Станция метро "Рижская" еще одна станция, которая мне очень нравилась с детства. Знаю, что многие ее считают чуть ли не самой уродливой. Естественно на вкус и цвет... или даже сколько людей, столько и заблуждений. А мне нравится этот свежий желтый цвет. Другой такой станции нет. Нет даже теперь. Хотя казалось бы современные архитекторы могли бы использовать больше веселых и радостных цветов. Итак "Рижская". Ее открыли в составе участка от "Ботанического сада" (ныне "Проспект мира") до "ВСХВ" ("ВДНХ"). Удивительно, что все снанции на этом участке меняли свои названия и только "Рижская" осталась "Рижской" с момента своего открытия в 1958 году.
На сайте
nashtransport.ru нашлась такая вот архивная картинка с изначальным эскизом станции "Рижская". Совершенно иной вид получила бы станция, если бы приняли такой проект. Но борьба с архитектурными излишествами сделала свое дело. Однако отделка пилонов осталась первоначальной. Лавочки тоже сохранили. Очень жаль, что отказались от панно на глухой стене и между пилонами.
Интересный кадр. Видно, что отделка станции еще далека от завершения. На путевой стене не положена плитка, своды не побелены и нет светильников, хотя шпильки под их крепление установлены. Также видно, что на станции стоят леса - облицовка пилонов видимо тоже не завершена. Что за событие на фото? Видимо обкатывают новый участок.
Станция открылась в 1958 году. А вот фото 1974 года. Занятно выглядит павильон вестибюля в таком антураже.
У входа еще в 1958 году установлен монумент "Спутник". Почему именно у "Рижской" я так и не нашел информации. Также тут видны клевые светильники у павильона, теперь их нет.
Вот станция уже открыта, тут интересно, что пол боковых залов закатан похоже в асфальт и только в центральном выложен пол камнем.
Открыточная фотография. Какой колоритный персонаж сидит на лавочке. Видимо фото постановочное.
В 1999 году около "Рижской". Строительство эстакады.
Как поменялся ландшафт за 30 лет.
1. Что же сейчас. Павильон круглый в форме ротонды. Слева виднеется кусочек Крестовского торгового центра. Справа эстакада, прямо за спиной у меня какие то торговые ларьки. Нет того простора, как на архивных фото. Павильон похож на "ВДНХ" и "Алексеевскую". Как я уже говорил, коллектив авторов у них один.
2. Павильон сзади. Ничего примечательного.
3. Монумент "Спутник" как и прежде стоит перед павильоном. Но совсем недавно его "освободили" от палаток, буквально поглотивших его. Жаль, что не все торговые павильоны убрали. Это конечно недопустимо.
4. Выходной павильон у "Рижской" один и скорее всего в скором времени его, как и на "
Бауманской" закроют, чтобы поменять эскалаторы. Может быть тогда сделают и ремонт вестибюля. Если такое произойдет, то я надеюсь, что будут учтены ошибки, которые мы видим после реконструкции северного вестибюля ст.м. "
ВДНХ".
5. Сейчас кассы внутри павильона, раньше видимо они были снаружи, вот в этих окошках. Я не помню, но решетка на окошке подтверждает это.
6. Вот, крупным планом этот атавизм.
7. Мне очень нравятся надписи вроде вот этой над проходом к эскалаторам "К поездам". Интересно, куда еще можно пройти в метро =) Вцелом внутреннее оформление как на "Алексеевской". Даже полоски из зеленого камня, которые уместны на "Алексеевской", а тут непонятно зачем они.
8. Это на выходе.
9. Валидаторы стоят старые, с обязательными пирамидками. Отделка эскалаторного зала - светлый камень.
10. Эскалаторы старые с потрясающими светильниками. Какая красота. После замены эскалаторов (ну если такое произойдет) их скорее всего заменят.
11. На входе на платформу - гермозатвор.
12. Облицовка пилонов - балтийская керамика двух цветов. Цветовая гамма по задумке должна отсылать в цвету янтаря, который бывает как светлым, так и темным. Путевая стена отделана кафельной плиткой похожего "янтарного" цвета.
13. В целом задумка по отделке пилонов сохранена. Наверное поэтому она смотрися несколько чужеродной на фоне выбеленных сводов без какого либо декора.
14. Плиточка.
15. В центральном зале на темной керамической плитке изображены картинки с видами города Риги.
16. Декор еще сохранился на бордюре, обрамляющем сверху светлую плитку, а также на лавочках. Все остальные излишества из проекта убрали. Кстати тут видно, что вместо асфальта, который можно видеть на архивном фото выше, теперь пол боковых залов отделан камнем. Другим, нежели в центральном зале, поэтому граница изначального асфальта видна и сейчас.
17. Удивительно, что архитекторы станции - латыши А. Рейнфельдс и В. Апситис. Керамическую плитку также сделали в Латвии. Так что станция получилась с балтийским акцентом.
18. Еще немного деталей. Растительный орнамент в декоре.
19. Крутейшая вентрешетка.
20. Кафельная плитка тоже не везде однородная, если и плитка с орнаментами. Во верху из более насыщенного желтого цвета волнистая плитка.
21. Вид центрального зала. Светильники хоть и пытались сделать оригинальными, но все же они явно проигрывают тем, что были в изначальном проекте.
23. Еще вид. Глухая стана также осталась без панно, сейчас там висит баннер со станциями московского метро, носящими имена городов.
P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте
ПастВью.
Еще про ст.м. Рижская:
До реконструкции После реконструкции АЛЕКСЕЕВСКАЯ <<< РИЖСКАЯ >>>
ПРОСПЕКТ МИРАПересадка на
ст.м. Рижская (Большая кольцевая линия)Наземный переход на станцию МЦД "
Рижская" (D2)
МОСКОВСКОЕ МЕТРО