"Пошли, я знаю короткий путь!"- сказал Моше... (Фантазия на тему Исхода)

Apr 02, 2015 16:00

Оригинал взят у dona_anna в "Пошли, я знаю короткий путь!" - сказал Моше... (Фантазия на тему Исхода)


В чем смысл Исхода, в чем смысл этого праздника для меня лично? Наверно, в ощущении свободы...
Не случайно в иудаизме это один из самых важных праздников, праздник свободы. Свободы для целого народа и для каждого отдельно, выход из Египта географического и внутреннего, и каждый должен пережить его один раз, чтобы потом вспоминать всю жизнь...

Я не буду пересказывать историю, записанную в первоисточниках, я только напомню о каких-то отдельных моментах.

Как вы все помните, евреи оказались в Египте благодаря Иосифу, и какое-то время жили там вполне себе благополучно, пока Иосиф не умер, а новый фараон, который не был знаком с Иосифом, не отправил бы евреев на великие стройки коммунизма строительство египетских городов.


Но уже тогда было понятно, что евреи, в массе своей, не склонны осваивать строительные специальности... Так это увидел художник Яков Штейнхардт и изобразил как иллюстрацию к Агаде в 1921г.

Очевидно что и по плану Всевышнего не в Египте евреи должны были остаться на ПМЖ, а должны были найти себе другое "место под солнцем", которое им было предназначено.
Когда евреям плохо и не хочется работать руками, что они делают? Правильно, вспоминают, что у них есть куда обратиться и они обращаются ко Всевышнему с просьбой решить все их проблемы здесь и сейчас.
Всевышний возлагает на Моше (Моисея) миссию по вызволению евреев из Египта, и Моше идет к фараону со словами: "Иранский режим представляет угрозу не только Израилю, но и всему миру"(с)Б.Натаниягу "Отпусти народ мой!". Но фараон не понял, и решил сменить Моше на кого-то более послушного что намеки идут из самых высоких небесных сфер...
Для большей наглядности своей заинтересованности в исходе евреев, Всевышний наслал на Египет 10 казней египетских...



Вот тут они все перечислены (кровь, лягушки, вши, дикие животные, мор, язвы, град, саранча, тьма, смерть первенцев) на иллюстрации к Агаде художника Якова Штейнхардта, 1921г.



Это одна из казней египетских - саранча. Огромное, не меньше 12 см, и очень красивое насекомое. В одиночку она совсем не страшна. Но вот в группе... сильно людей напоминает.
Интересно, что с точки зрения иудаизма, саранча - кашерна, ее можно есть, в отличии от всех других насекомых. Это и понятно. В древние времена пищевых ресурсов было мало и ущерб, который наносила саранча урожаю, можно было компенсировать только поедая самого вредителя. Саранча была хорошим источником белка для древних.
ТаНаХ различает 10 разных видов саранчи, каждый имеет свое название, что еще больше подчеркивает близкое знакомство древних с этим насекомым. У евреев, выходцев из Йемена и Марокко, поедание саранчи древнейшая традиция. Для них главное, точно определить саранчу, по критериям, описаным в ТаНахе (вот тут подробно на иврите). Саранчу жарили, варили, сушили и делали из нее муку. Мужчины ее использовали также как закуску к алкогольным напиткам.
Опять же не знаю, на счет кашерности саранчи на Песах:)
Исследователи рассматривают саранчу как одного из кандидатов, на роль манны небесной, которую ели евреи, вышедшие из Египта, 40 лет в пустыне.
Стаи саранчи и в наши дни представляют огромную опасность, я уж не говорю про времена фараонов.
В марте 2013 было нашествие саранчи на Египет и сколько-то к нам прорвалось. В Эйлате саранча нанесла ущерб городской растительности. Отдельные экземпляры долетели аж до Хайфы. Эту мы сфотографировали в Мааган-Михаэль.

"... И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, лепешками пресными..." (Шемот 12-13:39)

В конце-концов, фараон согласился, чтобы евреи ушли...
Но тяжело было покидать Египет, где знали толк в хлебе. В древние времена хлеб был основой любого меню. Выпечка хлеба была сродни божественному культу. Хлеб был и культурным символом, который представлял народ, потребляющий этот хлеб.



Поза египетского пекаря. Из экспозиции музея "Дагон" в Хайфе.

В те времена египтяне были оседлым народом земледельцев, а евреи - кочевниками и скотоводами. Такое различие было причиной серьезных противоречий между этими народами. Земледельцы боялись, что скотоводы начнут пасти свои стада на обрабатываемых землях и они останутся без урожая.
В те времена, считал римский историк Плиний, весь мир питался пресными лепешками и кашами, а египтяне знали секрет закваски, когда хлеб получался необыкновенно вкусным по древним понятиям. Уже в те времена египтяне пекли хлеб в печи и, может быть, такая печь - изобретение египтян. Огромные пекарни были найдены в Египте и относятся они как раз ко временам, когда предположительно, евреи жили в Египте. Греческий историк Геродот писал, что египтян называли "едоками хлеба" древнего мира. Вся египетская экономика того времени строилась на хлебе. Он был единицей веса, зарплатой и рабочего, и жреца, и раба, и подношением египетским богам.
В отличии от оседлых земледельцев, скотоводы-кочевники ели пресные лепешки, испеченные на углях. У них не было возможности возить за собой печи, для выпечки квасного хлеба, во время странствий. У них не было времени ждать, когда будет готова закваска. В те времена закваска делалась с использованием в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для этого оставляли какое-то количество теста, оставшегося от предыдущей выпечки, на открытом воздухе на какое-то время. Оно превращалось в дрожжи и эти дрожжи клали в новое тесто. Несколько часов тесто подымалось, и уже из него пекли хлеб.



Главный момент в изготовлении мацы - это скорость. Не надо ждать закваску, выпекать хлеб в печи.
Маца может и не столь вкусна, как дрожжевой хлеб, но это хлеб свободы. Невозможно взять в рабство кочевников, у которых нет земли и дома, они исчезают в любой момент вместе со своими стадами.
И вот тут можно понять, почему запрещено есть квасное в Песах. Поедание мацы - символ перехода народа от культуры рабов, которые ели дрожжевой египетский хлеб, к культуре свободных скотоводов-кочевников, к хлебу его отцов.



Оставив позади египтян и их богов, евреи отправились в путь...



Они вполне могли пройти мимо этого сфинкса



Фараон вдруг изменил свое решение и с армией погнался за евреями. Армия фараона настигла евреев у моря. Но воды моря расступились, и евреи прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян. На иллюстрации к Агаде художника Якова Штейнхардта, 1921г., такое ощущение, что и сам Моше очень удивлен происходящим:)



Пусть теперь наши фараоны будут только такие...

"... по пустыне 40 лет, без вина и сигарет..." (с) Е.Гангаев



И пошли они солнцем палимы по пустыне... Не забывайте - это пустыня, она, конечно красива, но здесь сейчас выпадает в год 3мм осадков. Что было тогда - не знаю, но думаю, что пустыня не сильно изменилась за время, прошедшее со времен описываемых событий.



Фрагмент внешнего оформления синагоги Лагрива в Акко

На горе Синай Моше получает от Всевышнего Скрижали Завета с десятью заповедями, на первый взгляд такими простыми и понятными, типа "не убий, не укради..." А мы так полностью их и не освоили за прошедшее время.
Евреи также заключили со Всевышним союз, которые регулярно пытались нарушить, иначе они не были бы евреями.



Пока Моше не так долго был на горе Сион, нетерпеливые евреи начали поклонятся золотому тельцу...

Моше пришлось приводить евреев в чувства и строить Ковчег Завета.



Это макет Ковчега со Скрижалями Завета из Шило. Можно купить и собрать дома. Настоящий ковчег еще был покрыт золотом, но это уж каждый решает для себя, чем покрывать модель.



Ковчег был построен из подручных материалов дерева акации, как было указано свыше.
На мой взгляд на роль такого дерева могут претендовать несколько видов акаций, растущих в пустыне. Все эти деревья очень любят высокие температуры, нуждаются в небольшом количестве воды и кроме листьев имеют еще и колючки. Это акация кручёная (שיטה סוככנית Acacia tortilis), одна из претенденток.



Иногда эта акация даже цветет. Гуляя сорок лет по пустыне евреи вполне могли много раз видеть это цветение.



Они вполне могли видеть и цветение ирисов. Таких или другого вида, в пустыне их несколько... Да и вообще, пустыня умеет очень красиво цвести.



Вот так они и шли, впереди Моше, затем коэны и левиты несли Ковчег со Скрижалями Завета, и за ними весь народ. Так представлял себе это шествие художник Зеэв Рабан (начало 30х. годов 20в., из коллекции Музея Эрец-Исраэль.)



В синагоге Кфар-Нахум есть изображение Ковчега на колесах... Катить, конечно, легче, но все источники говорят о том, что Ковчег несли. В общем, оставим эти колеса на совести строителей синагоги.



Наконец после долгих хождений Моше посылает разведчиков, те которые принесли гигантскую виноградную гроздь: "И дошли они до долины Эшкол, и срезали там ветвь с одною гроздью винограда, и понесли ее на шесте вдвоем;" (ШЛАХ 14:23). Надо себе представить размер этой грозди, которая говорила о плодородности Обетованной земли...
Но евреи все равно не поверили...

Даже сорок лет скитания по пустыне, которые были предназначены для того, чтобы умерли родившиеся в рабстве, не изменили еврейской ментальности...



Наконец пришли они к реке Иордан, в этом самом месте. Так оно выглядит теперь.
А ступеньки эти совсем не для перехода евреев на Землю Обетованную построены:) А для спуска к воде христиан, приезжающих сюда на крещение. Перейти тут реку в брод совсем несложно, я уверена, что даже я смогу. Может, конечно, в древние времена, она была гораздо глубже...



А с евреями было вот что, по версии художника Арика Брауэра, изобразившего это на фасаде молла Кастра:
"...лишь только несущие ковчег дошли до Ярдэйна и ноги священников, несших ковчег, погрузились в край воды, - Ярдэйн же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы, -
Остановились воды, текущие сверху, встали одной стеной очень далеко от города Адама, который подле Царетана; а текущие к Ям Аарава, в Ям Аммэлах, совершенно пресеклись, и народ переходил против Йерихо.
И стояли священники, несшие ковчег завета Господня, на суше среди Ярдэйна прочно. И весь Исраэйль переходил по суше, доколе весь народ не закончил переходить Ярдэйн." (Иеошуа, 3:15-17)

Вот так и пришли бывшие кочевники, потом египетские рабы, потом опять кочевники в обещанную им Землю Обетованную, где они станут свободными земледельцами. И тут появляется вопрос: а может ли быть свободен земледелец в принципе? Он же должен круглый год то пахать, то сеять, то собирать урожай и в наших местах именно круглый год, зимой на печи не полежишь. И только понимание, что этот путь выбран осознано и свободно, когда человек сам решает, что делать и отвечает за сделанное и есть настоящая свобода, отличающая его от раба.

Пасхальная Песахальная Агада.

История Исхода из Египта описана в Агаде.



Это Агада, которую оформил израильский художник Шрага Вейл в 1951году.
О самом художнике хочу сказать пару слов, уж очень его биография характерна для Исхода тех, кто попал в Израиль после Второй Мировой войны.
Шрага родился в Чехословакии, но во время войны жил в Будапеште и занимался подделкой документов для подпольщиков. После войны, в 1947 году пытался переехать в Эрец-Исраэль, но оказался в лагере для перемещенных лиц на Кипре. Британия, еще правившая тут, не давала евреям въезжать в Подмандатную Палестину. Этим путем шли очень многие, и часто те, кто провел годы в нацистских концентрационных лагерях. Шрага не слишком много прожил на Кипре, в отличии от других, находившихся там в ожидании разрешения на въезд до трех лет.
Агада была издана в 1951г., этим изданием пользовались члены кибуцного объединения "Акибуц Аарци" до 1957г. Само это объединение кибуцов было объединением кибуцов движения Ха-шомер ха-цаир, движения, отдельные группы которого, придерживались марксистской идеологии и иногда примыкали к различным леворадикальным течениям. Понятно, что кибуцники были людьми светскими, и я бы сказала, антирелигиозными. Но, тем не менее, на Песах пели Интернационал читали Агаду. Хотя вполне могли и петь и читать:)



Само оформление Агады говорит о том, что традиции художественной школы Бецалель начала 20 века уже были восприняты молодым художником. Он, безусловно, добавил к традиции рассказа о выходе из Египта новый сионистский не религиозный смысл праздника Песах, празднование весны и возвращению к земле, который был так важен для кибуцов.

Это интересное произведение искусств можно увидеть в Музее Эрец-Исраэль.
Предлагаю сравнить его с иллюстрациями к Агаде художника Якова Штейнхардта, которые я показала выше. Сразу становится понятно, что Агада Штейнхардта, увидившея свет в 1921г. в Берлине несет в себя однозначное ощущение Галута, безысходности и хоть описывает древний Исход, современный не видит даже в дальней перспективе. Агада Вейла, выпущенная через 30 лет несет в себе совсем другое ощущение от жизни, ощущение свободы, уверенности в освобождении и ощущение своего государства, которое уже существует.

Теперь можно и праздновать...

Как я понимаю, празднование Песаха в виде, близком к современному, сложилось уже в 11 веке. В этот праздник собирается за одним столом вся семья на седер Песах (праздничную трапезу), самое главное, это рассказывать детям об исходе из Египта с помощью Песахальной Агады.



"Канун песаха" М.Д. Оппенгайм. 19век., из Музея немецкоговорящего еврейства - Центра наследия йеким в парке Тефен

Важным элементом праздничного стола является блюдо для мацы и другого традиционного угощения. Во многих семьях была и есть специальная посуда, которую используют только на Песах, чтобы соблюсти кашрут.



Блюдо для мацы 18 века, обратите внимание на год в центре, 1793. И это тоже из Музея немецкоговорящего еврейства - Центра наследия йеким в парке Тефен. Йеким на что уж были не религиозные в своей массе и даже активные борцы с религией, но ухитрились вывезти из Германии традиционные предметы иудаики, переходившие в семье из поколения в поколение.



Это предметы 19 века, блюдо и вышитая салфетка, которой мацу накрывали сверху. Тоже из Музея немецкоговорящего еврейства.



Это блюдо из из коллекции Музея Эрец-Исраэль, предположительно 19век. Обратите внимание за столом совсем не семья, как это принято сейчас.



Салфетка с вышивкой и сбоку 4 бокала, символизирующие, что во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина. Музей Эрец-Исраэль



Салфетка для накрывания мацы. Музей Эрец-Исраэль



Блюдо с отдельными емкостями для традиционного угощения. Каждая емкость подписана. Музей Эрец-Исраэль

Блюда произведенные в начале 20 века в Подмандатной Палестине, как попытка воссоздания еврейского производства в Эрец-Исраэль. Их можно увидеть в постоянной экспозиции Музей Эрец-Исраэль



Художник Йегуда Валерштайнер, в стиле "Бецалель". Музей Эрец-Исраэль
В центре кладут мацу, подписаны символические блюда к празднику:
-Марор (горькие травы) напоминает о горькой участи евреев в Египте.
-Харосет (измельченные и смешанные орехи и яблоки) символизирует глину, из которой еврейские рабы лепили кирпичи на стройках фараона.
-Карпас (петрушка или картофель) - символ весны, плодородия и вечно возрождающейся жизни.
-Зроа (баранья нога или куриное крылышко) напоминают о разрушении Храма и символизируют соответственно пасхальную и праздничную жертвы.
-Яйцо является традиционным символом печали и траура.
-Хазерет (хрен)



Художник Йегуда Валерштайнер, в стиле "Бецалель". Музей Эрец-Исраэль



Блюдо в стиле "Бецалель". Музей Эрец-Исраэль



Блюдо в стиле "Бецалель". Музей Эрец-Исраэль



Бокал для вина с изображением Исхода, художник Зеэв Рабан (начало 30х. годов 20в., из коллекции Музея Эрец-Исраэль.
Выше я показывала как выглядит все изображение, если его развернуть.



Украшение к седеру. Художник Хаим Атар, архив кибуца Эйн-Харод.



В Парке Тефен несколько лет назад была представлена выставка "Они - это я" художника Хаима Маора. Он также является потомком выходцев из Германии и в его творчестве основной мотив - это Катастрофа европейского еврейства...
Семейный стол, может быть стол для седера, семья, в которой все погибли и только их портреты собрались вместе.



Тарелка современной работы керамиста Эрана Греблера. Очень по-израильски большая семья, собравшаяся за столом и также изображение символических блюд к празднику.

Кстати о пользе хрена

У хабадников в историях к праздникам я нашла одну песахальную историю, которую не могу не пересказать.
Говорят, что дело происходило в Риме, в те времена, когда евреям находится в Риме было запрещено. Честно говоря, я не нашла в истории римского еврейства такой период. Хотя были в истории римских евреев и очень тяжелые периоды, но не на столько. Оставим это на совести безымянных авторов:)
И так, известный купец Гилель по торговым делам пробрался в запрещенный для евреев Рим и застрял там на Песах. От мысли, что ему не с кем разделить праздничную песахальную трапезу (седер Песах), ему было страшно... Да и где в Риме найти еду, кашерную на Песах?
Тут в голову ему пришла гениальная идея: пойти на базар и посмотреть, кто покупает хрен в канун Песаха. Ведь какое праздничное еврейское застолье на Песах без хрена?
Полдня простоял Гилель на базаре, но никто хрен так и не купил... Он уже почти отчаялся, собрался уходить и вдруг...



... шикарная карета въехала на базар - карета мэра города. Слуга мэра пошел по базарным рядам и купил... хрен! Собравшийся вокруг кареты мэра народ покупку хрена не заметил, а решил, что мэр приехал специально, чтобы проверить, как работает рынок и что надо бы улучшить...



Гилель же увидел достаточно: мэр купил только хрен и сразу уехал. Гилель понял: мэр Рима - еврей, в этом нет никаких сомнений! И непросто еврей, а еврей, соблюдающий традиции, сам приехавший на базар, чтобы купить хрен к песахальной трапезе. Оставался вопрос, как попасть к нему на эту трапезу?
Особо вариантов не было и Гилель решил просто прийти к мэру и попроситься на прием по очень срочному делу.
К мэру его пропустили и он просто сказал:"Я - еврей. Застрял в Риме перед Песахом и увидел на базаре, что вы покупаете хрен и понял, что вы - еврей. Я прошу, чтобы вы приняли меня на праздник в качестве гостя".
Мэр молча взял Гилеля под руку, провел его в дальнюю комнату, а там открыл секретную дверь в подземелье... Гилель не поверил своим глазам: в огромном зале стояли столы, накрытые к празднику. "Здесь вы сможете спокойно отпраздновать Песах", сказал мэр.
Начался праздник, в котором участвовало два десятка евреев, которые скрывались в римских катакомбах и вели там еврейский образ жизни. Праздник проходил как полагается, все делалось по традиции с чтением Агады. В конце трапезы Гилель вдруг увидел, что один из слуг подает гостям молочный торт после мясной трапезы! Гилель страшно испугался и закричал: "Разве евреям можно есть после мясного молочное? Я думал, что вы - евреи, соблюдающие традицию!"
В это время мэр сам взял кусок торта и стал его есть, рассуждая о том, что нет ничего страшного в еде молочного и мясного вместе...
Гилель так расстроился, что даже расплакался: ему было непонятно, с кем он делили праздничную трапезу?
И тут мэр обратился к нему и сказал: "Не расстраивайся, мы все соблюдаем, и если бы ты попробовал торт, то сразу бы понял, что он не молочный, а парве. Он только выглядит как молочный". "Почему же вы мне сразу не сказали об этом? Почему заставили меня так страдать?"-спросил Гилель. "Так мы же тоже должны были тебя проверить, вдруг ты шпион, пробравшийся к нам, чтобы обнаружить наше еврейство. Тебе помог хрен, чтобы обнаружить нас, а нам якобы молочный торт, чтобы проверить тебя. Мы же живем в постоянном страхе и подозрении. Теперь все мы уверены в тебе и можем спокойно праздновать".



К вопросу о подарках на Песах



Иногда на Песах дарят подарки. В кибуца не слишком стандартные. Вот в кибуце Аелет Ашахар детям на Песах выдавали даже 2 пары обуви - одну пару новую, вот такую, например...



...а вторую ношеную от уже выросших детей. Я так понимаю, что это дети со старой собранной обувью.

Теперь самое главное: всем веселого и кашерного Песаха! И всем срочно выйти из Египта:)

Инфа:
http://www.n-k.org.il/?CategoryID=323&ArticleID=400
http://www.he.chabad.org/library/article_cdo/aid/116959
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%A8%D7%91%D7%94
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%97%D7%98%D7%90_%D7%94%D7%A2%D7%92%D7%9C
http://www.evrey.com/sitep/pesah/index.php3?menu=kuhn.html
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%A8%D7%92%D7%90_%D7%95%D7%95%D7%99%D7%99%D7%9C
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%97%D7%96%D7%A8%D7%AA_%D7%94%D7%92%D7%99%D7%A0%D7%94

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

евреи и Израиль, Мифология, Искусство и культура

Previous post Next post
Up