Что такое Духовный мир?

Nov 10, 2010 22:13


Пожалуй, самый сложный [философский] вопрос. Равный по сложности вопросу кто такой (или что такое) Бог.

Философы, учёные и исследователи на протяжении тысячелетий никак не могут объединить в целое разрозненную, зачастую противоречивую информацию и прийти к согласованному определению духовного мира. Смысловой диапазон этого и иных, связанных с ним понятий (сознание, душа, дух и др.) настолько велики, что это вызывает самые различные толкования. Зачастую формулировки этих понятий противоречат друг другу по смыслу и порождают у людей взаимное непонимание по предмету дискуссии. Нужно признать, что в этом вопросе сколько учёных или участников споров, почти столько же формулируемых ими понятий и определений. И каждое утверждение, выдвинутое каждым из исследователей и искателей и приведённое в качестве доказательства, порождает у оппонента сомнения в достоверности тезиса, определения или формулировки.


В определении духовного мира философия разделена на два противоположных лагеря - материалистический подход и идеалистический подход. Первый рассматривает духовный мир как некое внутреннее психическое качество человека, как проявление и результат деятельности мозга, как свойство высокоорганизованной материи. Второй исходит из того, что это самостоятельное проявление сознания, существующего независимо или вне человеческого мозга и независимо или вне нашего материального мира (трехмерного евклидового пространства).

Поисковый запрос в интернете (Google) на "духовный мир определение" показывает (в отличие от " духовное знание определение") большое количество ссылок, в том числе и на определение этого понятия. Как правило, формулировки сложные для понимания, нередко запутанные и нагроможденные вторичной информацией.

Так, в Википедии находим следующее определение: "Духовный мир или внутренний (субъективный) мир - психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно-эмоционально-информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии. В этой формулировке сведено воедино несколько близких по сути постулатов. Как видите, всё достаточно просто и одновременно не просто.

Далее идет пояснение "Во внутреннем мире формируются представления и мысленные образы, среди которых за счёт самосознания может быть и образ самого внутреннего мира. Внутренний мир человека можно считать словесной метафорой, определяющей виртуальную реальность, моделируемую электрохимическими процессами взаимодействия нейронов. ... Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым. Уникальный облик и неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, особенностей внутриутробного развития, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, глубинных (самим человеком не осознаваемых) установок и а также многого другого." Определение отнесено к категории "Психология личности и дано с материалистических позиций.

В этом пояснении к формулировке мне больше всего понравилось окончание "… а также многого другого" … , о чем, собственно, и пойдет далее речь в моем ЖЖурнале :) :)

Просматривая другие источники информации, мне представляется, что различные формулировки духовного мира, сделанные с позиций материализма, не отличаются большим разнообразием. Так или иначе всё сводится по сути к понятию, данному в Википедии.

Как мне представляется, этого (более менее единства) не скажешь по отношению к формулировкам, сделанных с позиций идеалистического подхода. Здесь разброс понятия "духовный мир" намного больше. Например, от "Духовный мир человека - это состояние его внутреннего Эго или Суперэго" до "Духовный мир - это Мир Высоких Духов Духовного Мира".

В Википедии в самом конце цитированной выше страницы коротко указано, что "в гностической традиции идеальный внутренний мир (= духовный мир) обладает самостоятельным содержанием, не зависимым от мира материального". В общем-то, самостоятельное содержание (читай, существование) независимо от мира материального является главным, что объединяет все нематериалистические (идеалистические) формулировки духовного мира.

Исходя из своих нынешний знаний и представлений я также попытался дать определение духовному миру, совместив научный и мистический подходы.
Духовный мир - это иная, отличная от материальной и весьма сложная по структуре и иерархии реальность, в которой проявляются сознание и Высший Разум.

Таким образом, мое определение по классификации можно отнести к идеалистическому направлению философии. Понимаю, что оно вызовет ряд серьезных вопросов и возражений со стороны оппонентов, придерживающихся материалистического, атеистического и чисто научного подхода (последнее имеет ввиду официально признанную и доминирующую сегодня точку зрения и подходы в науке, которые основывается на классических научных достижениях 19 - 20-ых веков). Обоснование и фактический материал для своего, приведенного выше определения духовного мира я буду излагать детально и развернуто позже в отдельных, специальных текстах. Здесь скажу лишь, что на сегодня имеется достаточно большое количество фактов и информации, которые не вписываются в классическое материалистическое мировоззрение и которые дают основание говорить о том, что Мироздание гораздо больше и сложнее, чем мы привыкли думать.

Лишь один характерный пример. Сегодня в науке признана большинством ученых теория Большого взрыва, которая объясняет, как возникла наша Вселенная. Суть ее заключается в том, что вся Вселенная проявилась в результате выхода энергии из бесконечно малой точки и гигантского взрыва, после которого образовались материя, пространство и время. Замечательно. Однако при этом возникает логический вопрос. Вы представляете себе размеры, массу и энергию бесконечной Вселенной, в которой в обозреваемом нами вселенском пространстве насчитывается около 200 - 300 миллиардов галактик, каждая из которых состоит из 100 - 300 миллиардов звезд (плюс планеты, астероиды, кометы, туманности, межзвездный газ)? В таком случае в соответствии с законом физики о сохранении энергии где было до Большого взрыва всё это невообразимо гигантское количество энергии? Что, разве всё это возникло из ничего?

Из практики моего общения скажу, что часть ученых закрывает глаза и попросту игнорирует данный вопрос, как будто этой дилеммы не существует вообще. Некоторые ученые хорошо понимают это, но ничего ответить не могут. Точно такое же отношение, даже еще хуже, и ко многим фактам и информации, касающейся существования, устройства и функционирования Духовного мира и Высшего Разума.

Мне понравилась сказанное на сей счет В.В. Карелиным: "Философия или любомудрие, отказавшаяся искать истину и накапливать мудрость, выбрала себе цель: подтвердить субъективную уверенность, практическую пользу или, так называемую, синицу в руках. Познание истины - Слова Божиего через откровение (открытое ведение для способных его слышать) некоторым философам кажется трудным и даже невозможным, однако для философии это не должно быть препятствием. Путем познания идут сначала те, кто способен слышать и принимать откровения, видеть очертания истины в Учении, а затем они помогают в ее познании остальным. Отрицать это видение бессмысленно, ибо все значимые открытия выдающихся великих ученых произошли благодаря откровениям, осенениям, озарениям или во сне."

Пока на этом прерву свои рассуждения.

PS. В определении Духовного мира я не претендую на истину в последней инстанции. Наоборот, буду рад конструктивным критическим замечаниям и подсказкам, как сделать это определение более емким и правильным.

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)
(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/75753.html)

Духовное знание

Previous post Next post
Up