История места - глава 10. Советское время и XXI век

May 30, 2013 20:16

После революции в 1918 году нотное издательство и типография были национализированы и переданы в Музыкальный отдел (Музо) Наркомпроса РСФСР. Борис Юргенсон стал заведующим советской музыкальной типографией и продолжал жить вместе с семьёй на втором этаже Трактатного корпуса (бывшей женской половины палат Украинцева). Издательство же стало называться "Госмузиздат".

Однако всё дальше было не столь благополучно. Через четыре года "Госмузиздат" превратился в "музсектор" в составе монструозного "Госиздата", а Борис Петрович оказался в этом секторе на должности простого корректора. В 1930 году свежеобразованный "Музгиз" расформировывает архив старого издательства. Тогда же и Юргенсоны покидают дом на Хохловском. В древних палатах остаётся только рядовая типография №8, и основная издательская продукция в это время - многотысячные тиражи популярных советских песен.



Примерно в то же время начинается активная застройка двора. Типография №8 возводит трёхэтажное хозяйственное строение прямо от главного корпуса - посередине между Трактатным и Типографским корпусом. В нём размещаются службы и дополнительный цех. Юргенсоновская электростанция пока остаётся, но уже не используется по назначению. Во дворе становится тесно.



В конце 30-х годов где-то под нами прокладывают Арбатско-Покровскую линию метро. На перекрёстке Колпачного и Хохловского переулков сейчас можно увидеть большое бежевое здание с малым количеством окон. Это силовая подстанция, которая питает этот подземный маршрут. На схеме 1938 года кажется, будто метро проходит под самым Гиперионом, но на самом деле тоннель идёт севернее на полтора-два дома. В любом случае, это глубокая прокладка, и шум поездов не слышен ниоткуда.



На немецкой аэрофотосъёмке 1942 года хорошо виден наш дом, уже с насыщенной застройкой. В западном углу двора заметна силовая подстанция метро.



В 1969 году бывшую электростанцию нотопечатни окончательно разбирают и её фундамент входит в продолжение срединной хозяйственной застройки. Эта же линия продолжается крайне уродливыми одноэтажными кирпичными сараями (они видны на фотографии выше). Тогда же ставят и крошечную пристройку к торцу Канцелярского корпуса - на которой сейчас висят вывески магазинов и шоурумов. Вывеска Гипериона там тоже есть.



В 1970 году увозят из Трактатного корпуса большую музыкальную библиотеку издательства "Музыка" (которая была создана на основе библиотеки Юргенсонов) - и дом на Хохловском перестаёт быть материально связан с русской музыкальной историей.

Наступают мутные перестроечные времена. Здание теряет единую функцию. Типография № 8 акционирована и превращается в АООТ "Оригинал", остальное пространство нарезается как можно теснее и сдаётся под бог знает что. Двор дома и некоторые его уголки привлекают "неформалов" - тем более, что в 80-е недалеко отсюда был первый московский сквот - в заброшенном детском саду с противоположной стороны Хохловского переулка. Постепенно это место становится центром "неформальной" культуры - здесь живут андеграундные художники и музыканты - здесь же и устраивают свои неафишируемые выставки и концерты. Название фирмы "Оригинал" всё чаще встречается в сочетании "ДК Оригинал" - в старых типографских залах проходят перформансы и дискотеки, смотрят кино, встречаются на биеннале.

В первое десятилетие XXI века творческая жизнь в старых палатах начала бить ключом - хозяева дома охотно пускали к себе арендовать помещения разные мелкие лавочки и студии - школы танца, чайные, бюро путешествий, шоу-румы, магазинчики хенд-мейда, тату-салоны... Почти все они сейчас уже не существуют. Летом в прихотливых изгибах двора проводилась масса уличных мероприятий - ярмарки, фестивали, танцплощадки.

Вот, например, летняя ярмарка АртГаражСейл 2010 года, на которой продавались книги, одежда, украшения, сувениры, музыкальные инструменты и всякое угощение:



Двор облюбовали художники-граффитисты - и там довольно много удивительных картин. Вот работа, которая называется «Москвичка» (фестиваль граффити 2007 года:



Администрация здания разработала концепцию "Хохловского Арт-кластера" - этакого творческого города в миниатюре,с высокой креативной плотностью жизни. К сожалению, вышло так, что в 2012 году хозяева дома поменялись, и будут ли теперь летние праздники и гуляния во дворе - неизвестно.

В том же 2012 году список «жителей» дома пополнился и нами, «Гиперионом». Книжный клуб-магазин «Гиперион» был создан в 2010 году на основе мос­ковского книжного фестиваля «Бу!фест». Раньше он располагался на Рабочей улице и делил территорию с музыкальным клубом «Шоколадная фабрика». Теперь его местонахождение - в Директорском доме, на первом этаже, где ещё недавно шумели типографские машины. Внутренние гипсокартонные переборки были сняты, были сделаны ремонт и покраска помещения в единой «книжной» концепции.



Ну и на закуску ещё один любопытный момент, связанный с топонимикой. Есть в нашем дворе такое место, где по взгляду на человека можно легко определить, краевед он или нет. Собственно, ничего такого необычного в этом углу двора нет - стоит замшелый кирпичный сарай советских времён. Состояние его плачевно, внутри разруха, плесень и сырость. Но у краеведа при виде него глаза лезут на лоб и отваливается челюсть.
Всё дело в том, что на этом сарае висит уличный короб с названием улицы - Подколпачный переулок. А мы с вами уже знаем, что тут никакого переулка отродясь никогда не было, со времён речки Рачки. И ни в каких официальных списках такого топонима не числится. Не существует такого переулка в природе вообще.





Изначально короб-указатель был сделан из фанеры и висел на толстом железном штыре, торчащем из стены. При ближайшем рассмотрении было видно, что на передней плоскости короба наклеена цветная плёнка с изображением талантливой стилизации под московские уличные указатели центра Москвы. (А эти ретро-указатели, кстати, - в свою очередь - тоже стилизация под московские вывески 30-50 гг.)

Мы долго ломали голову, пытаясь понять, откуда здесь взялся несуществующий переулок и что это всё означает. Пытались, разумеется, спрашивать у знакомых краеведов - но у тех случался полный ступор в голове. И, наконец, сообразили.
Ивановская горка до сих пор остаётся весьма живописным уголком старой Москвы, и её за это сильно любят киношники. Благодаря тому, что в здешних кривых переулках сохранилась старая застройка, в них постоянно снимается разное историческое кино - про царские, революционные и военные годы Москвы. Пару последних лет в нашем районе режиссёр Сергей Гинзбург снимает детективный сериал "Убить Сталина". Это, разумеется, художественный фильм - то есть с большой долей вымысла, про приключения доблестных МГБ-шников в 1943 году. Когда съёмки происходят вблизи от нашего двора, нам иногда перепадают остатки от зрелищного бутафорского антуража - например, старинный застеклённый щит "Мосгорсправка", висящий у входа в "Гиперион", - это киношная бутафория. Скорее всего, короб с Подколпачным переулком - тоже часть этого фильма, некая параллельная киношная Москва военного времени. По какой-то причине его не убрали (возможно, забыли) - и он с тех пор так и висит. Потому что вряд ли кому придёт в голову из обычных людей отдирать указатель с названием улицы.

Update: в апреле-мае 2014 года во двор дома стали приходить некие городские комиссии. Результатом их работы стало полное запрещение всех указателей, вывесок и табличек, висящих во дворе. На какое-то время двор стал полностью безликим и безымянным. В числе прочих неизвестно куда пропал и этот указатель с Подколпачным переулком. Но в августе неожиданно появился снова - уже в виде плоского ПВХ-листа.

В 2018-19 гг. всё среднее крыло нашего здания было перестроено, и теперь там располагается ресторанный комплекс Blanc - c концертным залом, шоу-румами и уличными верандами.

А в качестве вывески «Гипериона» у нас работает барельеф с изображением ассирийского божества Нисроха (Ниневия, IX в. до н.э.), который появился рядом с нами в 2014 году. Барельеф этот однажды пытались уничтожить, и сейчас там уже вторая версия. Висит Нисрох на торце пристройки Мос­энерго, рядом со входом в наш двор.



Что ж, на этом мои компилятивные заметки по истории дома на Хохловском, 7, заканчиваются, и если вы дочитали до сего места, мне стоит вас поблагодарить за внимание.
Буду рад, если люди, более сведущие в истории, нежели я, укажут мне на мои ошибки. То же относится и к опечаткам.

Список ссылок по истории палат Украинцева:

Палаты в Википедии (и далее по всем историческим лицам - информация оттуда же);
ЖЖ-сообщество "Ивановская горка и её окрестности";
Прогулки по Ивановской горке с Рустамом Рахматуллиным и Александром Можаевым;
История церкви Троицы в Хохлах;
Статья Олега Василика на сайте "Киносреда";
Палаты думного дьяка Украинцева на сайте Moscow.org;
С.В.Чирков "Хохловский переулок, 7" - онлайн-версия книги;
Городской реестр недвижимого культурного наследия (выборка по базе);
Статьи на сайте Фонда П.И.Юргенсона.

Глава 1. Кулишки и Поганый пруд
Глава 2. XV-XVI вв. Застройка Москвы и понаехалитуты
Глава 3. Емельян Украинцев и речка Рачка
Глава 4. Константинополь и Мария Египетская
Глава 5. Михаил Голицын и его время
Глава 6. Александр Голицын
Глава 7. Архив - первые открытия и времена Наполеона
Глава 8. Архив - пушкинское время и народные сказки
Глава 9. Пётр Юргенсон
Глава 10. Советское время и XXI век

DW

гиперион, раскоп

Previous post Next post
Up