После успеха
любимого на букву М решила продолжить. На этот раз мне от
renatar досталась буква "Т". Поскольку у меня журнал брюссельской жительницы, то и любимое на "Т" не вообще, а в Брюсселе.
ТРАМВАИ
Первое о чем подумала - это трамваи. Мой любимый вид общественного транспорта в Брюсселе. Трамваев здесь много и они ездят и под землей (это называется преметро). Есть даже Музей Трамваев (я правда в нем никогда не была, стыжусь). У моего особенного отношения к трамваям, кроме чисто бытовой-пассажирской, есть и культурно-историческая составляющая (хоть я и не была в музее). На моих старинных открытках есть и конки (трамваи на конной тяге), есть и первые электрифицированные, но без рогов и проводов. С трамваев начал свой путь художник Поль Дельво. И наконец, тридцать третий трамвай (аж три Т) - герой одной из моих любимых песен Ж.Бреля "Мадлен". Вот послушайте:
Click to view
Трамвайная тема настолько богата, что легко найти логическую связку со следующим пунктом, тупиками. В начале прошлого века маршрут целых 4 трамвайных линий (№№ 23,24,25,26) проходил через один тупик. Секрет был в том, что там была конечная остановка (и начальная) всех этих линий.
ТУПИКИ
Тупики - это такой очень характерный для старого Брюсселя тип улиц, связанный с особенностями застройки города. За очень редким исключением, это были улицы-дворы куда выходили двери и окна жилья для бедных. И именно поэтому большая часть этих тупиков канула в Лету вместе с такого рода жилищными условиями. Но еще около полсотни сохранилось и похорошело.
Где-то 40 из них снабжены официальными табличками. Иногда без такой таблички над дверью и не догадаешься, что за дверью тупик. А какие названия: тупик Розовая долина, Тупик верности, тупик Провидения! Сколько историй про названия тупиков, сколько замечательных рисунков (у меня есть альбом 1969 года). И конечно практически все мои любимые фольклорные пивные прячутся в глубине тупиков. А пивная и традиционный театр марионеток Тоон даже на пересечении двух, что ведет нас к следующим трем пунктам (традиции, театры и Тоон). К первым двум я еще вернусь, а сначала расскажу про династию кукольников .
ТООН - династия
Династия не по родству, а профессиональная и установленная только в 1931 году обществом Друзей марионеток. Тоон - брюссельское уменьшительное от Антуана, и первого Тоона (но только его) действительно звали Антуан. Он родился в 1804 году и целых 45 лет (с 1830-го года) царил среди брюссельских кукольников.
Тоон II родился в 1848 году и с 1865 до смерти в 1895 играл спектакли . Со старейшим Тооном они были соседями и сын второго был крестником первого. А вот место Тона III делят два артиста. Один из них, Тоон из Локреля ( 1866-1898) возглавлял единственный из 15 существовавших тогда кукольных театров, который не потерял зрителей к концу XIX века. У него было 400 кукол, в подчинении 11 человек, гигантский репертуар (1000 спектаклей) и его сын стал Тооном IV. Второй Тоон III (1852 - 1926) был выдающимся артистом, представлял в частности Трех мушкетеров Дюма, но повесился в 1926 году среди своих марионеток от безысходности. Тоон IV (1884-1966) пережил буквально Тоона V и профессионально Тоона VI, и уже известный вам Тоон VII (Жозе Жеал) именно от него принял эстафету, которую в 2003 году передал в свою очередь своему старшему сыну Тоону VIII .
ТЕАТРЫ
О любимых оперном театре Монне и театре марионеток Тоон я уже писала. А здесь хочу упомянуть камерный драматический Театр площади Мучеников. Играют там на французском, но зайти в холл театра будет любопытно и не владеющим этим языком. Я фотографировала там роспись Алешинского и оригинальную кариатиду.
ТРАДИЦИИ
Везде очень интересны городские традиции, традиционные праздники, блюда, костюмы, шествия, танцы. Отдельно выделю брюссельские традиции на букву Т.
Традиция тереть Т'Серкласа.
Сейчас в редком городе нет скульптуры, которую надо тереть на счастье или для исполнения желаний. Особенность Брюсселя в том, что и скульптуре больше столетия, и традиции - лет 75, и ее возникновение было связано не с массовым туризмом, а с трудовыми буднями бельгийской столицы.
Да и в истории самого монумента много чисто брюссельской специфики. Начать с того, что Т'Серклас был прославлен, как освободитель Брюсселя от захватчиков, чуть ли не единственным писавшим в XIX веке на нидерландском, и очень популярным среди фламандцев, писателем Х. Консьянсом. И памятник Т'Серкласу открывали, как герою фламандской истории (согласно речи бургомистра). Тот факт, что захватчиками были фламандцы (войска графа Фландрии) не был упомянут, чтобы не запутывать граждан, ни в речи, ни на памятнике. Но могли бы и написать, все равно никто эти надписи (тем более на латыни) не читает. Иначе трудно объяснить те представления о персонаже, которые бытуют среди русскоязычной публики (женщина, святой, герой борьбы ремесленников с патрициями). Даже местные, которые в курсе, что это Т'Серклас, часто не знают про него ничего, кроме того, что его надо тереть. И трут, и давно. К 2011 году протерли на руке дыру и монумент демонтировали, вроде бы для реставрации. А для туристов приделали на стену муляж фигуры Т'Серкласа из синтетической резины. Сейчас трут второй по счету муляж (о возвращении пусть даже копии, но бронзовой, речи пока не идет). Это настолько плохо, что уже даже становится хорошо. Зашкаливает и переходит в противоположное качество. И рифмуется с фламандскими захватчиками, от которых фламандский герой освободил отчизну (отчизна - это Брюссель, на тот случай, если вы потеряли нить).
ТАНЦЫ
Очень люблю танцы кукол-гигантов (см.фото) из праздничного кортежа Майского дерева.
И когда это самое Майское дерево установлено, брюссельцы вокруг него танцуют кругами, держась за плечи предыдущего товарища - это надо видеть вживую, хоть и фото прилагается, но вживую совсем другой градус эмоций - до слез!
ТОРЦЫ домов с фрагментами комиксов.
Опять же во многих городах расписывают здания и называют это легальным граффити. В Брюсселе же это уже довольно давний проект Маршрут комиксов, то есть росписи или от ВD -художников, или это просто фрагмент-цитата известного комикса. Многие из них очень продуманно вписаны в городской пейзаж и перекликаются с его элементами. Этим и нравятся.
ТАЧКА
Обозначение домов на Гран-пляс по деталям на фасаде, а не по номеру, объясняет странное название для кафе-пивной. Дом - Тачка (по тачке в медальоне, см. фото ) и кафе в нем - Тачка. Одна из характерных брюссельских пивных, да еще и на Гран-плас. И у них есть Крик из бочки (Мор субит), чем объясняется моя любовь. И интересное пиво Скотч в оловянных кружках, и достойный интерьер.
Теплицы
Я сама всегда их называю Королевскими оранжереями в Лакене, весь ансамбль. Но по-французски, только одно каменное здание (для цитрусовых на зиму) - это оранжерея, а все остальные сооружения из стекла и метала - теплицы, и их обогревают.
Они занимают общую площадь в 1,5 гектара и тянутся (без выхода на улицу) на 700 метров. Самые большие и интересные с архитектурной точки зрения : Зимний сад ( 1874-76) и Конго ( 1886-1887) построены были главным архитектором Леопольда II - Альфонсом Бала ( у него же стажировалсч В.Орта). К сожалению получить впечатление об этом грандиозном архитектурном комплексе извне невозможно, то что слегка виднеется при движении вдоль забора Королевской усадьбы, совершенно не передает ни его размаха , ни красоты. Но в конце апреля - начале мая комплекс открывают для публики. И там есть на что посмотреть.
Брюссельский трамвай на росписи из маршрута комиксов.
Трамвай-ресторан от звездных шефов( фото 2012 года).
Один из брюссельских тупиков с творчеством масс, которое давно закрашено.
Табличка тупик Провидения висит над закрытой дверью.
Холл Театра площади Мучеников с репертуаром этого сезона на фоне росписи Алешинского. Обратите внимание, что первый спектакль в сезоне - Мольер Булгакова. ( нет я не смотрела. Единственный спектакль на котором я была в этом театре постановка бельгийского писателя и драматурга Филипа Бласбанда.И мне понравилось)
Дети и Т'Серклас: приобщение к традиции. ( да, это муляж)
Гиганты из кортежа Майского дерева танцуют на Гран-плас.
Танцы вокруг майского дерева (2015).
Торец с росписью о небесных полицейских на фоне Дворца Правосудия.
Еще одна роспись с фрагментом комикса про еще одну брюссельскую традицию.
Но Мальчик не так часто пивом угощает, и не всех. Так что проще пойти в пивную, например в Тачку.
Обычно в Брюсселе пьют пиво из бокалов и стаканов (для каждого вида свой дизайн), но вот в Тачке есть пиво в оловянных кружках.
Теплица с папоротниками: перекличка природного и архитектурного.