Land By Jodi Magness
Early Roman Manor Houses in Judea and the Site of Khirbet Qumran By Yizhar Hirschfeld
The Qumran Excavations 1993-2004 Preliminary Report By Yitzhak Magen & Yuval Peleg (PDF)
Encyclopedia Judaica (PDF)
A New Wrinkle in the Qumran “Yahad” Theory By Norman Golb (PDF)
Лекция И.Р. ТантлевскогоVirtualqumran.huji.ac.il Отчёт ЖЖ-юзера
sewa7 Отчёт ЖЖ-юзера
gala67 Отчёт ЖЖ-юзера
lyolik-il