Выбор Добычиной. Часть 2

Jun 12, 2023 18:13


Продолжение описания выставки в Музее русского импрессионизма «Выбор Добычиной», рассказывающей о значении фигуры Надежды Евсеевны Добычиной для русской культуры, начало - Выбор Добычиной. Часть 1.

1916. Выставка картин и этюдов Абрама Маневича. Цикл персональных экспозиций Художественного бюро в январе 1916 года продолжила выставка Абрама Маневича.



Абрам Маневич. Париж. В парке Монсури. 1910-е. Холст, масло. ГРМ.



Несмотря на то, что этот автор из второго ряда импрессионистов, и его работы в той или иной степени подражательны, имя этого неизвестного в Петрограде художника привлекло внимание публики. Любимым его жанром был пейзаж - виды провинциальных городов и еврейских местечек, из ряда которых выделяются картины, написанные в Париже и Венеции. Картину «Париж. В парке Монсури» прямо с выставки приобрела Императорская Академия художеств, в 1923 году полотно было передано в Русский музей.



Абрам Маневич. Весенняя вязь. 1910-е-1920-е. Холст, масло. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина. - Участие этой картины в выставке под вопросом.

1916. Выставка картин и этюдов Гауша. Картины Александра Гауша (1873-1947) уже появлялись в Бюро Добычиной ранее. Теперь же первая обширная персональная экспозиция художника насчитывала 201 работу и представляла организованный по хронологическому принципу обзор живописца за 17 лет, начиная с 1899 года. Экспозиция давала представление о том, как менялся стиль мастера: от сдержанных серых пейзажей к ярким и контрастным декоративным полотнам. Выставка прошла очень успешно: ее посетило 1500 человек, а среди покупателей оказались ряд знаменитостей - Максим Горький и Федор Шаляпин.



Александр Гауш. На даче. 1904. Холст, масло. ГРМ.



Александр Гауш. В парке. 1911-1916. Холст, масло. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.



Александр Гауш. Китайская ваза. 1915-1916. Холст, масло. ГТГ.

1916. Выставка современной русской живописи. В 1916 году Надежда Добычина показала в своем Художественном бюро две «Выставки современной русской живописи». Эти сборные экспозиции демонстрировали различные течения авангардной живописи: от умеренных до радикальных. Апрельская выставка насчитывала 375 экспонатов, из них 69 работ Ильи Машкова и 29 работ Петра Кончаловского.



Петр Кончаловский. Сан Джиминиано. 1912. ГРМ. - Портрет скульптора Константина Рауша, барона фон Траубенберга. 1911. Вятский художественный музей им. Васнецовых, Киров. Обе: Холст, масло.



Машков Илья. Натюрморт. 1915 (?). Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.



Илья Машков. Розы. 1914. Холст, масло. ГТГ.



Илья Машков. Кипарис у соборной стены. Италия. 1913. Холст, масло. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Также Добычина представила витебскую серию Марка Шагала - более 60 работ, созданных в 1914-1915 годах. Это был первый крупный показ произведений Шагала в Петрограде.



Марк Шагал. Аптека в Витебске. 1914. Бумага на картоне, гуашь, акварель, масло. Частное собрание, Москва.



Марк Шагал. Портрет брата Давида с мандолиной. 1914. Картон, гуашь. Приморская государственная галерея, Владивосток.

В осенней «Выставке современной русской живописи» насчитывалось 289 номеров, и среди авторов было много новых имен, в частности были показаны произведения молодого Юрия Анненкова и 24 работы Василия Кандинского - первый масштабный показ Кандинского в России.



Юрий Анненков. Мечты провинциала (Боровичи). 1912. Холст, масло. ГТГ.

1918. Выставка Николая Кульбина. В 1917 году возобновились попытки реквизировать помещение Художественного бюро; но в ноябре Добычиной удалось получить «иммунитет» - подписанное Анатолием Луначарским удостоверение о неприкосновенности залов Бюро. Однако вернуться к регулярному проведению выставок больше на удалось. Последние экспозиции Бюро прошли летом и зимой 1918 года. В марте 1917 года, в возрасте 48 лет скоропостижно (от язвы желудка) умер Николай Кульбин (1868-1917), а летом 1918 года Надежда Добычина устроила его посмертную выставку. Символично, что эта экспозиция, ставшая одной из последних выставок Бюро, была посвящена человеку, который в свое время ввел Добычину в мир искусства. Посмертная экспозиция включала 278 работ и стала подведением художественных итогов жизни художника.



Николай Кульбин. Красная карусель. 1916. Холст, масло. Собрание семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург.



Николай Кульбин. Солнечная ванна. 1916. Холст, масло. ГТГ.

В июне-июле 1918 года по окончании выставки Кульбина прошла «Выставка современной живописи и рисунка» с участием Н.И. Альтмана, Ю.П. Анненкова, В.В. Баранова-Россине, Л.С. Поповой, И.А. Пуни, В.В. Козлинского, Н.А. Удальцовой, Шагала, Д.П. Штеренберга, А.А. Экстер. Деятельность бюро завершилась выставкой «Русский пейзаж», в которой приняли участие Альтман, Козлинский, Пуни.

1918-1919. Русский пейзаж. Эта экспозиция стала последней в истории Художественного бюро Добычиной. Сохранять свое предприятие в послереволюционных условиях становилось все сложнее - и в 1919 году Бюро было закрыто. Сведений о последней пейзажной выставке Бюро почти не осталось. Только один краткий отзыв был напечатан в «Красной газете». Судя по каталогу, эта экспозиция была достаточно камерной: 156 произведений, в основном акварели и этюды.



Борис Кустодиев. Ночное. 1917. Холст, масло. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

«Художественное бюро Н.Е. Добычиной» на протяжении почти десяти лет было главной независимой площадкой в Санкт-Петербурге, где художники-новаторы могли выставлять свои работы, а коллекционеры - приобретать произведения современных мастеров.

Несколько слов о судьбе Надежды Добычиной после закрытия Художественного бюро. В 1919-1924 годах Добычина работает заведующей Художественной промышленной школы Комитета народного образования, заведующей выставочными отделами в Доме искусств и Обществе поощрения художеств. В 1925 году Добычина переносит «первый приступ сильного нервного расстройства», после которого лечится в Висбадене и Париже. В 1930 году переносит второй приступ нервной болезни и проходит лечение в психоневрологической клинике в Ленинграде. С марта 1932 по сентябрь 1934 года работает старшим научным сотрудником в отделе советского искусства Русского музея. После увольнения переживает третий приступ нервного расстройства. В 1935 году переезжает в Москву, работает консультантом на киностудии «Мосфильм». 1936-1941 годы работает заведующей художественным отделом Музея Революции в Москве. Во время войны была в эвакуации в Алма-Ате. Умирает в 1950 году. Похоронена на Востряковском кладбище.

Добычина - коллекционер. Личная коллекция Надежды Добычиной органично связана с Художественным бюро: большую часть собрания занимали работы художников - участников выставок Бюро. К сожалению, сегодня сложно в полной мере оценить масштаб собрания Добычиной, однако по дошедшим до нас архивным материалам известно, что в разное время в коллекции числилось от 80 до 250 работ (согласно описи 1930 года). Часть из них она приобрела на выставках Бюро, однако были и работы, полученные от художников в качестве подарка. Так, на обороте рисунка Бенуа «Сцена с марокканским принцем» сохранилась дарственная надпись автора: «Дорогой Надежде Евсеевне в день Пурима 24 марта 1920». После революции ей удалось отстоять свою коллекцию и избежать ее национализации. Часть произведений она продала коллекционерам и музеям не только в России, но и за рубежом. Так, более 20 работ Гончаровой, Серова, Шагала сегодня находятся в Национальной галерее Армении, а картины Петрова-Водкина и Головина - в Государственном музее искусств Республики Казахстан им. Кастеева. Последние картины Надежда Добычина продала, находясь в эвакуации в Алма-Ате во время Великой Отечественной войны.

В настоящее время произведения из коллекции Надежды Евсеевны разбросаны по частным и музейным собраниям в России и за границей. Однако найти местонахождение многих работ еще только предстоит исследователям и искусствоведам.

В коллекции Добычиной были и ее портреты, в разное время написанные Натаном Альтманом, Константином Сомовым, Юрием Анненковым и другими мастерами. О работе над некоторыми из них сохранились воспоминания современников. Например, Константин Сомов язвительно писал: «Работал. Добычина в восхищении, так как она у меня на портрете моложе, красивее, благороднее и на себя похожа!». А вот портрет кисти Николая Бенуа был ранее неизвестен, его обнаружили только в ходе подготовки данной выставки.



Константин Сомов. Портрет Надежды Добычиной. 1921. Бумага, карандаши, сангина. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. - Николай Бенуа. Портрет Надежды Добычиной. До 1924. Холст, масло. Частное собрание.

А некая знакомая художника Александра Головина отмечала: «У Головиной [вдовы живописца] висит хороший портрет Добычиной А.Я. Головина. Она там страшная, ростовщица, вся в черном с белой серебристой отделкой. За этот заказанный портрет она не заплатила, и Антонина Яковлевна ей его и не отдала».



Александр Головин. Портрет Н.Е. Добычиной. 1920. Холст, темпера. ГРМ. - Не входил в коллекцию Добычиной.

Далее приведены картины, которые были в составе коллекции Надежды Добычиной.



Наталия Гончарова. Изгнание из рая. 1912. Бумага на картоне, акварель, карандаш. Собрание семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург.



Александр Бенуа. Эскиз декорации к драме А.С. Пушкина «Пир во время чумы». 1914. Бумага, пастель. ГРМ.



Александр Бенуа. Сцена с марокканским принцем. Эскиз декорации к драме Уильяма Шекспира «Венецианский купец». 1920. Бумага, карандаш, акварель, тушь, перо, белила. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.



Михаил Ларионов. Розовый куст после дождя. 1904. Холст, масло. ГРМ. - Нахождение в коллекции под вопросом.



Валентина Ходасевич. Портрет К.И. Евсеева. 1916. Холст, масло. ГРМ.



Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт. 1920. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева.



Юрий Черкесов. Охота на слонов. 1920. Бумага, черная акварель. Частное собрание.



Борис Кустодиев. Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой. Этюд для неосуществленной картины «Групповой портрет художников “Мира искусства”». 1920. Бумага, смешанная техника. Частное собрание. - Анна Остроумова-Лебедева. Париж. Фейерверк. 1906. Бумага, ксилография. Научно-исследовательский музей при РАХ.

Однако не со всеми художниками у Надежды Евсеевны получилось выстроить теплые отношения. Среди них Анна Остроумова-Лебедева - автор вывески и участница многих проектов Бюро. В 1914 году галеристка даже приглашала ее стать одной из создательниц журнала дамских мод. Но накопившиеся взаимные обиды не позволили женщинам сотрудничать в дальнейшем. Это наложило отпечаток и на коллекцию Добычиной - в ней числятся только ранние работы Остроумовой-Лебедевой.



Виктор Замирайло. Эскиз иллюстрации к поэме Михаила Лермонтова «Демон». 1919. Картон, карандаш, акварель, гуашь. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.



Лев Бакст. Улица в дождь. Франция. 1893 (?). Дерево, масло. ГРМ.



Мартирос Сарьян. Желтые цветы. 1914. Холст, темпера. Музей русского искусства в Ереване.



Натан Альтман. Иллюстрация к еврейской азбуке. 1916. Бумага, карандаш, тушь. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.



Юрий Анненков. Плясунья в пейзаже. Из футуристического альбома. 1915. Бумага на картоне, карандаш, тушь, перо. Ярославский художественный музей.



Александр Головин. Заброшенная усадьба. 1920-е. Картон, темпера. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева.

Выставка «Выбор Добычиной» стала первым масштабным исследованием, посвященным фигуре Надежды Добычиной и её влиянию на русскую культуру начала XX века. Составить представление о деятельности галеристки помогли произведения из более чем 40 собраний: частных коллекций, российских и зарубежных музеев. Продолжается выставка разделом «Неслучившееся».

Использованные источники: Ракитин В.И., Сарабьянов А.Д. Энциклопедия русского авангарда. 2013; Журнал «Коллекция». Выставка «Выбор Добычиной» - https://sammlung.ru/?p=55338; «Частица души» Санкт-Петербурга: что нужно знать о Надежде Добычиной - https://dzen.ru/a/ZH7uReRucQcXBrwy; Бенуа, Петров-Водкин и Шагал - на выставке «Выбор Добычиной» - https://robb.report/stil-zhizni/92573-benua-petrov-vodkin-i-shagal-na-vystavke-vybor-dobychinoy/.

Продолжение в следующем блоге - Выбор Добычиной. Неслучившееся.

Надежда Добычина, Выбор Добычиной, Музей русского импрессионизма

Previous post Next post
Up