Закрытие фестиваля "Мариинский"

Apr 02, 2012 00:42

Краткое содержание предыдущих вечеров:

"Блудный сын", "Юноша и Смерть", "Ballet Imperial".
"Лебединое озеро".
Бежар.
Селюцкий. Первая серия.
Селюцкий. Вторая серия.

Ну, наконец-то и дембель!!! Дембель озаглавлен "Гала-концерт звезд мирового балета". Я бы не была столь категоричной - были звезды и артисты б.

"Кармен". Диана Вишнёва, Хосе Мануэль Карреньо, Константин Зверев.

По большому счету, уходить надо было сразу же, после первого отделения, чтоб не расплескать в себе эмоции, чтоб они не успели выветриться, чтоб их можно было еще поймать за хвост и побыстрее вывалить в дневнике! Вот уж действительно - лучший спектакль, это тот, когда не ждешь ничего особенного! Это не был спектакль, в котором блистала Диана Вишнева, это был спектакль трех равновеликих исполнителей. Но, конечно, госпожа Вишнева в центре!

Она "забирает" сразу. Конечно, а как же еще?! Ведь балерина при поднятии занавеса стоит в центре, и на нее обращено все внимание зрителей. Но как важен эта первая молчаливая экспозиция. Год назад, на закрытии фестиваля тоже давали "Кармен", с кубинкой в заглавной партии (уже не помню). Она с первой минуты ошарашила и примагнитила, от нее исходила, пёрла (извините за вульгаризм!) сексуальная энергетика. Но кубинка продержалась только половину спектакля. Потом выдохлась. Или партнеры не поддержали. Поэтому сегоднря я даже испугалась своих эмоций самого начала: плавали, знаем, потом можно и заскучать. Но, к счастью, этого не произошло.

Диана Вишнева молча стояла с непроницаемым лицом-маской, застывшая, словно монумент "героине испанского народа". Она пристально смотрела в зал, словно выбирая себе клиента.  А потом началась вариация-представление. Госпожа Вишнева танцевала вульгарную девку, разпущенную и упивающуюся этой распущенностью. Она издевалась, крутила бедрами, зазывно оглаживала тело и наслаждалась произведенным эффектом. Но эти танцевальные непристойности не коробили эстетические чувства своей физиологичностью и натуральностью - они балансировали на грани художественного и изобразительного.

Хосе Мануэль Карреньо в партии Хозе не является на сцену идеальным героем-красавцем, каким предстает Илья Кузнецов. Этот Хозе невысок, коренастен и неказист. Он, словно провинциал, чуть неловок, наивен и доверчив.

Соблазнить такого для Кармен - задача малоинтересная. Но Хозе именно в силу своих довольно крепких моральных устоев и наивности, довольно долгое время не понимает - что за игру ведет эта  страстная красотка. Кармен сначала будто бы чуть механично принимает привычные позы, которые уже сами по себе сводят мужчин с ума. Но Хозе лишь смотрит на нее с интересом. Кармен даже не пытается вначале форсировать события, приложить какие-то усилия - "разврат" идет по накатанной плоскости, но почему-то эффекта он не производит мгновенного. Тогда и начинается усиление плотского натиска, в ход идет "тяжелая артиллерия" в виде тактильных ощущений - наглых и бесстыдных прижиманий, и как только со стороны "объекта" идет встречный флюид, эта женщина холодно отстраняется и со стороны оценивающе смотрит на результат своих трудов. Результат ее трудов страстью не кипит, но, верит в большое и чистое чувство. Отсюда его бережные поддержки и обводки. Для Кармен подобное отношение к себе как к уважаемой сеньоре в какой-то момент занимает. Но ненадолго. До выхода Тореро.

О!!! Константин Зверев!!! Я обрела себе любимчика (в добавку к Александру Сергееву)... ))) Высокий, породистый, аристократичный Тореро ведет игру на том же поле, что и Кармен. И он живет по чувственным законам своего тела. Его походка - я такой еще не видела у Тореро: свободно расхлястанная походка "от бедра" не то стиляги, не то мажора, не то культурного гангстера. Это походка разведчика и охотника.

Кармен не просто будит в нем желание, она вводит его в экстаз, он бешено молотит быков направо и налево, устраивая какую-то дьявольскую мясорубку, кажется, что глаза ему застила пелена страсти. И тем неожиданнее был их любовный дуэт.

Дуэт шел в более замедленном темпе. Давненько в "Кармен" мы не видели такого высокохудожественного совокупления! Герои словно внезапно выпали из реальности. Они погрузились (практически в физическом смысле) друг в друга, проникли в нирвану и вышли в астрал. Слово "влюбленные" здесь не будет уместным, но определенная химия в их отношениях была! Это та страсть, грубая и нежная одновременно, страсть захватническая и поддающаяся, абсолютное телесное доверие и при том душевная отчужденность и холодность. Мда... Остается лишь напрягать память, вспоминая детали и те эмоции, которые потоком лились со сцены.

Дуэт Кармен и Хозе после ее измены очень напомнил какую-то бытовую сцену. Жена возвращается к мужу после забав на стороне, чувствует за собой вину, ей даже неудобно: ведь такой положительный человек, а она с ним так нехорошо поступила. И она пытается, надев на себя радостный невинный вид, ублажить его ласками, сделать ему приятное. И она так старается, но эти старания так заметны, что она в какой-то момент снимает завлекающую улыбку, как маску, и смотрит тем самым длинным долгим оценивающим взглядом, каким она рассматривала зрительный зал в самом начале спектакля.

Эпизод гадания госпожа Вишнева проводит без излишней экспрессии и драматизма. Уже все сказано. Уже всё понято. Она принимает свою судьбу. И даже ее торопит. Ощущение, что она сама почувствовала, что вся жизнь прожита, все эмоции прочувствованы, все чувства испытаны. Ей больше ничего не надо... Эпизод смерти не становится трагической вершиной истории Кармен. Самый катарсис героиня Вишневой переживает в тот момент, когда она вглядывается в зал, выбирая себе "объект"...

Дивертисмент.

Шесть номеров, чередующихся в традиционном формате: дуэт / па де де / лирика / оптимизм.

А, вот и подоспела премьера! Эмиль Фаски сочинил номерок "Забытая история" с участием Ирины Голуб и Тимура Аскерова. Что-то маловразумительное про прошедшую любоффф, когда встречаются двое, когда-то расставшихся. Убогая идея, убогое воплощение с дешевыми спецэффектами: ну как же, надо же в финале пафосно спустить на героев шелковое полотно, под которым они, согнувшись, словно школьники, ворующие яблоки, убегают в кулисы. Господин Аскеров наконец закрыл рот, глаза раскрыл, бойко попрыгал (да, прыжок у него очень неплохой), и даже мягко приземлялся. Ну не знаю, что ему больше нравится: отлично танцевать убогую хореографию или плохо отличную.

Pas de deux Баланчина на музыку Чайковского. Евгения Образцова и Мэтью Голдинг. Да простят меня поклонники прелестной госпожи Образцовой! Номер исполнен пристойно, но от этой милой балерины всегда ждешь чего-то большего. Не хватило мягкости и изящности, и музыкальности... Господин Голдинг очень удачно приземлялся (куда тише, нежели в "Лебедином озере"), его мягкие ноги - сплошное наслаждение! Вторая часть вариации (несложные sissone ouvert, изучающиеся, кажется в третьем-четвертом классе хореографического училища) была выполнена идеально, бесподобно красиво, после чего раздались дружные аплодисменты. Не было в танце госпожи Образцовой некоего легкого сумасбродства. В развеселой разудалой коде, когда идет комбинация: томбе - па де бурре - глиссад - должно быть ассамбле - и безбашенный прыжок на руки партнеру, госпожа Образцова каким-то образом пропускала ассамбле, или смазывала его, вследствие чего этот самый прыжок - как ликующая наивысшая точка этого па де де не выглядел таким эффектным и не ударял по эмоциям (как это бесподобно делала в 1995 году на выпуске Алиса Соколова, одноклассница Дианы Вишневой).

Белое адажио из "Лебединого озера". Оксана Скорик и Данила Корсунцев. Больше всего я была счастлива, когда эта тягомотина закончилась (((

Pas de deux из балета "Корсар". Екатерина Осмолкина и Ким Кимин. Господин Кимин - стажер Мариинского театра, уже станцевавший какой-то балет (кажется, "Дон Кихот") поэтому любопытство разбирало. Маленький, щупленький, жилистый кореец, сносно выполняющий освоенные трюки. В дуэте, как мне показалось, не вполне уверен - нет, госпожу Осмолкину не ронял, но частенько она вставала "мимо ноги". Что ему светит с таким ростом и весьма традиционным диапазоном? Корсар, Дон Кихот. Эх, была бы "Тщетная предосторожность"! Екатерина Осмолкина танцевала ровно и стабильно. Можно, конечно, зафиксировать для истории, что завалилась на фуэте. Так с кем этого не бывает?! Сегодня завалилась, завтра свертела двойными. Вряд ли подобная техническая ошибка может привести к окончанию карьеры.

"Лебедь" Фокина. Ульяна Лопаткина. Великая и неповторимая выходит теперь в весьма ограниченном репертуаре. Судя по тому, что "Симфонию до мажор" 2-ю часть, которую госпожа Лопаткина, танцевала бесподобно, теперь исполняет Екатерина Кондаурова, вероятно, физические возможности Ульяны Вячеславовны нынче весьма ограниченны. Поэтому она постаралась трактовать бессмертную хореографию в непривычно жестком ключе (или это плач балерины по уходящим силам?). Это не смерть, не угасание лебедя, но агония. Агония сильная, бьющаяся, нет ни тени умиротворения. В финале, перед тем как окончательно застыть, госпожа Лопаткина позволила себе ну просто крайне рефлексивный рывок, словно последняя судорога перед смертью. Было не очень эстетично. Но госпожа Лопаткина все равно остается Великой Балериной, поэтому и прием был оказан для нее именно в соответствии с ее положением в иерархии - звездный.

Pas de deux и вариация из "Дон Кихота". Виктория Терешкина, Владимир Шкляров. Госпожа Терешкина, по-прежнему восхищает легкостью и свободой, чувствуется, что она сама получает большой драйв от своих танцев. Впрочем, мне показалось, что где-то уже накапливается легкая усталость, и радостная улыбка в каких-то моментах казалась машинальной. Вариация шла в прекрасном темпе, без этих кошмарных замедлений на релеве. Великолепные фуэте с веером: 1+1+2, причем балерина варьировала двойные обороты то с руками поднятыми в третью позицию, то сложенными на груди. Смотрелось очень эффектно и радостно. Господин Шкляров справился со всем, прекрасны были разножки в вариации. Но где-то было ощущение радости чуть натужной.

Третье отделение - "Симфония до мажор" Бизе прошо уже без моего присутствия. Пяти вечеров в Мариинском театре, думаю, мне достаточно.

Очень краткое резюме: абсолютно на своем месте все спектакли фестиваля была Виктория Терешкина. Совершенно фантастическая "Кармен" с участием Дианы Вишневой вернула интерес к этому балету. Спасибо! Фестиваль прошел не зря.

Терешкина Виктория, "Кармен", Зверев Константин, Голдинг Мэтью, Вишнева Диана, Аскеров Тимур, Карреньо Хосе Мануэль, Образцова Евгения, фестиваль балета "Мариинский", Мариинский театр, Фаски Эмиль, Лопаткина Ульяна, балет, Ким Кимин

Previous post Next post
Up