Гефсиманский сад, в котором ветвятся дорожки

May 05, 2013 04:16

    На Пасху 2012 года, комментируя мой пост О гусарах, троллях и куличах, один из читателей спросил: "А нам евреям что с того, что он воскрес?", на что ув. gabblgob заметил: "Если nembirak не тролль, а и вправду еврей (в чём я сильно сомневаюсь), то реплика его была по меньшей мере идиотской. Мне, например, нисколько не мешают чувства, испытываемые столь многими людьми (среди которых и те, к кому я отношусь с глубоким интересом и уважением) к самому знаменитому еврею в истории, к тому же - основоположнику нескольких королевских домов Европы :)." http://bohemicus.livejournal.com/65241.html?thread=4351705#t4351705

В этот момент я почувствовал себя героем борхесовского сада ветвящихся дорожек. Мне предоставилась неограниченная возможность выбрать сценарий дальнейшего разговора - рассказать анекдот, сослаться на энциклопедическую статью, вспомнить старый итальянский фильм и т.д. В зависимости от моего выбора могло произойти много разных событий (например, расфренживание моего журнала одной группой читателей и зафренживание другой; при реализации различных сценариев состав этих групп был бы разным). Однако все дорожки сходились в одной точке. Это обстоятельство столь заинтересовало меня, что я решил не ограничиваться выбoрoм однoгo  сценария, а, отложив беседу на год, описать сразу несколько дорожек, но главное - точку их пересечения.


   Я мог подыграть своему собеседнику и, поддержав его шутливый тон, рассказать известный анекдот, в котором диалог раввинa c христианским священником заканчивается словами::

- Стать римским папой - это просто великолепно... А выше можете?
  - Послушaйте, ну не может человек стать Богом!
  -  А наш смог...

Такое развитие диалога наверняка понравилось бы многим евреям и не понравилось бы антисемитам.

Но  ведь мне ничего не стоило бы  вызвать и у тех и у других прямо противоположные чувства.

Я мог бы вспомнить, что о еврейском проиcxождении Иисуса говорит лишь одна из существующих теорий. Причём теория новомодная, недостаточно обоснованнaя и не имеющая необходимой опоры в Традиции. Иисус происходил из Галилеи. Само это слово означает "округ язычников", и античные авторы (например, Страбон) описывают данную страну как место, населённое народом, сильно отличaвшимся от евреев. "Иисус - еврей" - это точка зрения ХХ века. В прежние времена господствовало иное мнение на сей счёт. Например, в энциклопедии Брокгауза и Ефрона говорится, что галилeянином был не только сам Христос, но и все его апостолы, а единственным иудеем среди них являлся Иуда Искариот:

"Иуда Искариот - один из 12 апостолов, предавший своего Учителя. Свое прозвище он получил от г. Кериофа, из которого был родом (Иш-Кериоф - человек из Кериофа); впрочем, мнения в этом отношении расходятся. Во всяком случае он был единственным иудеем среди апостолов, которые все были галилеяне, и оправдал на себе древнюю поговорку: "Галилеянин любит славу, а иудей - деньги". В обществе апостолов он заведовал их кассой, из которой скоро начал похищать деньги, и затем, обманувшись в надежде, что Иисус Христос явится основателем великого земного царства, в котором все иудеи будут князьями и утопать в роскоши и богатстве, он продал своего Учителя за 30 серебреников (или сиклей: 30 × 80 к. = 24 р. зол.), но от угрызений совести повесился. Немало было попыток разгадать его переход от апостольства к предательству." http://www.vehi.net/brokgauz/

А уж в христианской иконографии традиция изображения Иисуса с европейскими чертами, а диавола с семитскими восходит ещё к VIII веку.

Точнее, к VIII веку согласно общепринятой хронологии. Ведь я мог бы легко поставить её под сомнение.

Сведения о докнигопечтной эпохе обрывочны, противоречивы и недостоверны. Любая её реконструкция - это лишь версия. Некоторые из альтернативных вариантов уступают общепризнанной версии в логичности и остроумии, некоторые - превосходят её. Fomenko & company приложили титанические усилия, чтобы скомпрометировать саму идею занятий хронологией. Им удалось добиться того, что слово новохронолог стало ругательством, а любые сомнения в соответствии исторических учебников реальности считаются верным признаком безумия.

В своей непревзойдённой наивности нохронологи полагают, что если они кого-то "разоблачат" или "опровергнут", картина мира изменится. Нет, не изменится.

Представим себе в порядке отважного мысленного эксперимента, что завтра кто-нибудь докажет: христианство возникло в Италии в XIV веке. Почему именно в Италии и именно в XIV? Ну, мало ли почему. В конце концов, неангажированные эксперты датируют Туринскую плащаницу именно этим столетием. А некоторые исследователи задолго до новохронологических изысканий приходили к выводу, что библия была написана на латыни. И что Италия - более изящная кулиса для библейского сюжета, нежели Палестина.

Четырнадцатый, так четырнадцатый. Что, Ватикан пошатнётся? Нет, он лишь укрепится. Крестовые походы и прочие ужасы Темных веков будут аннулированы, а вера останется. Она только очистится от шлейфа многих обвинений. И умные люди скажут: "Мы всегда знали, что четырнадцатый, но прежде это сообщалось лишь избранным".

И избранных найдётся предостаточно. Оставленных ими артефактов, свидетельствующих о XIV веке, окажется не меньше, чем сейчас находится доказательств, относящихся к I столетию. Взять хоть фильм Пазолини "Евангелие от Матфея". Вот длящийся 4 минуты 50 секунд эпизод танца Саломеи и усекновения головы Иоанна Крестителя. Иродиада облачает Саломею в платье XIV века, и та танцует на фоне стрельчатых готических окон. Танцует перед людьми, лица и одеяния которых словно сошли с фресок раннего Возрождения. А Предтечу убивают какие-то кондотьеры с меховыми воротниками...

image Click to view



Шучу, конечно. Тарковский поместил восхождение на Голгофу примерно в ту же эпоху, что и Пазолини, но сделал местом действия Русь. В африканской иконографии Христос изображается чернокожим. Эскимосы, которым не знаком вкус вина, веруют, что в Кане Галилейской Иисус обратил воду в тюлений жир...

Все эти различия не имеют ниакого значения. Еврей или галилиянин, ариец или негр, Италия или Палестина, I век или XIV, вино или рыбий жир - какая разница? С использованием всей своей фантазии и всего отпущенного нам остроумия мы ведём споры о земных правдах, но что они значат в сравнении с Истиной? Исторических правд может быть сколько угодно, и у каждой из них есть своя дорожка в борхесовском саду. Но все они сходятся в том месте, где земное время сменяется Вечностью. Там сияет единственная Истина, и узнав её, я, как умею, несу благую весть.

Братья и сёстры!

Христос воскрес, смертию смерть поправ!

sacristia

Previous post Next post
Up