Фестиваль балета "Мариинский". Вечер Геннадия Селюцкого. Продолжение

Mar 31, 2012 16:27

Часть II (начало см. здесь).

"Смотри в меня". Хореография Веры Арбузовой, Вера Арузова и Андрей Касьяненко. Номер показан, вероятно, лишь по невероятной благосклонности господина Селюцкого, который никак не мог отказать такой талантливой женщине и балерине как Вера Арбузова. Госпожа Арбузова во втором отделении (в первом она исполнила фрагмент из эйфмановской "Красной Жизели") представила свой балетмейстерский опыт. В номере были две претензии на оригинальность: сначала на сцене под запись аплодисментов появился грустный клоун, по сюжету закончивший выступление и ушедший за кулисы (он вышел на авансцену, перед закрытым голубым занавесом), он понуро вздыхал после напряженного выступления, потом подарил цветы юбиляру. Что ж, способ вручения цветов запомнился. Потом шло нечто маловразумительное и запоминающееся - дуэт мужчины и женщины. Единственная мысль, пришедшая мне в голову (ну, наверное, хотя бы факт, что какая-то мысль все же пришла - уже момент положительный!): инь и янь (исполнители были в бело-черном), стремление найти свою половинку. Второй оригинальный момент в самом конце номера (об этом уже писала вчера): луч прожектора направляется на ложи бельэтажа и ярусов, звучит (фонограмма) детский смех. Исполнители переглянулись и убежали за кулисы (как вариант - делать детей). Художественное резюме: господин Селюцкий - отец огромного количества детей (творческих), многие из его учеников уже на пенсии, но они для него - всегда дети.

Pas de deux из балета "Талисман", Екатерина Осмолкина и Эрнест Латыпов. Очень редко исполняемое, прелестное старинное па де де, кладезь грациозности. Так и видишь балерину XIX века в удлиненной пачке, чрезвычайно мило прядущую руками, непринужденно играющую корпусом (в вариациях полно таких "игривых" движений), а точеными ножками что-то резво исполняющими. Конечно, ныне "игры в старинность" не в моде. Исполнительница танцует этот номер в хитоне (как Диана) и в несколько атлетичной манере, хотя элементы стиля еще видны.

Женская вариация из "Талисмана" дошла до нас в версии Матильды Кшесинской. Только не смейтесь! Когда я училась в Санкт-Петербургской консерватории на кафедре хореографии у Никиты Александровича Долгушина, у нас был прекраснейший предмет "Классическое наследие", которое вела Татьяна Васильевна Базилевская-Буяновская. Ученица А.Я. Вагановой 1945 года выпуска, корифейка Кировского балета, она всю творческую жизнь занималась собиранием старинных вариаций, которые она учила и записывала у старшего поколения. Кроме того, она вместе с мужем Виталием Буяновским, валторнистом Кировского театра, профессором Консерватории, были инициаторами и организаторами знаменитых концертов артистов балета в Филармонии "Музыка и танец", для которых номера сочинал Георгия Алексидзе (вечная им всем память!).

Когда в 60-х годах (если даже не в самом начале 70-х!) Кировский театр гастролировал в Париже, ей (с позволения КГБ) было разрешено посетить Матильду Кшесинскую. Татьяна Васильевна рассказывала нам об этом посещении, и какая жалость, что я не сообразила записать тот рассказ хотя бы вечером, когда детали этого повествования были еще в памяти! Вероятно, ее и пустили к Матильде Феликсовне, зная и о безупречной репутации, и благородном занятии Т.В. - запись старинных вариаций. И Т.В., конечно же, попросила Матильду Феликсовну показать хотя бы руками одну из старинных петиповских вариаций. Артисты балета прекрасно поймут вариацию, "станцованную" на руках! И как раз М.Ф. показала свою любимую вариацию из "Талисмана". А Т.В. эту вариацию давала всем поколениям студентов, когда мы изучали "Пахиту". Надо сказать, что Татьяна Васильевна показывала нам 15 вариаций (!), в т.ч. из "Дочери фараона" (кстати, во время постановки этого балета в Большом театре, Пьер Лакотт приезжал к нам в Петербург, и с ним честно поделились сохраненным танцевальным материалом!), из "Весталки", из "Талисмана", помню еще вариацию под названием "За милых женщин!", но уже не помню - откуда... О, я опять отвлеклась. Но что тут поделаешь - люблю поговорить! )))

Так вот, я никогда не забуду показы Татьяны Васильевны! Она, уже немолодая, полноватая, но с такой грацией и в такой прелестной архаической манере показывала эти старинные вариации! Я просто видела Матильду Кшесинскую, с ее обаянием, с прихотливой игрой корпуса. А на диагональ, когда балерины чередует вскоки на пальцы в tour en l'air - attitude, обрамляя эту "ножную" комбинацию с нежнейшими переборами вьющихся рук и прямо-таки растительно гибким корпусом мы готовы были смотреть бесконечно, и постоянно упрашивали Татьяну Васильевну еще раз пройти в этой диагонали!

Так вот, эта диагональ, которая и была кульминацией, а отнюдь не финальные пируэты, ибо в ней и сосредоточена петиповская концепция "Прекрасной дамы балета", исполняется как-то довольно формально: есть четкие вскоки на пальцы, есть зафиксированная поза, но нет этой нежной прихотливой игры корпуса, рук, нет этого "антуража", из которого и рождается танец. Увы...

Нет, Екатерина Осмолкина танцевала хорошо, в некоторых местах даже была грациозной, но она была танцовщицей ХХI века в старинной хореографии, исполненной ею без какой-либо тени "старинности". Партнер - Эрнест Латыпов тоже выглядел пристойно. Кто он такой, откуда? На сайте Мариинского театра его не нашла ни в списках солистов, ни в кордебалете, ни в мимансе, ни даже во вспомогательном составе. Впрочем, сказать что-то более определенное о его танце сложно, как бы он не оказался в разряде "полезных" танцовщиков. Мне прислали уточнение, что он еще учится в Академии Русского балета. Тогда, конечно, сразу скажу - что он большой молодец! Для ученика это был очень уверенный танец.

"Этюд для дамы с камелиями", хореография Бежара, Элезабет Рос ("Бежар Балет Лозанна"). Еще один типичный бежаровский номер, конца которого все никак не могла дождаться публика. Несмотря на обозначенное в программе "соло", при поднятии занавеса на сцене обнаружилась сама Элизабет Рос, четыре мужчины в черном и одно кресло (красное). Дама обращалась к мужчинам, пыталась к ним припасть, обнять, остаться с ними, они же, вместо сентиментов, брали себе на память фрагмент ее одеяния, оставив к концу танцевальной экспозиции даму обнаженной (разумеется, в комбинезоне телесного цвета). Она бросилась к единственному оставшемуся другу - красному креслу - и поведала ему все свои страдания. Наконец, когда она скорчилась у кресла, публика радостно зааплодировала. Но рано все радовались. Героиня нашла в себе силы и помучилась еще минут пять, уже под вокал. В окончательном финале аплодисменты были много слабее, чем если б они случились пятью минутами раньше.

"Деревенский Дон Жуан", Виктория Терешкина и Игорь Колб. Номер должен был напомнить об актерских способностях Геннадия Селюцкого, который, после серьезной травмы перешел на игровые роли. Здесь надо, наверное, написать что-нибудь вроде: "И как преобразилась академичнейшая Виктория Терешкина в характерной хореографии! И кто бы мог предположить столько юмора в классичнейшем Игоре Колбе?!"... А вот и не напишу (смайлик, высовывающий язык). На мой извращенный вкус это было грубовато и примитивно. Вот. Если вдаваться в подробности (опять же на мой взгляд), было: чрезмерное махание руками, гримасничанье, "проглатывание" и "забалтывание" хореографии... На поклонах исполнители оригинальничали: госпожа Терешкина высокохудожественно болталась на плече у господина Колба, в такой позе они вручали букеты юбиляру. Это было забавно, в этом и проявилась художественная импровизация, которой не хватило в самом исполнении.

"Леда и лебедь", хореография Ролана Пети. Ольга Есина (Венский государственный театр) и Александр Сергеев. Очень красивый медитативный номер, яркая чувственность и эротизм. Соблазнение долгое, обоюдное и прекрасное. Порой даже непонятно: кто кого соблазняет: Зевс Леду или Леда уводит из гнезда Зевса. Стоящая рядом заслуженная дама-балетоманка вслух долго и протяжно охала: "Ну какой идиот согласился отпустить из театра эту балерину?!".

Grand pas de deux на музыку Россини в хореографии Шпука. Ульяна Лопаткина и Данила Корсунцев. Постоянно пользующийся успехом номер великой Лопаткиной, в котором она допускает иронию по отношению к своему высокому состоянию. Очки, сумочка и милая в своей нелепости балерина, хранящая верность классическому искусству, - наиболее выигрышный набор для поздравления Геннадия Селюцкого: высокая классика, разумная ирония, ненапряжное артистическое мастерство. Лично мне очень понравился момент, когда "подслеповатая" Лопаткина ощупывает бронзовый торшер: столько в этом действии было заинтересованности и поглощенности процессом!

Финал балета "Симфония до мажор". Генеральная репетиция гала-концерта, назначенного на воскресенье. Кордебалет, корифеи, солисты - все старались.

По окончании "Симфонии до мажор" наблюдалась вышеописанная сцена с "сюрпризом", номером "на бис", "Саботьерами" и вручением цветов.

Итоги.

Вечер закончился в 22.30 - самое позднее окончание нынешнего фестиваля. Единственный (пока) вечер, на котором был полный аншлаг. И, надеюсь, последний, где мы видели мумифицированное мертворожденное дитя в виде "Анны Карениной" Проковского.

Бежар, Латыпов Эрнест, Арбузова Вера, Осмолкина Екатерина, фестиваль балета "Мариинский", Мариинский театр, балет, Лопаткина Ульяна, Базилевская-Буяновская Татьяна, Селюцкий Геннадий

Previous post Next post
Up