Великий Новгород. Часть 1. С приездом!

Jun 20, 2021 15:25

А неделю назад в это время мы с маман гуляли по Великому Новгороду...

Новгород - это тот редкий городок, куда я приезжала неоднократно, примерно раз в пятилетку. И каждый раз он находит, чем меня удивить. В этот раз удивление началось ещё на стадии планирования поездки: оказывается, теперь в Новгород ходят самые обычные электрички. И даже "Ласточка" - это просто электричка повышенного комфорта, в которую хоть ты за месяц билет бери, надо прибежать пораньше, а то все почти три часа поедешь стоя. Не знаю, может, оно так давно, я последний раз поездом лет двадцать назад ездила - и тогда было всё иначе. Но. как бы то ни было, мы доехали - пусть и в толпе, и сидячих мест рядом не нашлось. И прогулки наши по городу начались весьма прозаично: с вокзала, откуда на такси мы поехали в забронированный заранее гостевой дом.



Современный вокзал, встречающий гостей города, не очень стар: построен он в пятидесятых годах ХХ века по проекту Игоря Явейна. При прокладке железной дороги из столицы в Москву, Новгород оказался этаким пасынком: если не заводить туда пути, экономилось не менее 34 вёрст (более 36 километров), что для конца XIX века расстояние не малое. Кроме того, местность вокруг Великого Новгорода довольно болотистая, глубина в некоторых местах доходит до 10 метров, что тоже весьма затрудняло прокладку путей. Сложность и энергозатратность были сочтены невыгодными для государства Российского, и проект отложен надолго. Только через тридцать лет узкоколейная железная дорога соединила Великий Новгород и Чудово, чуть позже - был проложен путь до Старой Руссы, тоже узкоколейный. Перевод дороги на привычную нам широкую планировали долго: более пятнадцати лет. Новгородская "железка" была убыточна, и при её реформировании сумма долгов возрастала до совсем уж астрономической. Но всё же к 1915 году, не без вмешательства Главнокомандующего Северного фронта было принято решение о необходимости линии Луга-Новгород, а перед этим утверждены ответвления Чудово-Шимск и Шимск-Сольцы с целью соединения новгородской железной дороги с линией СПб-Дно-Витебск. Бюрократические препоны для создания ширококолейной железной дороги на этом закончились. Впрочем, история опять внесла свои коррективы: Первая Мировая война, а впоследствии Октябрьская революция и последовавшие за ней перемены не дали осуществить все намеченные планы, свидетельством чему являются "быки", которые должны были поддерживать мост через Волхов. А во время Великой Отечественной войны железной дороге на Новгород был нанесён довольно большой урон, в итоге ветку до Старой Руссы восстанавливать не стали. Что до вокзала: первый железнодорожный вокзал был деревянным, и находился совсем не там, где расположен современный, а несколько дальше, примерно там, где сейчас находится завод "Алкон" (кстати сказать, на данный момент он почти не работает, так что на алко-сувениры из Великого Новгорода рассчитывать не приходится: нам удалось найти только подарочные варианты настойки (1500 рублей за бутылку) и коньяка (6500 рублей) и несколько видов водки). К зданию вокзала, как это было принято, практически примыкала часовня - она тоже не сохранилась.







Вокзал, который встречает гостей теперь, открыт был в 1953 году. Его задумали как своеобразные ворота города, собирательный его образ: просматриваются тут и мотивы новгородских звонниц, и монастырских стен, и Белых Врат... До начала девяностых серьёзной реставрации вокзал не подвергался, но после пожара, значительно повредившего южное его крыло, такая необходимость возникла. Реставрация велась более пяти лет - впрочем, затормозило её отсутствие финансирования в начале двухтысячных. Но как бы то ни было, вокзалу вернули былую красу, и теперь ежедневно его стенами любуются пассажиры, прибывающие в древний город по железной дороге или на автобусе: автовокзал находится совсем рядом.















Гостевой дом, который нас ожидал, находится не близко от вокзала: за рекой Волхов, в районе Красное Поле. Решив не искать остановку автобуса, взяли такси (небольшой стратегический просчёт: при посещении городов малых стоит заранее узнавать номера вызова такси, частник с нас взял в два раза больше), и вскоре уже знакомились с нашим домом на ближайшие два дня... Ну что сказать... Бронировала я через сайт "Букинг", и по карте мне показалось, что это немного ближе к Ярославову Дворищу. В этом я ошиблась: от Ярославова там идти... сложно сказать, сколько, потому что мы по дороге останавливались фотографировать, а так же зашли осмотреть встретившуюся на пути церковь, но не меньше получаса точно. При этом к самому гостевому дому автобус не подвозит. И пейзаж там вокруг... не то, чтобы урбанистический, но серые ангары наводят на такую мысль. Впрочем, это с лихвой компенсировалось стоимостью проживания и уютом в номере.





















Гостей там ждут с двух часов дня, но при необходимости девушки любезно разрешают оставить вещи (чем, собственно, мы и воспользовались - гулять по городу и любоваться его красотами, будучи отягощёнными сумкой с вещами, не очень удобно). Так что, устроив сумку в будущем нашем жилище, мы отправились в сторону древнего Кремля...

Великий Новгород. Часть 2. Гулять!

Великий Новгород. Часть 3. Церковь Фёдора Стратилата.

Великий Новгород. Часть 4. Ярославово дворище.

Великий Новгород. Часть 5. На теплоходе музыка играет...

историческое, прогулки, вокзал, поездка, в дорогу, фото, гостиницы, поездки, Великий Новгород

Previous post Next post
Up