КОРОТКО: поражена, ошеломлена, впечатлена. Обязательно перечитаю всего Прилепина.
Захар Прилепин с его новым романом «Обитель» - не только яркое событие отечественной литературы, но и один из основных претендентов на премию «Большая книга» этого года. На одном уровне с ним «Теллурия» Сорокина и «Перевод с подстрочника» Чижова - большие, заметные книги. Серьёзные, сильные. Все три книги - на историко-социальные темы: есть место диктату, отношениям власти и общества, государственным масштабам проблем. Каждая из этих трёх книг - огромная удача для русской литературы, для современной русской литературы, которая - так уж получилось - в целом худовата и простовата. Но не «Теллурия», «Обитель» и «Перевод с подстрочника», - они как авианосцы среди остальных судов литературной флотилии.
Причём Захар Прилепин замахнулся на тему, в которой есть уже признанные лидеры, классики; писать на лагерную тематику после Александра Солженицына и Варлама Шаламова - это сильно, и нужно иметь огромный атомный заряд, чтобы тягаться с такими гигантами на их поле. И такой заряд у Прилепина есть. У него получилось написать про ГУЛаг и Соловки, Соловецкий монастырь, так, что мёртвые встают из могил как живые. Все эти ходячие мертвецы - это живая история, мрачное прошлое, контраст которого подвыцвел за те годы, что тома «Архипелага ГУЛага» и «Колымских рассказов» бронзовели на книжной полке.
И тут Прилепин. Рубит лёд прошлого и бросает нас в чёрную прорубь. Холод пробирает до костей, реальность ошеломляет. Мы переносимся на Соловки. Картошка с треской здесь весит больше, чем совесть, а клопы наглядней ада. Дурная, на износ работа забивает человека в землю по самую глотку. Нужно принимать сложные решения, чтобы выжить: «Не показывай душу. Не показывай характер. Не пытайся быть сильным - лучше будь незаметным. Не груби. Таись. Терпи. Не жалуйся...». Захар Прилепин не просто даёт какой-то сюжет, выбирает исторический период и перемещает главных героев, он создаёт литературу высшей пробы, в которой люди говорят разными голосами, а история оживает.
У Прилепина около дюжины литературных премий, среди которых «Русский Букер» и «Русский Букер десятилетия», «Национальный бестселлер» и «Супер Нацбест», «Лучшая иностранная книга» Всекитайской международной литературной премии, премия имени Льва Толстого и «Роман-газеты». И никто не будет против, если «Большую книгу» нынешнего года ему отдадут за «Обитель».
«Сначала мы угодили в Советскую республику. Этого показалось мало, и нас спрятали в Соловки. Но и Соловки оказались недостаточны для Моисея Соломоновича - и внутри нашли ещё более надёжную тюрьму, эту камеру».
Читать:
http://flibusta.net/b/364163Купить:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/26175563/ Фото с сайта:
http://platonovfest.com/masses/15 Что ещё интересного?
Читайте больше современной русской литературы:
1)
Евгений Водолазкин - "Лавр" (2013 г.)2)
Евгений Чижов - "Перевод с подстрочника" (2013 г.)3)
Владимир Ропшинов - «Князь механический» (2014 г.)4)
Елена Костюкович - "Цвингер" (2013 г.)5)
Владимир Сорокин - "Теллурия" (2013 г.) + хорошая статья: К.Мильчин - "Это, конечно, Захар"
http://expert.ru/russian_reporter/2014/47/eto-konechno-zahar/