В Музее русского импрессионизма выставка под названием «Выбор Добычиной», рассказывающая о значении фигуры галеристки Надежды Евсеевны Добычиной для русской культуры начала ХХ века, и одно из первых больших исследований ее деятельности. В состав экспозиции вошли как произведения из личного собрания Добычиной, так и работы, показанные на выставках в ее Художественном бюро, которые сегодня хранятся в различных государственных музеях и частных собраниях. На мой вкус, это самая интересная выставка в Москве с начала 2023 года.
Эта не очень красивая и психически неуравновешенная, известная к настоящему времени только искусствоведам, но забытая широкой публикой, первая российская галеристка Надежда Добычина оказала огромное влияние на русскую культуру начала XX века. Она поддерживала художников-новаторов, давала возможность ещё не признанным на тот момент авторам впервые широко представить свое творчество столичной публике. Имела она и свою собственную коллекцию произведений искусства. И что меня поражает больше всего в ее выставках, так это количество представляемых работ. Например, на выставке «Трех» было показано 230 работ, а на выставке работ Яна Ционглинского 972 экспоната. В настоящее время редкая выставка может похвастаться таким количеством экспонатов.
Надежда Добычина в вечернем платье. Фото около 1913 года.
Итак, будем знакомиться заново с этой необычной женщиной. Гинда-Нека Шиевна (Надежда Евсеевна) Фишман (Добычина по мужу) родилась 28 октября (9 ноября) 1884 в городе Орел в семье «еврея из мещан». В 1903-1904 годах на Курсах воспитательниц и руководительниц физического образования Петра Лесгафта происходит ее судьбоносная встреча с преподавателем Николаем Кульбиным - военным врачом, художником-любителем и близким другом авангардистов, которые с теплотой называли его «сумасшедшим доктором». Именно он заразил Надежду любовью к искусству. В 1909-1910 годах Надежда Евсеевна работала секретарем на экспозициях, организованных Кульбиным, и занималась поисками помещений для выставок современных художников, не признаваемых Императорской Академией художеств. Вполне возможно, именно тогда Добычина задумала Художественное бюро - первую коммерческую галерею в Петербурге. И вот 28 октября 1911 года (в свой день рождения) Надежда открывает «Художественное бюро Н.Е. Добычиной» на Дивенской улице, 9, кв. 3 в Санкт-Петербурге. Художественное бюро ставило своей целью «живое посредничество между художниками и публикой по сбыту произведений искусства и исполнению всевозможных художественных работ, как то: картины, декорации, костюмы, предметы прикладного искусства, художественное устройство квартирной обстановки и пр.; оказание содействия по выбору и постановке театральных пьес, устройству концертов, оперных спектаклей, музыкально-литературных вечеров и т.п.; сообщение справок по различным вопросам искусства» (Д. Северюхин).
1912. «Постоянная выставка современного искусства». Эта выставка была организована в 1912 году и состояла из работ художников-современников весьма разных идеологических и эстетических взглядов - это были работы и мастеров-классиков, и авангардистов-экспериментаторов. Состав выставки менялся раз в несколько недель. Вскоре, в сентябре 1913 года, Бюро и «Постоянная выставка» переехали на набережную Мойки, 63. Экспозиция в то время составляла 306 произведений 78 авторов.
Роберт Фальк. Старая Руза. 1913. Холст, масло. ГРМ.
Николай Рерих. Гнездо преблагое. 1912. Бумага на картоне, акварель, гуашь. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Натан Альтман. Пейзаж. 1910. Картон, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Николай Милиоти. Мадонна. Конец 1900-х - начало 1910-х. Картон, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
1913. Выставка графических искусств. Данная выставка открылась уже через месяц после переезда в новой пространство на набережной реки Мойки, и знакомила публику с неживописными техниками: рисунками, гравюрами на металле, дереве, линолеуме… В каталоге значилось 369 экспонатов 40 художников, а двумя безусловными лидерами по числу представленных произведений являлись Анна Остроумова-Лебедева и Вадим Фалилеев. Анна Остроумова-Лебедева представляла 60 гравюр, созданных за последние 15 лет - это был практически бенефис художницы.
Анна Остроумова-Лебедева. Луна. 1900. Бумага, цветная ксилография. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Анна Остроумова-Лебедева. Нева сквозь колонны Биржи. 1908. Бумага, цветная ксилография. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Молодой художник Вадим Фалилеев, недавно вернувшийся из пенсионерского путешествия по Европе, показывал около 30 работ в различных техниках.
Вадим Фалилеев. Перелет. 1909. Бумага, цветная акватинта. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Вадим Фалилеев. Ветер. 1905. Бумага, цветная ксилография. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
1914. Выставка картин и этюдов «Трех». На этой выставке представили свои работы Яков Бельзен, Степан Писахов и Иероним Ясинский - члены Внепартийного общества художников, созданного в 1912 году. Всего на выставке было представлено 230 работ.
Писахов Степан. Парусники у рыбной пристани. 1912. Холст на картоне, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Степан Писахов (1879-1960), позже ставший известным писателем-сказочником, демонстрировал на выставке 23 работы, привезенные из северных путешествий. Художник родился в Архангельске, и регулярно ездил в творческие экспедиции по арктическому побережью. В ряде его этюдов северной природы заметны импрессионистические черты.
Писахов Степан. Красные цветы на Новой Земле. 1910-е. Холст на картоне, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Писахов Степан. Осень на Белом море. Море стынет. 1908-1913. Холст на картоне, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
1914. Посмертная выставка произведений Я.Ф. Ционглинского. Показ работ Яна Ционглинского (1858-1913) стал одной из первых и заметных выставок живописи в Бюро. Готовилась она совместно с братом художника, который собрал на выставку безвременно ушедшего действительного члена Петербургской Академии художеств 972 экспоната. В начале ХХ века Ян Ционглинский сыграл важную роль в развитии русского искусства. Художник много путешествовал и привозил из своих поездок десятки пленэрных этюдов, в которых активно развивал принципы импрессионистической живописи. Будучи пианистом-любителем, Ционглинский часто портретировал музыкантов.
Ян Ционглинский. Автопортрет. Конец 1890-х. ГРМ. - Портрет Иосифа Гофмана. 1912. Российский национальный музей музыки, Москва. Обе: Холст, масло.
Выставка Ционглинского в Бюро Добычиной пользовалась успехом: ее посетило более 4000 человек, удалось продать 40 работ, в том числе в Русский музей, Третьяковскую галерею, Академию художеств.
1914. Выставка картин Наталии Гончаровой. А эта первая персональная выставка Наталии Гончаровой была одновременно и наиболее заметной, и скандальной. Накануне (осенью 1913 года) показ ее картин (более 750 наименований) прошел в Москве. Выставка у Добычиной стала сокращенным вариантом этой экспозиции - было представлено всего 249 работ. Выставка хорошо посещалась, но продать удалось только несколько акварелей.
Наталия Гончарова. Каменная баба. 1908. Холст, масло. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Скандал вокруг выставки возник из-за статьи в газете, автор которой был крайне возмущен увиденными картинами, особенно - на библейские сюжеты. Через день 12 работ были убраны из экспозиции по требованию администрации города. Однако, после проверки духовным цензором все картины были возвращены в залы.
Наталия Гончарова. Богоматерь на престоле с предстоящими. 1910. Холст, масло. ГТГ.
Выставка Гончаровой стала своеобразным подведением итогов русского периода творчества художницы - вскоре амазонка русского авангарда вместе с мужем Михаилом Ларионовым уехала в Париж.
Наталия Гончарова. Бабы с граблями. 1909. - Стрижка овец. 1908-1909. Обе: Холст, масло. Серпуховской историко-художественный музей.
1914. Выставка картин в пользу лазарета деятелей искусств. После выставки Наталии Гончаровой в апреле 1914 года Бюро закрылось на летние каникулы, а работа возобновилась уже в новой действительности: 1 августа Россия вступила в Первую мировую войну. Добычина сразу же организовала благотворительную выставку, доход от продажи картин и входных билетов которой, перечислялся на нужды раненых. На выставке демонстрировалось более 300 произведений, однако экспозиция не отличалась большим количеством ярких и значимых работ.
Натан Альтман. Автопортрет. 1911. Бумага, темпера, графит, гуашь. ГРМ.
1915. Выставка картин Василия Денисова. Выставочный сезон 1915 года в Художественном бюро Добычиной был открыт монографической выставкой Василия Денисова (1862-1922). Этот малоизвестный сегодня художник - пока еще неразгаданный феномен русского Серебряного века. Василий Денисов учился у русских импрессионистов Константина Коровина и Валентина Серова, но при этом числился непрофессиональным художником.
Василий Денисов. Египтянка. 1912. Холст, масло. Вольский краеведческий музей.
Экспозиция Денисова в Бюро впервые знакомила петроградцев с его работами. Было представлено 188 произведений, созданных с 1898 по 1915 год. В манере художника заметны увлечения в ряде пейзажей импрессионизмом, а в крупных фантастических композициях читается интерес к символизму и искусству Михаила Врубеля.
1915. Выставка картин левых течений. В апреле 1915 года в Бюро были параллельно открыты сразу две экспозиции: «Выставка картин левых течений» и «Выставка рисунков и этюдов Е. Лансере и М. Добужинского». Выставка картин левых течений была сравнительно небольшой по числу представленных работ - всего 122. Среди 27 художников были Николай Кульбин, Аристарх Лентулов, Адольф Мильман, Ольга Розанова, Валентина Ходасевич… Лидером по числу показанных на выставке произведений оказалась Ольга Розанова - она представила 17 работ. Для Надежды Добычиной эта экспозиция стала первой из ряда коллективных авангардных показов, которые она будет регулярно проводить вплоть до закрытия Бюро в 1919 году.
Адольф Мильман. Пейзаж с мостом. 1910-е. Холст, масло. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого. - Участие этой картины в выставке под вопросом.
Розанова Ольга. Пивная. 1914 (?). Холст, масло. Костромской государственный объединенный художественный музей.
1915. Выставка латышских художников. В мае 1915 года Художественное бюро закрылось на летние каникулы, а к осени Надежде Добычиной пришлось встретиться с вызовом времени: в сентябре помещение Бюро пытались реквизировать. Залы все же удалось отстоять, и Добычина открыла выставочный сезон новым благотворительным проектом, организованным в пользу латышских беженцев (немецкие войска начали наступление на территории Курляндской губернии). Большинство показанных в Бюро работ было вывезено художниками из Риги. Многие из них бывали в Петрограде прежде, а некоторые даже учились в российской столице. Например, Василий Пурвит был выпускником Императорской Академии художеств.
Василий Пурвит. Ровельская бухта. 1900-е. Холст на картоне, масло. Ростовский областной музей изобразительных искусств. - Участие этой картины в выставке под вопросом.
1915-1916. Последняя футуристическая выставка картин «0,10». 19 декабря 1915 года в Бюро прошел вернисаж самой известной выставки из всех здесь показанных - «0,10». Именно на ней Казимир Малевич впервые представил публике свой «Черный квадрат» и разработанную им принципиально новую живописную систему - супрематизм. Организатором проекта выступил Иван Пуни, за концепцию и отбор участников отвечал Казимир Малевич, а Надежда Добычина предоставила свои залы. Всего на выставке демонстрировалось около 150 работ 14-и художников и художниц - семи мужчин и семи женщин.
Удальцова Надежда. Молоток и кружка. 1915. Холст, масло, смешанная техника, коллаж. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.
Наиболее радикальные произведения представил Казимир Малевич, до вернисажа державший в секрете результаты своей работы. Благодаря сохранившейся фотографии известна концептуальная развеска, придуманная Малевичем: его работы были размещены на двух соседних стенах комнаты с «Черным квадратом» в «красном углу».
Экспозиция «Последней футуристической выставки картин «0,10»» с произведениями К.С. Малевича. Фото 1915-1916.
1915-1917. Мир искусства. Отдельная глава в истории Бюро Добычиной связана с художественным объединением «Мир искусства»: на протяжении трех лет шесть его экспозиций - три выставки картин и три «Этюдов, эскизов и рисунков» - проводились в стенах Художественного бюро.
Кустодиев Борис. Финский букет. 1917. Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Общество «Мир искусства» сформировался в 1890-е годы. Мирискусники критиковали академизм и передвижничество, пропагандировали идеи ретроспективизма и идеалы русского и европейского XVIII века. В 1904 году, когда объединение фактически распалось, многие его члены вошли в Союз русских художников. Воссоздавался «Мир искусства» уже в 1910-е году: председателем его был избран Николай Рерих, а в ряды экспонентов вступили молодые авангардисты Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов.
Мартирос Сарьян. Голубые цветы. 1914. Холст, темпера. Вятский художественный музей им. Васнецовых, Киров.
Борис Григорьев. Кусочек ярмарки в Генгане. Бретань. 1914. Холст, масло. ГТГ.
В апреле 1916 года членами объединения были избраны лидеры «Бубнового валета» Илья Машков и Петр Кончаловский, каждый из которых на выставке 1917 года представил около 20 работ.
Илья Машков. Натюрморт с георгинами и фруктами. 1915-1916. Холст, масло. Тверская областная картинная галерея.
Петр Кончаловский. Натюрморт. Книги. 1916. Холст, масло. Тульское музейное объединение.
В случае с выставками «Мира искусства» Надежда Добычина не выступала в качестве организатора экспозиций, а просто предоставляла залы Бюро.
Продолжение в следующем блоге -
Выбор Добычиной. Часть 2.