Одними сэндвичами сыт не будешь.

Jun 07, 2012 14:40



(wiki)

Знаменитые " сэндвичи" с некоторыми оговорками годились для сопровождения конвоев, переброски войск вдоль дорог и так далее. Но их эффективное применение на поле боя, и особенно в наступлении, представлялось затруднительным. Во первых, изношенные и перегруженные грузовые шасси не справлялись с бездорожьем и постоянно выходили из строя. Во вторых, в отсутствие встроенного вооружения вести огонь можно было только через узкие бойницы, с соответствующей эффективностью. Перечисление недочётов можно продолжить, но суть должна быть ясна.

Ответом послужили так называемые "башенные бронеавтомобили" (ширьёниёт цариах). Как сообщает waronline:

Первая попытка постройки "стального броневика с башней" (по всей видимости, на шасси грузовика, хотя и неизвестного типа) была предпринята на заводе "Маген-Четвуд" еще в марте. Однако внутренние межведомственные разногласия, незаконченный проект башни, а также отсутствие необходимых деталей (прежде всего - подбашенного кольца, изготовить которое в тогдашней Британской Палестине не было никакой технической возможности) серьезно тормозили работы. Хотя все необходимые детали были в конце концов найдены, эта бронемашина, по все видимости, так и не была передана в действующую армию.

Если верить Ynet, какое-то отношение к проектированию башенных броневиков имел Феликс Биатус, в прошлом командир танкового батальона в советской армии. Чуть позже, с появлением у АОИ настоящих танков, Биатуса отправили создавать из них 82-й батальон 8-й бригады.

Серийное производство башенных БА началось в мае. Как исходный материал использовались:
1) M3 Scout Car производства американской White Motor Company;
2) бронеавтомобили Otter и бронетранспортёры C15TA от General Motors Canada;
3) 3/4-тонные грузовики Dodge WC-51/52.
Перечисленная бронетехника либо была куплена на распродажах имущества британской армии (в демилитаризованном виде, с частично срезанной бронёй), либо импортирована после провозглашения независимости. Многие необходимые детали добыли с британской свалки в ущелье Вади Фалах (Нахаль Орен). Получившуюся в результате технику называют, в зависимости от типа шасси, "Вайтами", "Джи-Эм-Си" и "Доджами".

Все машины снабдили полностью закрытым бронекорпусом с башней. Из-за нехватки брони "надстройка" ранних машин бронировалась "сэндвичем"; только с конца июня перешли на полностью стальную броню. Вооружение состояло из пулемёта MG-34 в башне и - за исключением Доджа - такого же пулемёта рядом с водителем. На несколько БА поставили 37-мм пушки, снятые с танков Hotchkiss.

В мае армия получила 20 Вайтов и два Доджа; к началу июля 50 башенных БА, в том числе 40 Вайтов и 6 Доджей. К весеннему наступлению Хаганы машинки, естественно, опоздали. Первым пользователем стал 73-й батальон 7-й бригады, а первым случаем боевого применения - неудачные бои за Латрун в конце мая. Пользователи жаловались на невысокую скорость и на склонность к раскачиванию, мешавшую вести эффективный пулемётный огонь в движении. Кроме того, поступили просьбы улучшить пулемётную установку (в частности добавить "гильзоуловитель") и приварить крепления для шанцевого инструмента.

В феврале 49-го выпуск башенных БА был прекращён. Согласно "Ницаней а-ширьён" Брезнера (стр 230), на конец марта 49-го в наличии были следующие башенные БА собственного производства: 74 Вайта (из них три с 37-мм пушками), 32 Джи-Эм-Си (два с 37-мм пушками) и 36 Доджей. "Сусим Абириим" того же Брезнера (стр 11) даёт на первое мая 49-го 70 Вайтов (из них 31 в ремонте), 33 Джи-Эм-Си (13 в ремонте) и 29 Доджей (17 в ремонте). К слову, в обоих списках фигурируют некие Бедфорды (по НШ их 5), про которые мне ничего не удалось узнать, кроме упоминания (НШ, 192) о захваченных в Рамле БА Бедфорд, которые нужно было отремонтировать, усилить бронирование и снабдить башнями; затем 4 штуки были переданы бригаде Кирьяти. Дальше (СА, 76) говорится о 70 Вайтах (из них 50 после ремонта) и примерно 10 Джи-Эм-Си (нуждающихся в ремонте) в конце 1950-51 финансового года; Вайты предназначались для разведрот резервных бригад (СА, 78), а Дж-Эм-Си предполагалось переделать обратно в "полицейские бронеавтомобили". Ещё дальше (СА, 173) о решении, видимо принятом не позже 1953-го, списать Доджи, но оставить Вайты (55) и Джи-Эм-Си (11).

Все три типа в одном кадре: впереди два Доджа, за ними Джи-Эм-Си, замыкают два Вайта:



(Финн, архив ККЛ)

По левому краю кадра два Доджа, Вайт и сэндвич; по правому Джи-Эм-Си, Вайт и вроде сэндвич:




Те же и крайне редкий броневиллис:




Ранний Вайт, с "сэндвичем" в верхней части борта, в кибуце Хулда:



(Архив Пальмаха)

Видимо, он же:



(Яд Табенкин)

Вайт "канонический":




Бортовых бойниц могло быть по одной или по две с каждой стороны:









(Central Zionist Archive)

У этого чужие передние крылья:




Редкие пушечные экземпляры:



(wiki)



(Бено Ротенберг via wiki)



(Бено Ротенберг via wiki)

Башня изнутри:




Бренные останки БА Вайт на " радарном холме":



Реплика в Латруне:







Вайты в будущем аэропорту Бен Гуриона, июль 48:



(wiki)

Сельхозпоселение Бейт Эшель, рядом торчит характерный нос Морриса:



(национальная фотоколлекция)

Операция Хорев, 15 декабря 48; на капоте написано что-то вроде "мы в Беер Шеве"



(национальная фотоколлекция)



(национальная фотоколлекция)



(национальная фотоколлекция)



(национальная фотоколлекция)

Хорев, техобслуживание:



(Национальная фотоколлекция)

Тоже Хорев; в стройные ряды Вайтов затесался один Humber Armoured Car британского производства:



(Пальмах)

Вайт и Humber Scout Car, на заднем плане какой-то из фортов Тегарта:




Парад в Хайфе 19 апреля 49:



(Тедди Браунер, национальная фотоколлекция)

Там же:



(Архив Пальмаха)

Там же, ранний Вайт с "сэндвичем":



(национальная фотоколлекция)

Парад в Тель Авиве:



(via)

Открытие шоссе Тель Авив - Иерусалим в декабре 48-го; в колонну Вайтов затесался южноафриканский Мармон-Херрингтон:



(Эдгар Хиршбейн. Архив ККЛ)

Парад в Тель Авиве, 17 июля 49:



(Давид Эльдан, национальная фотоколлекция)

Колонна восьмой бригады, октябрь 48-го; два Вайта, перед ними Джи-Эм-Си:



(Золтан Клугер, национальная фотоколлекция)

Колонна такого же состава (и следом, кажется, ещё Джи-Эм-Си) в Аудже:



(национальная фотоколлекция)

Снова Вайт и Джи-Эм-Си, да ещё Мармон-Херрингтон, около беершевской мечети:




Эти два Джи-Эм-Си, равно как и беершевский с прошлой фотографии, прежде явно были канадскими C15TA:






(via)

Такой же, но с 37-мм пушкой, повидимому французской пехотной 37-мм M1916:




А этот смахивает на Оттер, у которого заменили оригинальную башню на израильскую и добавили пулемётную установку слева от водителя:



(национальная фотоколлекция)

Но чаще всё-таки попадаются машинки с полностью самопальным бронекорпусом:






(Central Zionist Archive)



(Архив Пальмаха)




Этот принадлежал седьмой бригаде:



(wiki)

Октябрь 48, под Иерусалимом:



(национальная фотоколлекция)



(национальная фотоколлекция)



(национальная фотоколлекция)



(национальная фотоколлекция)






(национальная фотоколлекция)

Тогда же в Негеве:




Кафр Касем, 5-6 мая 49:



(национальная фотоколлекция)



(национальная фотоколлекция)

Машина с нестандартной башней в Умм эль-Фахме, 1949:




И в Бейт Дарасе, 1950:




Интересная подборка сирийской бронетехники: слева немецкий Pz-IV, посередине советский Т-34-85, справа трофейный израильский Джи-Эм-Си:




Додж:









(Яд Табенкин)







Додж по кличке "Бамби", следом Вайт, октябрь 1948-го (эта фотография легла в основу дизайна памятной медали "бронеавтомобили 1948-го"):



(национальная фотоколлекция)

Он же с Джи-Эм-Си:



(национальная фотоколлекция)

Операция Хорев, 15 декабря 48:



(национальная фотоколлекция)



(национальная фотоколлекция)

В районе Бейт Гуврина, ноябрь 1948-го:



(Бено Ротенберг via wiki)

Комбриг-7 Бен Дункельман в Мероне:




Нестандартный вариант Доджа:




Додж на параде, 11 мая 1978; на заднем плане обычный (т.е. небронированный) Додж везёт Давидку:



(Дан Шефнер, архив ККЛ)

Вероятно, тогда же:



(ККЛ via hollis.harvard.edu)

В музее Батей а-Осеф:



бронеавтомобили, израиль

Previous post Next post
Up