Репетиция, РЕКОНСТРУКЦИЯ чего-то южного, где РОЗЫ блещут в декабре.
РЕКА
Каждый средневековый город начинается с реки, на реке, при слиянии рек, за счет реки, в общем без воды никак , и чаще всего это именно река. Вот и в Брюсселе река определила его сущность, как города ремесленников и торгового перекрестка. Но в наше время главное , что отличает брюссельскую реку - это ее отсутствие. В середине позапрошлого века Брюссель свою реку закопал. И это прямо скажем необычно. Зато к ней, отсутствующей, - гораздо больше внимания, и рисуют ее, и ваяют, и реконструируют кусочек старого русла, и обсуждают не следует ли откопать обратно. А как она (река) хороша на картинах Ван Мура в прихожей кабинета бургомистра в Ратуше!
РАТУША
В Бельгии вообще красивые ратуши, но брюссельская не просто самая красивая (на мой взгляд, конечно ), она - уникальна. Построенная в XV веке ( восстановленная после артобстрела в XVII, доукрашенная парой сотен скульптур в XIX) Ратуша возносится в небо своим 96-метровым шпилем , расположенным ассиметрично! Даже если ее восстанавливали, реставрировали , декорировали позже, все равно шпиль и ассиметрия были с XV века. Ассиметрия для готики настолько не характерна, что про архитектора Рюйсбрука, ходили байки, что он покончил с собой, обнаружив, что попутанный дьяволом он построил шпиль не посередине.
РОЖДЕСТВО и избиение младенцев - один из самых ярких и воистину народных спектаклей театра марионеток Тоон. Пересказывать бесполезно, но посмотреть стоит, даже если вы не сильны в брюссельском французском. Посмотреть есть на что. На трон Ирода, например. И на сцену избиения младенцев на Гран-плас, которая узнается по Ратуше и домам ремесленников.
РЕМЕСЛЕННИКИ
В Брюсселе два главных места, где трудно не вспомнить о ремесленниках: Гран-плас с домами ремесленных гильдий и Саблон с 48 бронзовыми скульптурами этих самых ремесленников (работы ведущих скульпторов конца XIX века) на ограде сквера. И если на домах, за редким исключением, нет никаких прямых указаний на гильдию, то все статуи ремесленников Малого Саблона снабжены атрибутами своего ремесла. Другое дело, что в наше время кажется странным, что изготовители витых ножек стульев были объединены со штукатурами (известью) потолков и корзинщиками, тогда как есть отдельная гильдия краснодеревщиков, и еще третья , где изготовители стульев, обитых испанской кожей были вместе с изготовителями париков (ну это я еще могу понять, эти стулья наверное волосом набивали). И обивщики (ковровой тканью) отдельно. В общем, все сложно было со стульями (и не только), но интересно.
РОЗЫ
Как ни странно в Брюсселе много роз, и живых, разных цветов и сортов, и в названиях домов и тупиков, и в виде кованных украшений фасадов, и в виде гирлянд из бумажных роз для религиозных процессий Розария Богородицы. Последнее уже только на старинных открытках, но эти приготовления бумажных цветов к публичным шествиям, как и роскошные розы в грунте, кажутся мне чем-то из детства.
РЕШЕТКИ
Ограда сквера Малый Саблон примечательна не только ремесленниками на столбах, но и решетками в неоготическом стиле. А большой Брюссель славится решетками (металлическими украшениями) в стиле Ар-нуво. В центре - Старая Англия (сейчас музей музыкальных инструментов) Поля Сантенуа и холл Музея комиксов Виктора Орта. А основные шедевры (В.Орта, П.Анкара, Э.Блеро, Г.Стровена и других) - в Икселе, Сен-Жиле, районе скверов.
РУЧКИ в стиле Ар-нуво невозможно обойти вниманием, они мало того, что восхитительны, они часто расположены на входных дверях и доступны любому прохожему.
Одна из моих любимых ручек , дизайна Ван де Вельде, на двери в особняк Отле, построенный архитектором Октавом Риссельбергом. Вот им и его младшим братом, художником Тео ван Риссельбергом я и закончу.
Риссельберг Октав и Тео , архитектор и художник играли заметную роль в художественной жизни Брюсселя в конце XIX, начале XX веков :
Братья Риссельберг Выставка "в горошек".
Аллегорическое изображение реки (Сенны), заключенной в подземное русло, на памятнике-фонтане бургомистру Анспаху.
Реконструкция одного из рукавов реки осенью.
Тот же водоем весной (с опавшими лепестками сакуры) и красными рыбками. Строго говоря, реконструкцией реки это можно считать с натяжкой, просто из откопанной части старого русла сделан водоем, куда летом даже запускают рыбок.
Ратуша делает узнаваемым любой городской вид, как брюссельский. Это декорации спектакля театра марионеток Тоона
“Рождество и избиение младенцев”. По тексту это Вифлеем, но все тут же узнают Гран-плас Брюсселя.
Публика на спектакле Рождество и избиение младенцев (фото 2012 года).
Дома ремесленных гильдий на Гран-плас (слева на право): Лис (галантерейщики), Рожок (корабельщики), Волчица (лучники), Мешок (бочкари и краснодеревщики), Тачка (изготовители и продавцы животного жира), Испанский король (булочники).
Одна из них, угловая, представляет шляпников,сукновалов и виноделов. Казалось бы,что общего может быть между шляпниками и виноделами? А тоже самое, что между изготовителями стульев, корзин и штукатурами потолков.
Розы на доме Роза на Гран-плас, название пошло от фимилии владелицы дома в XV веке (Ван Розен).
Дом Роза на улице Марше-оз-ерб, вывеска.
Роскошные розы цветут перед домами вдоль Иксельских прудов.
Кованные розы на фасаде культовой пивной сюрреалистов Цветы из позолоченной бумаги.
Решетка ограды сквера Малый Саблон (1890), над которой работал П.Анкар, будучи учеником автора сквера архитектора Г.Беярда.
Решетки балкона на доме Сен-Сира архитектора Г.Стровена.
Тот же дом, но еще и ручка видна.
Ручка на входной двери дома-ателье Ф.Дюбуа, арх.В.Орта, 1901.
Дверь выходит прямо на тротуар авеню Брюгмана, любой прохожий может наслаждиться видом этой ручки.
Ручка входной двери особняка Отле, арх.Октав Риссельберг, дизайн Г.Ван де Вельде.
Предыдущие главы:
Брюссель и любимое на М. Брюссель и любимое на Т. Брюссель на букву "П".