А неделю назад в это время мы с маман гуляли по Великому Новгороду...
Новгород - это тот редкий городок, куда я приезжала неоднократно, примерно раз в пятилетку. И каждый раз он находит, чем меня удивить. В этот раз удивление началось ещё на стадии планирования поездки: оказывается, теперь в Новгород ходят самые обычные электрички. И даже "Ласточка" - это просто электричка повышенного комфорта, в которую хоть ты за месяц билет бери, надо прибежать пораньше, а то все почти три часа поедешь стоя. Не знаю, может, оно так давно, я последний раз поездом лет двадцать назад ездила - и тогда было всё иначе. Но. как бы то ни было, мы доехали - пусть и в толпе, и сидячих мест рядом не нашлось. И прогулки наши по городу начались весьма прозаично: с вокзала, откуда на такси мы поехали в забронированный заранее гостевой дом.
Современный вокзал, встречающий гостей города, не очень стар: построен он в пятидесятых годах ХХ века по проекту Игоря Явейна. При прокладке железной дороги из столицы в Москву, Новгород оказался этаким пасынком: если не заводить туда пути, экономилось не менее 34 вёрст (более 36 километров), что для конца XIX века расстояние не малое. Кроме того, местность вокруг Великого Новгорода довольно болотистая, глубина в некоторых местах доходит до 10 метров, что тоже весьма затрудняло прокладку путей. Сложность и энергозатратность были сочтены невыгодными для государства Российского, и проект отложен надолго. Только через тридцать лет
узкоколейная железная дорога соединила Великий Новгород и Чудово, чуть позже - был проложен путь до Старой Руссы, тоже узкоколейный. Перевод дороги на привычную нам широкую планировали долго: более пятнадцати лет. Новгородская "железка" была убыточна, и при её реформировании сумма долгов возрастала до совсем уж астрономической. Но всё же к 1915 году, не без вмешательства Главнокомандующего Северного фронта было принято решение о необходимости линии Луга-Новгород, а перед этим утверждены ответвления Чудово-Шимск и Шимск-Сольцы с целью соединения новгородской железной дороги с линией СПб-Дно-Витебск. Бюрократические препоны для создания ширококолейной железной дороги на этом закончились. Впрочем, история опять внесла свои коррективы: Первая Мировая война, а впоследствии Октябрьская революция и последовавшие за ней перемены не дали осуществить все намеченные планы, свидетельством чему являются "быки", которые должны были поддерживать мост через Волхов. А во время Великой Отечественной войны железной дороге на Новгород был нанесён довольно большой урон, в итоге ветку до Старой Руссы восстанавливать не стали. Что до вокзала: первый железнодорожный вокзал был деревянным, и находился совсем не там, где расположен современный, а несколько дальше, примерно там, где сейчас находится завод "Алкон" (кстати сказать, на данный момент он почти не работает, так что на алко-сувениры из Великого Новгорода рассчитывать не приходится: нам удалось найти только подарочные варианты настойки (1500 рублей за бутылку) и коньяка (6500 рублей) и несколько видов водки). К зданию вокзала, как это было принято, практически примыкала часовня - она тоже не сохранилась.
Вокзал, который встречает гостей теперь, открыт был в 1953 году. Его задумали как своеобразные ворота города, собирательный его образ: просматриваются тут и мотивы новгородских звонниц, и монастырских стен, и Белых Врат... До начала девяностых серьёзной реставрации вокзал не подвергался, но после пожара, значительно повредившего южное его крыло, такая необходимость возникла. Реставрация велась более пяти лет - впрочем, затормозило её отсутствие финансирования в начале двухтысячных. Но как бы то ни было, вокзалу вернули былую красу, и теперь ежедневно его стенами любуются пассажиры, прибывающие в древний город по железной дороге или на автобусе: автовокзал находится совсем рядом.
Гостевой дом, который нас ожидал, находится не близко от вокзала: за рекой Волхов, в районе Красное Поле. Решив не искать остановку автобуса, взяли такси (небольшой стратегический просчёт: при посещении городов малых стоит заранее узнавать номера вызова такси, частник с нас взял в два раза больше), и вскоре уже знакомились с нашим домом на ближайшие два дня... Ну что сказать... Бронировала я через сайт "Букинг", и по карте мне показалось, что это немного ближе к Ярославову Дворищу. В этом я ошиблась: от Ярославова там идти... сложно сказать, сколько, потому что мы по дороге останавливались фотографировать, а так же зашли осмотреть встретившуюся на пути церковь, но не меньше получаса точно. При этом к самому гостевому дому автобус не подвозит. И пейзаж там вокруг... не то, чтобы урбанистический, но серые ангары наводят на такую мысль. Впрочем, это с лихвой компенсировалось стоимостью проживания и уютом в номере.
Гостей там ждут с двух часов дня, но при необходимости девушки любезно разрешают оставить вещи (чем, собственно, мы и воспользовались - гулять по городу и любоваться его красотами, будучи отягощёнными сумкой с вещами, не очень удобно). Так что, устроив сумку в будущем нашем жилище, мы отправились в сторону древнего Кремля...
Великий Новгород. Часть 2. Гулять! Великий Новгород. Часть 3. Церковь Фёдора Стратилата. Великий Новгород. Часть 4. Ярославово дворище. Великий Новгород. Часть 5. На теплоходе музыка играет...