По дороге от
Тихвина к
Вепсскому лесу мадам, наконец-то, разговорилась. Тоже не очень конструктивно, но хотя бы живенько. Правда, при проезде через Шелтозеро она не сказала, что именно здесь - центр вепсской культуры, но сообщила, что сюда приходит автобус из Питера. И что здесь есть школа. («Посмотрите в окно, видите - школа!»).
В общем, как не сложно догадаться, ни в какой музей нас не повели... Вот даже не забавно: группа едет знакомиться с вепсами. Гид про них не говорит ничего (для сравнения - гиды от
Скан-тура рассказали об этом народе много - и это при том, что у нас с ними ни одной «профильной» экскурсии на эту тему не было. Что называется, к месту пришлось: проезжали мимо вепсского края. Ещё забавное: если Скан-тур,
Серебряное кольцо,
Первые линии везут куда-то, где есть музей - он всенепременнейше будет задействован. Кто может лучше рассказать о народности и о местности, чем местный житель? Ну, разве что увлечённый исследователь... Но в случае с
Charm Travel не было ничего: ни увлечённого исследователя, ни музея, ни местных жителей... Всё, что я знала о вепсах до поездки из интернет-статей и рассказов гидов Скан-Тура, не увеличилось ни на йоту.
Дорога до Шелтозера (и далее - до деревни Лукино, основной цели путешествия) асфальтирована только частично. притом, на малую её часть (ну, не считая федеральной трассы, конечно). В основном же это грунтовка с ямками и камушками. И песок. Автобус, дребезжа и жалуясь, плёлся медленно и печально, сиденья в нём не самые мягкие, так что массаж жеппи получился длительный и конкретный. Но любой путь рано или поздно заканчивается, и вот уже показался указатель «деревня Лукино». Где, как уверяет сайт и вторит типа_гид, есть эко-тропа. И вход на неё стоит денег. Двести пятьдесят рублей с тех, кто без льгот, и на пятьдесят рублей меньше «уценёнке». Денег офигеть_какая_гид собрала заранее. И правильно: по факту, в деревне Лукино НЕТ (!!!) никакой кассы. Приехал - и иди себе гуляй. Внимание, вопрос: за что фирма берёт денег???? И куда они потом идут? Нет, в контракте он прописан,на сайте тоже, но: приезжаем на Кивач, на Гирвас, в Долину Водопадов - и везде есть касса, есть оборудованное место парковки, блага цивилизации (ну, хотя бы «туалет типа сортир»)... здесь же - полупросевшая остановка у самого въезда и совсем просевшая чуть дальше. И более ничего.
Кроме нескольких домов разной степени сохранности и обитаемости, в Лукино есть рыбоферма. Вот здесь, пожалуй, я первый и единственный раз услышала от гида что-то для себя новое: никогда не знала (и даже предположить не могла), что форель в рыбохозяйствах
оплодотворяют искусственно! «Искусственное оплодотворение икры рыб - возможность искусственного оплодотворения икры (форели) была выявлена еще в 1758 г. Якоби. Подтверждено это открытие во Франции в 1842 г. рыбаком Реми и гражданином Сегеном. Начало искусственного разведения рыбы в реках и озерах России положено Владимиром Павловичем Врасским в 1854 г. в озерах Демянского уезда, Новгородской губернии. Первоначально при искусственном оплодотворении икры пользовались так называемым мокрым способом. Полученную от самки икру опускали в сосуд с водой и добавляли к ней сперму. При этом способность икры и сперматозоидов к оплодотворению быстро теряется.
На основе внимательного изучения процесса оплодотворения В. П. Врасский разработал новый способ оплодотворения, при котором икру отцеживают в тарелку и приливают в нее молоки. Не добавляя воды, икру и молоки с помощью гусиного пера осторожно 1-2 минуты перемешивают и затем промывают. Этот способ до настоящего времени используется в мировой практике рыбоводства под названием сухого, или русского, способа.
В. П. Врасский был первым в мире рыбоводом, вырастившим в прудах до половозрелого возраста ручьевую форель из искусственно оплодотворенной икры.»
В этих ангарах как раз и происходит это действо.
Дома, кроме откровенно обитаемых, разрушаются. Если и есть у них хозяева, то весьма нерадивые: стены покосились, крыши просели, огороды поросли сорняком и бурьяном...
В этом доме когда-то была почта. Теперь же надобность в ней отпала.
А в похожем доме я бывала в гостях: неподалёку, на Алёховщине, в деревне Кондега. Очень удобные и тёплые дома. В нём, и в соседнем "доме-прянике", о котором непременно упоминают все операторы, можно было бы разместить экспозицию по вепсской культуре, продавать сувениры, но... Почему-то ни хозяевам домов, ни центру вепсской культуры, ни администрации Ленинградской области это не интересно.
Деревня Кондега. 2013 год
Впрочем, в этих краях очень много умирающих поселений. Работы нет, нормальных дорог нет, а зачастую и со связью проблемы, вот и уезжают в города - большие и малые. Лишь бы было хотя бы какое-то подобие цивилизации.
Деревня Кондега. 2013 год
Деревня Кондега. 2013 год
Деревня Кондега. 2013 год
Но вернёмся в Лукино. В тридцатых года ХХ века здесь, на реке Урье (река Холодная), была построена небольшая ГЭС, пришедшая на смену водяным мельницам. Информации о ней крайне мало: известно, что вырабатываемое ею электричество подавали в саму деревню, а чуть позже - в расположенное неподалёку Шугозеро. Обслуживали ГЭС всего четыре человека. Но в семидесятых годах, проработав всего-то чуть более сорока лет, электростанция закрылась. И только информационный щит при входе напоминает теперь о том, что когда-то здесь крутились турбины, да обломки труб, через которые вода к ним стремилась.
Водопад, подпитывавший когда-то энергию мельничных жерновов и турбин ГЭС, зовётся Большой Каскад. Но старожилы называли его иначе: Кипуны. Местные жители
вспоминают, что знавала деревня совсем другие времена: одних мельниц тут было пять (или семь - показания расходятся). «Неподалёку от водопада был маслобойный завод - из конопли получали масло.» «Коллективизация больно ударила по Лукину. Мельницы остановились - молоть стало нечего. Завод снесли. Поля опустели. Ненужным стал и сад, оставшийся от эмигрировавшего барина. А сад был большой: яблони, груши, крыжовник, смородина, орехи. Хранителем его был барский приказчик Мазила. Щедро раздавал он фрукты и ягоды ребятишкам и просил не ломать ветки. А после его смерти что там ветки - сад срубили… Уничтожив всё, что было, стали строить новую жизнь. Открыли сельский совет, почту, школу, фельдшерский пункт, магазин. Построили конюшню, телятник, ферму (вскоре деревянную ферму заменили на кирпичную). Завезли тракторы, сельхозмашины. Колхоз реорганизовали в совхоз. Клуб отстроили большой, при нём открыли библиотеку. И закипела работа. Труд во благо…, во имя…, до седьмого пота, до распухших от холода суставов, до сгорбленных спин. И странно было видеть: работа кипит - поля хиреют.» Вот и захирело всё совсем к XXI веку...
Вода в Кипунах очень вкусная и холодная. Что не удивительно: проходят потоки через карстовые слои. А вот заявленная «эко-тропа» - это очень неудобные обрезки евро-паллет (кажется), по которым бодро идти может только юное и здоровое создание. Оно, конечно, лучше, чем по размокшей земле, но всё же... А вода в реке тёмная, река мелкая: купаться здесь не будешь, а вот посидеть, да посмотреть на воду - самое то.
«В деревни говорят, что в «Кипунах» вода «мёртвая», та, которая залечивает раны. Есть в Лукино и живая вода - в Ключике, который течёт неподалёку.
Праздники в Лукино - Варламий летний и осенний. Летний - «не в числе», 9-я пятница после Пасхи. В этот день пили водичку из кипунов «для здоровья». Вода родников водопада льётся дальше двумя ручьями.» Проложена тропа не везде. Она есть только у бывшей ГЭС. В остальных местах - песок и камень, камень и песок... Мы были в жаркий день августа, когда про дожди земля уже совсем забыла, так что идти было не тяжело. Но, думаю, что в слякоть тут будет не очень-то уютно.
Осень уже ощущается: в лесу видны золотистые листья берёз, поля пожелтевшие, хотя ещё полно ярких цветов и солнце светит совершенно по-летнему. И по-летнему же кусаются оводы. И - полнейшая тишина... Никогда не подумаешь, что каких-то сто лет назад тут, возле говорливых ручьёв, кипела жизнь! «Один из них называют Мазилкин ручей, потому что на нём стояла мельница деда Мазилы, Андрея Кузнецова, владельца усадьбы Кулыгино. Кузнецов был крестьянином из деревни Верховье. В начале XX века он приобрёл усадьбу, вероятно, у наследницы поэта Крылова Александра Абрамовича - Крыловой (Дистунис). Всего 7 мельниц было, «полный каскад»: 5 больших, с наливными колёсами - Кузнецова, Варламушки, Прошки, Никифора, и 2 маленьких - веретенниц - в т.ч. Арсентьева. Веретёнки - как веретено рутится, торчит стержень вертикально, на нём лопасти стоят. Жернов сверху. Большие были с наливными колёсами и несколькими пестами. В мельницах Кузнецова и Никифора было по 5 пестов (Никифор в начале 1930-х гг. уехал в Сибирь). Первая, выше всех, - Варлаама Чистякова («потом они стали Чистяковы, не знаю, у Варламушки-то была ли фамилия»). Мельница Варлама была на семь пестов. Столько же пестов было и на мельнице у Прошки. Из беседы с Кольцовым Михаилом Алексеевичем из д. Лукино: «У него мельница была, у Прошки (1 пест - овёс толкли на блины, 2 песта масло льняное жали, другие - жито мололи). Очень интересные мельницы были. Всё рукотворно сделано было». Привозили молоть со всего Тихвинского уезда и из Тихвина. Из других губерний приходили «жернокóвы» - жернова ковать. Камень найдёт, как сделать из камня жернов хороший - надо расколоть его и не испортить. Жерноков сначала долбил отверстия по кругу, небольшие, потом сушил ольховые чурки и в эти отверстия забивал. В каждое отверстие по чурке. Потом этот жернов опускали в воду. Ольха разбухала и разрывала камень. Ольха пористая и при намачивании разбухает больше, чем другие деревья, быстрее процесс шёл. Потом железом обтачивали.
В 1934 году, после организации колхозов мельницы отобрали. В 1936 году все мельницы сломали, на месте мельницы Кузнецова построили электростанцию. После войны была построена веретёнка, мололи 100 кг за сутки. Муку-то ниоткуда не поставляли. Лукинская мельница обеспечивала Пашозерское сельпо полностью. Стояла эта веретёнка примерно до 1953 года.»
Ой, про куколки-то чуть не забыла! Обережная кукла-стригушка, её делают из травы или из соломы, можно вплетать яркие цветы ароматные травы или даже ленточки и бусинки - всё, что угодно, на что хватит фантазии. Когда-то давно, когда детей крестьяне в страду брали с собой на поле, такие куколки были очень популярны: делается она быстро, материалов специальных не надо, да ещё и «юбочку» можно распушить, ровненько подстричь - и куколка сможет стоят, а на очень ровной поверхности ещё и «танцевать».
You can watch this video on www.livejournal.com
Сделанная из колосьев из первого и последнего снопов нового урожая, стригушка являлась хранительницей достатка: ведь если не пришлось съесть зёрнышки с её платья - значит, всё в семье очень неплохо. Стригушку можно одеть в платьице из лоскутка ткани, можно сделать ей длинную косу и вплести туда яркие ленточки, можно даже сделать куклу-мальчика и куклу-девочку: никаких строгих канонов в изготовлении нет и не было. А ещё можно, сплетая куколку и обвязывая её красной - обережной - нитью просить её о помощи в делах, об избавлении от болезней - да и вообще о чём угодно. Но если вы хотите, чтобы куколка унесла с собой болячки и хворобы, дома её оставлять нельзя. Надо найти речку (желательно, с быстрой водой), посильнее размахнуться - и пусть речная вода унесёт избавительницу вместе со всем, что мешает жить.
Мастер-классом по изготовлению стригушки прогулка по Вепсскому лесу и закончилась... А жаль, можно было бы ещё погулять, погода была самая подходящая. Кстати, туроператор заявлял: «МАСТЕР-КЛАСС ПО ПЛЕТЕНИЮ ВЕПССКОГО ОБЕРЕГА
Под руководством местной мастерицы, владеющей старинными секретами, вы своими руками изготовите магический оберег - традиционную вепсскую куклу из травы. На память и на счастье!»
По факту: мастер-класс провела Валентина (ну, здесь не могу ругать: на уровне «туристу понравится» она этим умением овладела). Никакой местной мастерицы не было. А анонс её наличия как раз и настраивал на то, что лес будет не просто лес, а место «с историей»... Ну, например,
Киндасово вспомним! Вот тут всё есть: и деревенский колорит, и знакомство с традициями, и природа, и вкусное всякое... Хотите и здесь так же? А вот фиг вам: в Вепсском лесу вам такого не дадут
(
продолжение следует)