Горная фантазия равнинных обитателей-5 (часть IV)

Oct 18, 2016 22:55

Начало тут.

ВЕРШИНЫ ПАРНАСА.

Помните, просил я вас в самом начале нашего повествования, обратить внимание на христианский апокриф, рассказывающий о том, что Потопов было два - один при Ное, второй, 89 лет спустя, при его детях? Называется он «Беседа трёх святителей» и принадлежит перу болгарского богослова Иеремии. Жил этот автор в Х веке; труды его начали хождение на Руси с XII века. И уже тогда вердикт церковных властей по творчеству Иеремии был безапелляционен: «Сия солгал Иеремия поп, Богомилов сын и ученик, пачеже Богу не мил».

Как ни банально это звучит, но наука доказала, что, по крайней мере, в количестве Потопов раскольник Иеремия оказался более осведомлён, чем канонические источники. Но тогда, получается, правы и толкователи книги «Берешит», сделавшие предположение, что Потоп, вызванный 40-дневными аномальными осадками, и 150-дневный Потоп, случившийся после того, как «открылись источники великой бездны» - это разные вещи!

Кстати, вполне вероятно, что Иеремия версию о двух Потопах не изобрёл, а где-то позаимствовал. У болгарского духовенства в ту пору обыкновенным делом было ездить на учёбу и стажировки в Константинополь - там-то, в потаённых библиотечных сусеках «Второго Рима», пытливый болгарин и мог наткнуться на раритетный документ, содержащий неподходящую для ортодоксальных христиан информацию о повторяемости Потопов. Кроме того, Иеремия был не кристально-чистым православным, а еретиком-богумилом. И, видимо, не рядовым адептом, а одним из иерархов секты. Тогда он, по своему положению, вполне мог иметь доступ к гностическим учениям и ознакомиться со сведениями о нескольких Потопах у гностиков. Так волей-неволей мы вновь скатились на тему древних первоисточников, которую уже разбирали в «Горной фантазии…» под номером 3.

Вы вообще обратили внимание, сколько раз мы уже столкнулись с тем, что разные, не получившие официального признания, версии оказались на поверку гораздо ближе к действительности, чем освящённые писания? Анонимная «Аргонавтика» IV века, например. Её сразу объявили неправдоподобной и фантастической; ославили её автора сумасшедшим и даже имя его предали забвению. А оказалось, что маршрут «Арго», описанный в ней является не просто возможным, а единственно возможным!

Парадокс? - Да, нет; просто апокрифы не подвергались столь дотошной цензуре и столь калечащим перелицовкам в угоду текущей конъюнктуре и желаниям сильных мира сего. Потому и донесли до нас гораздо больше исторической правды, чем прилизанные и причёсанные канонизированные варианты.

Древние эллины, кстати, несмотря на то, что позабыли истинный маршрут аргонавтов, отлично помнили и про Потоп, и даже про то, что их было несколько!

Вот как начинает свой пересказ греческого мифа о Потопе Публий Овидий Назон - разгневанный на непотребное поведение смертных Зевс сидит и размышляет каким бы способом ему погубить человечество:

…Вот уж по всей земле разметать он готов был перуны,
Да убоялся, пылать от огней не начал бы стольких
Неба священный эфир и длинная ось не зажглась бы.
Вспомнил, - так судьбы гласят, - что некогда время наступит,
Срок, когда море, земля и небесный дворец загорятся, -
Гибель будет грозить дивнослаженной мира громаде.
Стрелы тогда отложил - мастеров-циклопов работу,
Кару иную избрал - человеческий род под водою
Вздумал сгубить и с небес проливные дожди опрокинул,
Он Аквилона тотчас заключил в пещерах Эола
И дуновения все, что скопления туч отгоняют.
Выпустил Нота. И Нот на влажных выносится крыльях, -
Лик устрашающий скрыт под смольно-черным туманом,
Влагой брада тяжела, по сединам потоки струятся,
И облака на челе; и крылья и грудь его в каплях.
Только лишь сжал он рукой пространно нависшие тучи,
Треск раздался, и дожди, дотоль запертые, излились (Овидий «Метаморфозы», кн. I).

Стоп! Давайте разбираться. Аквилон - это римское наименование греческого божества Борея. Борей, напомню, бог северного ветра; отсюда и название Гиперборея - Лежащая за северным ветром - неоднократно упоминавшееся нами во всех частях «Горной фантазии…». И вот Борея-Аквилона Зевс-громовержец решает в начале катастрофы попридержать - запирает его в пещерах Эола (повелителя воздушной стихии и отца ветров).

Зато он даёт вовсю разгуляться Ноту.

Нот - бог южного ветра. Во второй главе мы обратили внимание на то, что Потоп, который суждено было пережить Зиусудре-Утнапишти, начался с усиления именно южного ветра и сильной грозы:

Что было светлым, - во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно войною, настигая землю.
Не видит один другого,
И с небес не видать людей («О всё повидавшем», табличка XI).

У меня такое впечатление, что два очевидца описывают каждый своими словами одно и то же явление: южный ветер, тьма, гроза, проливной дождь… Также обратим внимание на то, что основным действующим началом Потопа являются аномально обильные осадки - после того, как мы рассмотрели механизм образования ледников, нам это должно быть особенно интересно!

Дальнейшая картина нам не менее хорошо знакома:

И по широким полям, разливаясь, несутся потоки;
Вместе с хлебами несут деревья, людей и животных,
Тащат дома и все, что в домах, со святынями вместе.
Ежель остался дом, устоял пред такою бедою
Неповрежденный, то все ж он затоплен водою высокой,
И уже скрыты от глаз погруженные доверху башни.
Суша и море слились, и различья меж ними не стало.
Все было - море одно, и не было брега у моря.
Кто перебрался на холм, кто в лодке сидит крутобокой
И загребает веслом, где сам обрабатывал пашню.
Тот над нивой плывет иль над кровлей утопшего дома
Сельского. Рыбу другой уже ловит в вершине у вяза.
То в зеленеющий луг - случается - якорь вонзится,
Или за ветви лозы зацепляется гнутое днище.
Там, где недавно траву щипали поджарые козы,
Расположили свои неуклюжие туши тюлени.
И в изумленье глядят на рощи, грады и зданья
Девы Нереевы. В лес заплывают дельфины, на сучья
Верхние вдруг налетят и, ударясь, дуб заколеблют.
Волк плывет меж овец, волна льва рыжего тащит.
Тащит и тигров волна; не впрок непомерная сила
Вепрю, ни ног быстрота влекомому током оленю.
Долго земли проискав, куда опуститься могла бы,
Падает в море, кружа, с изнемогшими крыльями птица.
Залиты были холмы своевольем безмерной пучины,
В самые маковки гор морской прибой ударяет.
Гибнет в воде большинство; а немногих, водой пощаженных,
При недостатке во всем, продолжительный голод смиряет.
От Аонийских вершин отделяет Эту Фокида
Тучные земли, дотоль они землями были, теперь же
Моря частица, воды небывалой широкое поле (Овидий «Метаморфозы»).

О человеконенавистнических планах Зевса узнал титан Прометей. Тот самый, что впоследствии прославится кражей у богов огня. А тогда, во время Потопа, Прометеева филантропия распространилась не на всё человечество, а лишь на одного его представителя. У Прометея на земле был незаконнорожденный смертный сын Девкалион - вот его-то и решил спасти гуманный небожитель.



Отцу Девкалиона Прометею в наказание за похищение огня ежедневно орёл выклёвывал печень, за ночь она вырастала вновь и утром пытка повторялась.

Дальше версии расходятся. По одной из них, Прометей приказывает сыну строить ковчег. В другой ковчег не фигурирует, а Прометей в самый роковой момент подгоняет Девкалиону некое плавсредство. Умышленно пишу плавсредство, так как природа его на самом деле не понятна: в профанных переводах оно названо лодкой, но в оригинале стоит термин более соответствующий понятию ящик, кофр или даже гроб. Ну, и в последней версии Прометей просто указывает Девкалиону путь к спасению, советуя подняться на гору Парнас. Так или иначе Девкалион со своей женой Пиррой оказываются на её вершине:

Там крутая взнеслась гора двухвершинная к звездам,
Именованьем - Парнас; облаков верхи ее выше.
К ней-то Девкалион - остальное вода покрывала -
С брачной подругой своей пристал на маленькой лодке (Овидий «Метаморфозы»).



Гора Парнас считалась обителью муз, а у её подножия находилось самое значимое святилище древней Греции - Дельфийский оракул.

Девкалионов Потоп продлился не сорок, как Ноев, и не семь, как Зиусудрин, а девять дней, после чего вода резко пошла на убыль:

И как Юпитер узрел, что мир стал жидким болотом,
И что остался он там из стольких тысяч единым,
И что осталась она из стольких тысяч единой,
Оба невинны душой, богов почитатели оба,
Он облака раскидал, Аквилоном туман отодвинул,
Земли явил небесам и выси эфирные землям.
Моря недолог был гнев; сложив о трех зубьях оружье,
Воды владыка морской усмиряет и вставшего поверх
Волн голубого зовет Тритона, чьи отроду плечи
В алых ракушках, и дуть велит в трубицу морскую:
Этим он знак подает отозвать и потоки и волны… (Овидий «Метаморфозы»).

Не знаю кому что, а мне в этом фрагменте больше всего понравилось: «Аквилоном туман отодвинул». Аквилон, он же Борей, как мы помним, это северный ветер и божество его персонифицирующее.



Борей.

То есть, прекращение Девкалионова Потопа произошло под влиянием перемещения крупных воздушных масс с севера. Созвучно, кстати, с библейским «…и навел Бог ветер на землю, и воды остановились». По-моему, мы имеем все основания дополнить канонический ветхозаветный текст своей ремаркой, что это был не просто ветер, а пришедший с севера антициклон (он «облака раскидал» и «туман отодвинул» за счёт повышения давления). А установление этого факта поможет нам попутно разобраться ещё в одном моменте:

…Реки спадают, уже показались возникшие холмы;
Море опять в берегах и в руслах полные реки,
И выступает земля, с убываньем воды прибывая.
К вечеру долгого дня и лесов показались макушки
Голые, тина у них еще на ветвях оставалась.
Мир возродился земной… (Овидий «Метаморфозы»).

Обратили ли вы внимание на то, что во всех рассмотренных нами мифах, описано, что вода по окончании Потопа не просто убывает, а убывает стремительно? Спрашивается, куда мог так быстро деться такой чудовищный объём воды? Испариться в количестве, эквивалентном выпавшим осадкам, она не могла. Впитаться в почву тоже… Лично у меня есть только одна версия - вода замёрзла! А жизнеспособна эта версия будет лишь при обязательном участии северного ветра - это он принёс резкое похолодание и необходимое для замерзания воды понижение температуры.

Тем временем, поняв, что они спасены Девкалион и Пирра не обрадовались, а впали в отчаянье - ведь они остались единственными людьми на планете и ужас одиночества наполнил их души. В слезах обратились они к небесам и боги даровали им возможность возродить человечество. Девкалиону и Пирре было велено бросать за спину камни; камни, брошенные Девкалионом, превратились в мужчин, а камни, брошенные Пиррой, в женщин.



Пирра (недостающая правая кисть, видимо, кидает через плечо очередной камень).

Хотя отчаяние Девкалиона и его супруги вполне вероятно было преждевременным. Другие источники перечисляют ещё массу народу, спасшегося при Девкалионовом Потопе. Например, жители одноимённого горе Парнас города, разбуженные волчьим воем, почуяли неладное, проследовали за волками на вершину горы и тем самым спасли себя. Но это уже детали…

Девкалионов Потоп в античной литературе стал классическим, но при этом он не был ни первым, ни последним. Первый потоп, согласно мифологической хронологии древних эллинов, случился за 260 лет до Девкалионова Потопа в правление царя Огига.

У греческого царя Огига в русском фольклоре есть прямой аналог - царь Горох. Идиома «при царе Горохе», которой русские обозначают несусветную давность, у древних греков звучала, как «во времена царя Огига».

Но точно так же как мы ничего более не можем сказать про нашего царя Гороха, эллины уже во времена Гомера ничего не могли вспомнить про своего Огига. К началу классического периода эта фигура в фольклоре совершенно поблекла, а по осколкам сведений сложить целостную картину не удаётся. Вроде как царь Фив Огиг со своей дружиной участвовал в знаменитой титаномахии (битве богов с титанами) на стороне проигравших титанов. Но за это ли Зевс наслал Потоп или по какой другой причине; спасся ли Огиг или погиб в его водах; как после Огигова Потопа восстанавливало свою численность человечество - то нам неведомо!

А третий «греческий» Потоп связан с именем сына Зевса и плеяды Электры Дардана. Этот убил по неосторожности своего брата и по проклятию богов его стали преследовать всякие водные катаклизмы. Сначала затопило родину Дардана - остров Самофракию. Чудом спасшись на пузырём надутом бурдюке, Дардан, после многочисленных мытарств, поселился в глуби материка. Тут он женился на дочери царя Тевкра и, неосмотрительно решив, что грех братоубийства им уже искуплён, основал у подножия горы Ида город, который назвал своим именем. Но гнев богов быстро не проходит - в один прекрасный день они опустили город Дарданы на дно морское. Водоём, на дне которого покоятся руины города Дарданы, известен нам, как пролив Дарданеллы. А выжившие жители Дардан, образовав племя дарданцев, основали на берегу у входа в означенный пролив, наверно, самый известный, благодаря Гомеру, город античности - Трою.



Пролив Дарданеллы из космоса.

И хотя Дарданов Потоп не был всемирным, а являл собой локальный катаклизм, в рамках нашей темы он интересен тем, что миф о нём возник, как описание реальных событий. Академик Н.М. Страхов блестяще доказал, что Дарданов Потоп имел место быть, когда Средиземное море через Босфор и Дарданеллы прорвалось в Новоэвксинское озеро и последнее превратилось в Чёрное море. Память народная оказалась способна зафиксировать и пронести через семь с половиной тысячелетий это неординарное и трагическое событие. А раз Дарданов Потоп был реален, то у нас есть все основания полагать, что и мифы об Огиговом и Девкалионовом потопах являются свидетельствами о вполне реальных исторических фактах.

А завершить эту эллинистическую главу хочу мифом от потопной тематики далёким - мифом о Фаэтоне. Сюжет этот популярен и особо на нём задерживаться не будем. Фаэтон, непутёвый сынулька Солнцебога, выпросил у солнечного папы его колесницу - покататься, произвести впечатление на девочек. С управлением не справился. Солнечная колесница опасно приблизилась к земле. Океаны закипели, суша выгорела… Зевс был вынужден метнуть в Фаэтона молнию и сшибить его с неба. Фаэтон рухнул на землю…



Падение Фаэтона (фрагмент мраморного саркофага).

Даже самые зашоренные трактователи признают, что единственным событием, отразившимся в мифе о падении Фаэтона, могло стать падение на землю небесного тела. А разговор мы завели ради того, что греки точно указали место, куда упал Фаэтон - в реку Эридан. В тот самый легендарный поток, который одноклеточная наука с упорством, достойным лучшего применения, идентифицирует с апеннинской рекой По, а я доказываю, что им был комплекс приледниковых водоёмов.

Так вот, в районе реки По ударных кратеров не обнаружено, а в районе Валдайского приледникового гидрологического комплекса… вы думаете, я вам просто так рассказал в предыдущей главе о метеоритном происхождении Ладожского озера?

Продолжение следует.

Орлов Владимир.

ледниковый период, попытки разобраться, история врёт

Previous post Next post
Up