Вагнер и боги

Mar 10, 2018 00:00

Дорогие друзья, вы не представляете, как приятен мне был ваш тёплый отклик на мой пост о "Валькирии". Но ещё приятнее мне был тот факт, что мои пересказы и комментарии кому-то оказались полезны при знакомстве с моим любимым "Кольцом нибелунга"! Я решила продолжить эту серию постов и рассказать о других частях "Кольца": "Золоте Рейна", "Зигфриде" и "Гибели богов". Начну я с "Золота", потому что, на мой взгляд, знание этой оперы очень облегчит восприятие "Зигфрида", где действует много персонажей "Золота Рейна" и звучит много музыки, берущей оттуда начало.

Но прежде, чем рассказать вам, как же Вотан дошёл до жизни такой и от кого он родил Брунгильду (вы же не думаете, что от Фрикки?), я решила написать короткий ликбез по древнескандинавским богам и их трактовке у Вагнера. В отличие от сюжетно довольно простой «Валькирии», «Золото Рейна» смотреть и слушать гораздо легче, когда обладаешь базовыми знаниями об этих богах, которых действует в этой опере довольно много. Это не прихоть Вагнера, а драматическая необходимость: ведь «Золото Рейна» создаёт и музыкальный, и драматический фундамент для трёх остальных частей.

Может быть, и некоторым вагнерианцам будет интересен этот текст, хотя я рассказываю в нём, конечно, очень базовые вещи. Но вдруг вы, скажем, любите Вагнера, а до Младшей Эдды руки не дошли. Если так, позвольте мне побыть вашей Эддой!


Небольшая культурно-историческая справка

Почему я иногда говорю о мифологии и пантеоне «древнегерманский», а иногда «древнескандинавский»? Дело в том, что континентальная Европа и Британия, где жили все германцы, кроме скандинавов, христианизировались куда раньше Скандинавии. На берегах Рейна приносили жертвы Вотану, это точно, но сведений у нас об этом мало: ведь это было полторы-две тысячи лет назад. А в Скандинавии язычество ещё долго было самым обычным делом. Что ещё лучше, у Норвегии была колония Исландия, чьё население обладало богатой литературной традицией и сильным интересом к языческому прошлому. Но, поскольку исландцы после 1000 года тоже были в основном христианами, у них была принесённая Церковью культура письма. Пока континентальная Европа баловалась житиями святых и рыцарскими романами, исландцы тоже интересовались всеми этими вещами, но также записывали саги о героях, Младшую Эдду, Старшую Эдду, и эти манускрипты сохранились до наших дней. Именно из исландских, т.е. скандинавских источников происходит большая часть наших знаний о древнегерманском пантеоне. Во время Вагнера, в эпоху романтизма в 19 веке, всё больше людей стали интересоваться древними литературами своих стран - и с научной точки зрения, и с творческой. Поэтому Вагнер и приникнул к этим самым исландским источникам, которые как раз тогда оказались переведены. Он пользовался и нескандинавскими текстами, такими как «Песнь о Нибелунгах», и именно оттуда почерпнул такие имена как Зигфрид (в «Саге о Вёльсунгах» и «Старшей Эдде» Сигурд), Зиглинда (в СВ Сигню), Хаген (в СВ и СЭ Хёгни) и пр. Но в «Песни о Нибелунгах» ничего не рассказано о богах, и Брюнхильд даже не является валькирией, а является одиозной тёткой, которая почему-то вредит Зигфриду - то ли из странной ревности, то ли просто характером не вышла.
Короче, древнескандинавские источники в основном были у Вагнера, но он-то пишет не про Скандинашку, а типа про родной континент с Рейном и пр., и потому всё адаптирует.


Один (Вотан)



Один - очень сложное и зловещее божество таких явлений как власть, война, победа, смерть, жажда знаний, магия и поэзия. Современное немецкое слово Wut, «ярость», является однокоренным с его именем, как и множество германских слов, означающих безумие и исступление, но в других языках также познание и смысл. Считается, что очень древний культ этого бога восходит к культам шаманическим, основанных на визионерстве, экстазе и трансгрессии - метафорической и буквальной, такой как как вера в превращение в диких зверей. Помните, как Зигмунд в «Валькирии» называет себя Волчонком, а отца своего Волком, оставившим за собой волчью шкуру? «Сага об Инглингах» рассказывает нам о могучих воинах берсерках («медвежья одежда») и ульфхединах («волчья шкура»), которые могли обращаться медведями и волками, и были посвящены Одину. История человека-волка Сигмунда в «Саге о Вёльсунгах» прямо связана с этим поверьем и заканчивается тем, что Один забирает в Вальгаллу лично и Сигмунда, и его сына.

Один связан не только с превращением в хищных зверей, но и вообще с идеей перевоплощения. Этот бог знаменит тем, что часто меняет облик и появляется среди людей, обычно в образе нищего одноглазого старика или одноглазого же воина с копьём, помогая и вредя героям. Так, в «Саге о Вёльсунгах» и «Валькирии» рассказывается, как он пришёл на свадьбу Хундинга/Сиггейра в облике старика и вонзил в дерево меч, который только брат невесты смог извлечь. Но Один же и губит Сигмунда потом. Почему Один приносит гибель своим лучшим героям? У Вагнера ответ очевиден, сформулирован лично Вотаном и составляет весь конфликт оперы «Валькирия»: ему приходится, потому что [ увлекательная вагнерианская метафизика]. Объяснения в средневековых источниках разнятся в спектре от «Одину нужны лучшие защитники мира в Рагнарёке» (но почему тогда он не может подождать, пока они сами умрут?) до «Один - это Сатана». Но обычно нет никакого объяснения. Один так поступает, потому что он Один. Такова природа войны, его стихии: сперва ты победитель, и вдруг упс, кто-то отрезал тебе голову. Почему? Да потому что Один так решил. Надо сказать, Сигмунд в «Саге о Вёльсунгах» относится к своей смерти со спокойным фатализмом. «Один не хочет, чтобы я дальше бился этим мечом, - говорит он, - и вот он лежит сломанный». И правда: что поделаешь, если Один так решил? Другие герои, прочем, открыто восстают против воли Одина: Бёдвар Медвежонок, Хьялти Великодушный, Хакон Добрый. Вагнеровский Зигмунд явно многому у них научился. (Спойлер алёрт: они все всё равно умерли - Сигмунд был прав).

Один ни перед чем не останавливается, чтобы получить новые, опасные знания, и вместе с ними великую власть. Эддический Один обращается к безымянной вёльве, а Вотан - к Эрде, за их мудростью, без которой, вообще говоря, жить было бы спокойнее. Ранее Один пожертвовал глазом ради своей мудрости, и самим собою тоже: «Речи Высокого» содержат пугающие строфы о том, как Один видел на дереве, пронзённый копьём, принесённый в жертву сам себе. Повешение и пронзение копьём, часто одновременные, представлены в сагах как самые распространённые способы одинического жертвоприношения, и смерть Зигфрида в «Гибели богов» явно отсылает к этому мотиву.

Образ Вотана - это произведение не только музыкального, драматического и философского искусства, но и филологический подвиг со стороны Вагнера. Я написала диссертацию о связи Одина с саговыми героями (такими как Сигмунд), и чем глубже я разбиралась в вопросе, тем больше я поражалась тому, как много Вагнер читал, и как хорошо он понимал свои источники. Через переводы 19 века он нащупал некоторые черты, которые сегодня медиевистика уверенно атрибутирует Одину как предмету культа. Притом Вотан - это, конечно же, не исторически достоверный образ божества, а продукт вагнерианского романтизма, но причина этого не в том, что Вагнер не понял текстов, а в том, что он хотел создавать собственные, новые смыслы.
Я удивлена, что на момент премьеры «Гибели богов» у композитора были на месте оба глаза.


Фригг (Фрикка)



Фригг - богиня семьи и домашнего очага, а также супруга Одина. На этом сходство с вагнеровской героиней, собственно говоря, заканчивается. Хотя саги богаты детьми Одина чёрт знает от кого, нет ни одной истории, где Фригг была бы этим недовольна. Её гнев на Зигмунда вдохновлён, скорее всего, античной Герой/Юноной, которая известна нетерпимостью к внебрачным детям Зевса. Идея, что Фрикка является сестрой Фрейи, тоже является чисто вагнеровской: в источниках Фрейя даже принадлежит к другой расе богов, нежели Фригг. Вагнеру понравился, я думаю, символизм сестринского родства между идеями брака и любви. Но после того, как боги во главе с Вотаном запродали Фрейю ради власти, эта связь между браком и любовью символически же разорвалась: в «Валькирии» музыка Фрейи досталась Зиглинде, а Фрикка наоборот хочет Зиглинду и Зигмунда покарать за инцест и адюльтер. Примечательно то, что Фрикка в «Золоте Рейна» активно выступает против идеи Вотана заложить Фрейю, буквально умоляет его этого не делать. Ту ужасную Фрикку, что мы видим в «Валькирии», Вотан создал своими действиями сам.

Хотя проблематика, связанная с Фриккой, была полностью придумана Вагнером, он активно пользуется образностью Фригг из «Младшей Эдды». Например, в начале второго акта "Валькирии" есть прелестная в своём чёрном юморе вокально-симфоническая зарисовка, где Брунгильда смеётся над колесницей Фрикки, запряжённой баранами, которых та погоняет золотым хлыстом. Жаль, что в оперу не попала колесница Фрейи, запряжённая котами! Которых она, должно быть, почёсывает золотой коточесалкой.

Шутки в сторону, а мне всегда было жалко баранов. Вагнер использует в той зарисовке ужасный лейтмотив, связанный вообще с идеей угнетения, как угнетение Альберихом нибелунгов. Но если нибелунгам дана целая сцена, бараны Фрикки никому не интересны. Пусть даже их страдание увековечено в партитуре, ни один приличный театр даже мимоходом не пустит их на сцену!


Фрейя



Фрейя - всем известная богиня любви, красоты, секса, плодородия. Что бы там Вагнер ни напридумывал, Фрейя - не сестра Фригг, но зато она действительно является сестрой Фрейра (Фро). Кстати, согласно Эдде Младшей и Старшей, она ему является далеко не только сестрой. К сожалению, в посте про «Валькирию» я забыла пошутить про сестричек и аниме с инцестом, а, между тем, это одна из моих любимых шуток-самосмеек!

Хотя Вагнер и воспользовался саговым шок-контентом про Сигмунда и сестричку, Фрейю он подаёт более конвенционально для 19 века. Он, по сути, не использует почти никакого интересного материала, связанного с Фрейей: ни инцеста, ни её легендарной развратности, ни умения летать, ни её роли как хозяйки для половины убитых в битве воинов. Всё это, конечно, плохо вписалось бы в мифологию "Кольца", так что Рихард всё хорошо сделал.

Больше всего Фрейя интересна в «Кольце», на мой взгляд, не как драматический образ или развитие мифологического материала - тут ей далеко до того, что Вагнер сделал с Вотаном и Эрдой - а как фигура символическая и музыкальная. Трансформация музыки, связанной с Фрейей, очень интересна и многообразна, как многообразны в «Кольце» проявления любви. И хотя похищение Фрейи великанами - аутентичный эддический сюжет, позорный выкуп за золото и прóклятое Кольцо Вагнер взял из другой истории. Получился восхитительный, хотя и не имеющий никакого отношения к источникам, сюжет о предательстве любви ради власти. Когда Фрейя восклицает «Wehe! Wehe! Wotan verlässt mich!» (Горе, о горе! Вотан оставил меня!), как тут не впасть в отчаяние? Да, милая, Вотан тебя оставил - и вместе с тобой саму любовь. Он попробует спасти тебя обратно, но поздняк метаться, сейчас будет три длинных оперы про последствия. Для Вотана лично и для всех остальных.

Роль Фрейи как владелицы золотых яблок, которые делают богов вечно молодыми, взята Вагнером от другой богини по имени Идунн. Эта Идунн довольно обскурная фигура, так что взял - и молодец.


Йорд (Эрда)

Крайне мало известно нам об этой богине, которую Вагнер сделал ключевым образом в своей мифологии. Слово jörð означает «земля» (аналогично английскому earth), и Йорд/Эрда является, таким образом, богиней земли. Вагнер также представил её хтонической богиней мудрости и судьбы, а также матерью трёх Норн (отец неизвестен или не существует) и девяти валькирий (от Вотана). Последнее, вероятно, вдохновлено было кеннингами, где сыном Йорд назван бог Тор. В других текстах, куда более поздних, Тор интерпретирован также как сын Одина. Это, скорее всего, и навело Вагнера на мысль, что Вотан и Эрда имеют общих детей, только вместо одного Тора у него это девять валькирий.

Музыкальная тема Эрды пронизывает собой всё «Кольцо». Она, однако же, является в сущности темой природы, замедленной и переведённой из мажора в минор. А тема природы - это раскрытие простого аккорда, долго-долго звучащего в начале «Золота Рейна». Таким образом, тема Эрды воплощает весь мир. Это земля, природа и заключённая в них спящая мудрость. Множество тем родственно теме Эрды: это и Рейн, и лес, и русалочки, и птичка в Зигфриде, и спящая Брунгильда. Но как только что-то вырывается из лона природы (люди, боги, бдящая Брунгильда), как у них появляются другие музыкальные темы. Эрда по природе своей пассивна, она не совершает никаких действий, и только иногда тщетно делится с другими персонажами своей мудростью. Сюжетно это мотивировано тем, что она всегда спит в глубинах земли: чтобы обратиться к ней в «Зигфриде», Вотан должен прибегнуть к магии и власти своего копья.

Мудрость и пророческий дар Эрды Вагнер не придумал, а контаминировал из других источников. Фигура прорицательницы-Вёльвы, открывающей Одину будущее, взята им из эддической песни «Прорицание вёльвы». Сцена в «Зигфриде» основана на ещё одной эддической песне, где герой при помощи магии будит мёртвую прорицательницу, чтобы она помогла ему советом.


Локи (Логе)

Я даже не знаю, кто интереснее с точки зрения трактовки источников: Вотан или Логе. Если с Вотаном Вагнер держался настолько близко к оригиналу, насколько это не вредило его замыслам, то с Логе он дал волю фантазии - с потрясающим эффектом.

Главную черту эддического Локи Вагнер, однако же, сохранил точно: Локи - не бог, не один из «них». Ни историки, ни археологи, ни палеографы не могут назвать ни единого свидетельства тому, чтобы Локи поклонялись, приносили жертвы или называли места его именем. Он очень важный персонаж древнескандинавской мифологии, но как бы мы ни определяли древнегерманский пантеон, Локи не будет его частью. В "Золоте Рейна" это позволяет Логе быть, вопреки его постоянной изменчивости, удивительно честным и откровенным. Он штука потусторонняя и чужая, хотя и милая. Он смотрит на богов со стороны и имеет полное право их судить.

Партия для тенора в «Золоте Рейна» очень гибка, постоянно трансформируется сама и трансформирует старые лейтмотивы, придавая им новые, неожиданные смыслы. Это отражает мифологическую роль Локи как трикстера, перевёртыша, хотя большая часть этого материала о Локи не попала в «Кольцо». Вагнер избавляется от зловещих и гротескных черт Локи (таких как его способность к деторождению, и рождению хтонических чудовищ притом) и концентрируется на его роли трикстера, аутсайдера, ничем никому не обязанного помощника. Эта моральная свобода делает Логе чуть ли не самым симпатичным персонажем в «Золоте Рейна». Он единственный не хочет себе Золота и Кольца. Он единственный пожалел русалочек!

Деструктивная роль Локи, однако же, присутствует в «Кольце» на общем идейном уровне. Именно Логе становится огнём, в котором в итоге сгорает Вальгалла. Связь Логе с огнём - либо художественная вольность Вагнера, либо его филологическая ошибка: на самом деле воплощением огня в Младшей Эдде является другая мифологическая фигура с похожим именем, не Loki, а Logi. Локи и Логи даже сражаются друг с другом в одной истории. Но теперь мы, благодаря Вагнеру, имеем расхожий стереотип, что Локи - бог огня. Делу не помогает то, что Lohe на немецком означает «пламя», и Вагнер много пользуется этой игрой слов.

Если оставить буквоедство, Логе-как-огонь - это восхитительная часть вагнеровской мифологии, восхитительная в первую очередь музыкально. Так и видишь, как вспыхивают языки пламени и трещат угольки! Но всё-таки знайте, что именно Вагнер виноват в существовании песни Manowar “Loki, God of Fire”.


Доннер (Тор)

Тор, вне всякого сомнения, был самым почитаемым богом в Эпоху Викингов, даже больше Христа и потом долгое время наравне с ним. Сегодня мы наблюдаем замедленный эффект этой популярности в массовой культуре, вплоть до марвеловского Тора. Подобно Одину, Тор является богом войны, но без скользких одинических штучек: он просто идёт и убивает великанов и чудовищ. Вагнеру Тор, похоже, совершенно не был интересен, и потому он свёл к минимуму его роль. Он написал для него, однако же, очень крутую музыку шторма, которая переходит потом в прелюдию к первому акту «Валькирии».
Слово Donner - не только когнат имени Þórr в современном немецком языке, но и слово, попросту означающее гром.

Фро (Фрейр)

Ещё один очень важный древнескандинавский бог, связанный с плодородием, который у Вагнера совершенно пролетел мимо радара. Ничего, кроме того, что он тенор, я не могу сказать про этого персонажа в «Золоте Рейна».
Немецкое слово Froh означает «Радостный», но это очередная ложная вагнеровская этимология. Freyr на древнеисландском означает «хозяин, владыка».

Про "Золото" напишу в обозримом будущем. Хочу переслушать/пересмотреть парочку, чтобы собрать самые лучшие рекомендации :)

Вагнер, Золото Рейна

Previous post Next post
Up