В полутора километрах от побережья Мертвого моря находятся развалины древнего поселения Кумран, известного тем, что в пещерах возле него были найдены знаменитые Кумранские свитки или свитки Мертвого моря.
Сегодня здесь раскинулся археологический парк, где можно увидеть раскопки центрального комплекса кумранитов, их водную систему и пещеры, где были найдены знаменитые рукописи. В туристическом центре показывают небольшой фильм о Кумране на разных языках. В Кумран ежедневно приезжают десятки туристов, чтобы увидеть место, где была совершена эта уникальная находка, уникальная не только сама по себе, но и историей ее совершения.
1.
Ученые много лет спорят о сущности Кумрана и приводят самые разные гипотезы: Кумран это крепость; Кумран это вилла; Кумран это коммерческий центр; Кумран это часть Иорданской долины, Кумран это фабрика по производству керамики и т.д. Однако часть историков соглашается с версией одного из первых археологов-исследователей этого уникального места Ролана де Воа, гласящей, что Кумран был поселением секты ессеев.
2.
Кто же такие эти ессеи? И почему свитки, созданные ими, так важны для науки? Ессеи (греч. Εσσηνοι, Εσσαίοι, Οσσαιοι или кумраниты) - одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э.
Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие учёные, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией - эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других - после трёхлетнего испытания.
Де Воа полагал, что ессеи устроили кумранское поселение в пустыне исключительно в религиозных целях.
3.
Мне кажется, секта ессеев достаточно интересна для того, чтобы рассказать о ней поподробнее.
Вступающий в орден ессеев должен был под страшной клятвой дать обет:
чтить Бога
быть справедливым ко всем
никому не вредить
быть врагом неправды
сохранять верность властям
достигнув власти, не превозноситься
не отличать себя от других особой одеждой и украшениями
обличать ложь и любить истину
ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать
воздерживаться от незаконной прибыли
догматов ессейского учения никому не передавать
не употреблять клятвы
верно хранить писания (древние книги) ессеев и иудеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу - таинственные имена Божии)
Далее, по рассказу Филона, ессеи
не приносили кровавых жертв (по Флавию - они не приносили этих жертв лишь в Иерусалимском храме)
усердно занимались
земледелием
пчеловодством
скотоводством
ремеслами
врачеванием (посредством дыхательной гимнастики и произнесения заклинательных формул и стихов)
не делали оружия и отвергали войну до пришествия Мессии, но готовились к войне против сил Зла на стороне Мессии
признавали лишь общую собственность
безусловно отрицали рабство
помогали друг другу всячески
учили, что все они братья между собой
4.
Все необходимое для жизни ессеи изготовляли сами, избегая отношений с торговцами. Много занимались аллегорическим толкованием Святых Книг и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью. По словам Иосифа Флавия, Моисея ессеи ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью. Ессеи уходили от суеты, жили простым трудом на земле, презирая богатство и знатность, считали полезным и богоугодным воздержанность во всем - философия, очень близкая к философии христианства. Говорят даже, что Иисус вышел из этой секты, был одним из ее членов.
Жили они безбрачно, но не потому, чтобы отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака. Ессеи вели споры, можно ли заниматься физической любовью и рожать детей (что уже противоречит заповедям иудаизма). От полного полового воздержания их удержала только мысль о том, что в этом случае их секта быстро и неминуемо вымрет. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но, как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей.
Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали всегда особого покроя белое платье.
Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой, они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия.
За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у ессеев (числом не менее 100) были «строги и справедливы». В исполнении узаконений своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни.
Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми. Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее. Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни - в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Они верили в предопределение.
5.
В период 1947-1956 годов были предприняты обширные раскопки поселения. Были найдены сосуды, водоёмы, кладбища, а также различные помещения: обеденный зал (рефекториум), зал для приёмов гостей, развалины помещения, предназначенного для переписки рукописей, печи для обжига глиняной посуды,скрипториум - место где изготавливались кожи для рукописей, наносились тексты и хранились готовые свитки. Место это считалось ритуально чистым, в нем не жили.
Древнейшее поселение на территории Хирбат-Кумрана датируется VIII-VI вв. до н. э. К этому периоду относится глубокая круглая водосборная цистерна, которая в последующие века была включена в сложную систему водопроводов и водосборников.
6.
Рядом с водосборной цистерной были построены два прямоугольных водоема и жилые помещения
7.
А также две печи для обжига керамики.
8.
Несколько позднее (около 100 г. до н. э.) площадь поселения была расширена: были возведены двух- и трехэтажные строения и создана сложная система водоемов, соединенных каналами. Вода поступала по акведуку из вади Кумран, где была построена плотина, задерживавшая воду в период зимних дождей.
Развитая система водоснабжения в Кумране, относится к Иродианскому периоду. Археологи разделили найденные бассейны на те, в которых содержалась питьевая вода и на те, в которых проходили ритуальные омовения - микве
9.
10.
11.
12.
Новый комплекс построек (восходящий, видимо, к 4-1 гг. до н. э.), укрепленный против разрушительного действия землетрясений, просуществовал до Иудейской войны I и был разрушен римлянами в 68 г. н. э. В этом новом комплексе главное здание представляло собой четырехугольное строение из крупных нетесанных камней с массивной башней в северо-западном углу. Центральная башня поселения была хорошо защищена от нападения, вход туда вел только из соседнего здания через второй этаж.
13.
В здании было несколько больших комнат, служивших, по-видимому, местом собраний и совместных трапез. К самой большой комнате на южной стороне примыкало небольшое помещение, где хранилось более тысячи глиняных предметов кухонной и столовой утвари.
14.
Одна из комнат в юго-западной части постройки служила, по-видимому, помещением для писцов. Были обнаружены мельницы, закрома, печи для выпечки хлеба, прачечная, стойла, плавильные печи, мастерские. Все это подтверждает то, что жители поселения стремились к максимальному самообеспечению, занимаясь земледелием, скотоводством и разными ремеслами.
15.
Ессеи жили по своему календарю, справляя общепринятые еврейские праздники в совершенно другие числа, не пользовались галахическими постановлениями и заповедями, жили только по письменной Торе, чем напоминают более позднюю секту караимов, которые являются, возможно, если и не физическими, то духовными наследниками ессеев.
Среди строений не обнаружены спальни; ими, по-видимому, служили близлежащие пещеры и шатры.
Вот карты Кумрана с сопоставлением помещений, которые раньше здесь находились
К востоку от Хирбат-Кумрана расположено кладбище (около тысячи могил). Захоронения ориентированы головой на юг; мужчины похоронены отдельно от женщин и детей.
16.
Некоторые из могил могут быть отнесены к Средним векам. Лишь небольшая их часть была обследована, так как согласно еврейскому закону раскопки кладбищ запрещаются. Одна из гипотез ученых утверждает, что это захоронения умерших сектантов, в то время как другая - что тела были принесены в Кумран, так как похороны здесь легче, чем в других, более скалистых местах.
****************************************************************************************************************************************************************************************************************************************** Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых Свитков Мёртвого моря, или Кумранских рукописей - большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия. Ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5, возможно являющимся самым древним из известных отрывком из Евангелия от Марка. Согласно гипотезе, ессеи спрятали свитки в близлежащих пещерах во время еврейских восстаний в 66 г н. э. незадолго до того, как они были перебиты римскими солдатами. Их целью было сохранить эти свитки для будущих поколений.
17.
История обнаружения свитков тоже весьма примечательна. Зимой 1947 года бедуинские пастухи в поисках пропавшей козы случайно наткнулись на пещеру, в которой и была обнаружена археологическая находка, оказавшаяся самым важным открытием, сделанным когда-либо на Святой земле.
18.
Разумеется, оценить сделанную находку бедуины не сумели. Семь найденных свитков один из них, Мухаммед Диб Хассан, продал торговцу-сапожнику в Бейт Лехеме. Когда фрагменты этих свитков, выставленные на продажу, увидел Элиэзер Сукеник, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, он, рискуя жизнью, поехал на арабскую территорию накануне Войны за Независимость, чтобы купить три свитка из семи. Свитки эти были выкуплены в ночь голосования ООН по созданию государства Израиль, то есть предсказание кумранитов исполнилось буквально! Четыре остальных рулона были собственностью Мара Самюэля, архиепископа сирийского монастыря в Иерусалиме. Он предполагал, что имеет дело с христианскими документами. Даже когда он узнал, что ошибался, то не захотел продать их профессору Сукенику, надеясь получить за них хорошую цену в Соединенных Штатах.
Пять лет спустя рукописи все еще не были проданы. Мар Самюэль поместил объявление об их продаже в Wall Street Journal. И надо же так случиться, что сын профессора Сукеника, Игаэль Ядин, также археолог по профессии, в этот момент был в Нью-Йорке и случайно увидел объявление! При поддержке израильских официальных лиц он посылает посредника, который, поторопившись, купил свитки за 250 000 долларов. 1 июля 1954 года рукописи возвратились в Израиль.
Профессор Сукеник, переодевшись в арабские одежды, неоднократно переходил границу, чтобы отыскать новые рукописи из того же источника. В 1956 году иорданскими археологами были открыты и исследованы еще десять пещер в Кумране. Всего было найдены десятки целых свитков, еще десятки тысяч фрагментов и многочисленные предметы обихода, относящиеся к периоду Второго Храма. Они написаны на иврите, греческом и арамейском языках; материалом послужили кожа и папирус (только один свиток - на меди). Четверть свитков содержит различные библейские тексты. Найдены также многочисленные комментарии к текстам, гимны и псалмы, официальные документы, письмо, адресованное высшим служителям Храма в Иерусалиме, и так далее.
19.
В мире сегодня существует несколько специальных институтов, занимающихся изучением исключительно этих уникальных рукописей - в Англии, Израиле и России. Издано и опубликовано несметное количество работ на всех языках мира, в том числе и на русском. Значительная часть свитков, находившихся в Иордании, изучалась так называемой международной группой ученых в музее Рокфеллера в восточной части Иерусалима. В 1967 году, после освобождения Восточного Иерусалима, музей и все свитки в нем находящиеся попали в руки Израиля, где и хранятся до сих пор. Исключение составляют лишь отдельные пергаменты, находящиеся в различных местах мира и знаменитейший Медный Свиток, в момент освобождения Иерусалима находившийся на выставке в Аммане, столице Иордании, так там и оставшийся. Медный Свиток, вычеканенный на меди в 1-м веке нашей эры содержит текст на иврите, в котором перечисляются сокровища и храмовая утварь, спрятанная в различных местах Иудеи - в пустыне и в окрестностях Иерусалима.
20.
Медный Свиток и сегодня выставлен в археологическом музее Аммана. В других свитках содержатся тексты, предвосхищающие будущие тексты христианства, такие как «Апокалипсис» и «Нагорную проповедь».
В связи с этим чрезвычайно важным становится вопрос датировки этих рукописей и многие христианские ученые «натягивают» датировку рукописей поближе ко временам Иисуса. Очевидно однако, что тексты эти записаны в I и II веках до нашей эры. Таким образом, становится понятно, что многие христианские идеи и тексты берут свое начало в Кумране, задолго до периода жизни Иисуса.
Не менее важна датировка для определения образа основателя (либо духовного руководителя секты), которого кумраниты называли «море ха-цадик» - Учитель Праведности, и частное имя которого было Иоханан. Именно этот человек, судя по всему, послужил прообразом новозаветного Иоанна Крестителя, жившего, по христианской традиции, на полтора столетия позже. Именно поэтому для христианской теологии кумранские рукописи также являются чрезвычайно важной находкой и источником знаний.
21.
В чем же еще состоит уникальность этой находки?
До кумранских находок анализ библейского текста был основан на средневековых манускриптах. Кумранские тексты значительно расширили наши познания о тексте Ветхого Завета периода Второго Храма.
Неизвестные ранее прочтения помогают лучше понять многие детали текста Ветхого Завета.
Текстуальное многообразие, отраженное в пяти группах кумранских текстов, дает хорошее представление о множественности текстуальных традиций, существовавших в период Второго Храма.
Кумранские свитки предоставили ценную информацию о процессе текстуальной передачи Ветхого Завета в период Второго Храма.
Подтверждена надежность древних переводов, прежде всего, Септуагинты. Найденные свитки, принадлежащие к четвёртой группе текстов, подтверждают правильность ранее сделанных реконструкций древнееврейского оригинала Септуагинты.
Кумранские свитки сыграли в истории и библеистике столь важную роль, что даже хранение этих рукописей уникально: специальное здание в Музее Израиля - Храм Книги - сооружено таким образом, что в случае опасности может немедленно быть опущено вместе со всем содержимым в бетонную шахту глубиной сорок метров. Больше никакие ценности так не хранят. Важнейшее значение рукописей Мертвого Моря состоит не только в подтверждении аутентичности текстов Ветхого Завета, в чем сомневались многие ученые до находки кумранских свитков, но и в важности понимания происхождения многих христианских идей и текстов, книги «Апокалипсис» и других, а также удивительное предвидение ессеев, предугадавших разрушение Храма и Иерусалима и то, что их рукописи будут найдены через 2 тысячи лет, когда вновь возникнет на этой земле еврейское государство.
******************************************************************************************************************************************************************************************************************************************* И Вася здесь тоже был И мы тоже здесь побывали. На маленькой планете под названием Кумран :)
22.
День тоже выдался удивительным - здесь шел дождь! Дождь! На Мертвом море! Это бывает редко, поверьте...
23.
Бродили себе неторопливо, стараясь лишь обогнать многочисленные разноязыкие туристические группы в разноцветных бейсболках, читали таблички, заглядывали в бассейны, взбирались на башню... Любовались неподвижным зеркалом Мертвого моря, кажущегося отсюда бесконечным
24.
Думали - а было бы, наверное, интересно пройти по руслу Нахаль Кумран, заканчивающимся водопадом
25.
И просто были радостны и довольны :)
26.
У кого как, а у нас лето ноябрь торжествует :)))
27.
Ну и, разумеется, поскольку Женя уже успел побывать везде и в Кумране тоже, то у него есть про это пост :) Правда, старый. С новым я его опередила