Балет "Гаянэ" в исполнении Театра оперы и балета имени Спендиарова. Акт II

Jul 23, 2014 00:56

Краткая история и первый акт.



Второй акт открывается со сцены грехопадения Гаянэ и Армена: они просыпаются рано утром на рассвете в горах, лежащими на бурке Армена. Ну прямо Ромео и Джульетта! Следует очень целомудренный дуэт с бесконечными турами тюрбушон (это когда нога в позе аттитюда вперед). Понятно, что всю ночь они обсуждали проблемы социалистического соревнования и повышения производительности ткацкого труда. Тут же прибегает весь оставшийся народ, Нунэ и Карэн (это та девчонка в короткой юбочке и пацан в черных лосинах) - они символизируют народный юмор, потому что всегда улыбаются, много прыгают и вертят пируэты (и никогда не падают). Начинается праздник (по какому поводу - непонятно, наверное, получили вымпел в соцсоревновании). Танцуют все - Нунэ, Карэн, орлом парит Армен, женский кордебалет, стоя на пандусе в глубине, крутит головами, как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" в финале банкета жены Ивана Васильевича крутят накладными косами. Музыка шикарна - танцуй на нее что хочешь, эффект будет все равно! Спасибо Араму Ильичу! На праздник приходит Гико в белых штанах. Он танцует монолог, что ему грустно. Во время этого монолога он неоднократно падает с прыжка в продольный шпагат ( герой фильма "Танцор Мао" обзавидовался бы!), эти движения символизируют глубину его нравственного падения. Но и он исполняет туры тюрбушон (это когда одна нога согнута и выставлена в перед), а так как это движение делают исключительно положительные герои, в данном случае они свидетельствуют, что еще не все потеряно в душе Гико.

Тут непонятно почему вышла из дома в темное время суток Гаянэ. Тут над ней Гико и надругался: усадил в продольный шпагат. И убежал, чтобы дать Гаянэ выплакаться. Она горько плакала в "Колыбельной" (я в это время рассуждала о странных цветовых сочетаниях ее костюма - розовая кофточка и оранжевая юбочка), тем временем балерина сделала "лодочку" - это движение мы делали в детском саду: когда ложишься животом на пол, руками берешься за ноги и качаешься: понятно, что это движение очень доходчиво говорило о мычтах Гаянэ о будущих детях, как она будет их качать в колыбельке и на качелях. Вот так в это балет органично вплетена танцевальная тема материнства и детства. К Гаянэ приходят подруги, и они вместе уходят. Но в следующем эпизоде выбегают горцы, они хватают непонятно как отбившуюся от подруг Гаянэ, закатывают ее в ковер (как в "Кавказской пленнице" и тащат в горы.

Вот тут народ и офигел. Схватил факелы и бросился вдогонку. В этом эпизоде, конечно, сказалось влияние Леонида Якобсона и его финала второго акта "Спартака", где восставший народ бежит по ночному Риму с факелами в руках. Тут горцы устрашились, выдали Гаянэ под расписку подоспевшему Армену, а Гико (даром что белые лосины надел!) лишили армянского гражданства и выслали из деревни.

В третьем акте отмечают свадьбу Армена и Гаянэ. Гаянэ по-прежнему ходит с суровым выражением лица, хотя либретто утверждает, что она счастлива. Все танцуют. Дуэт главных героев идет в окружении мужчин и женщин, они держат свечи. Сразу понимаешь: их присутствие говорит о том, что общественное превалирует над индивидуальным - ведь, когда мы хотим подчеркнуть приватность, мы говорим: "Не знаю, со свечой не стояла". А тут аж 12 человек со свечами ушли вслед за героями по окончании любовного адажио.

В танцах этого акта: очередная серия туров в тюрбошон, тур с оборотом в воздухе, а потом с приземления сразу же- фуэте, ранверсе по всем направлениям в мужских вариациях и прочая классическая лабуда прочие вечные ценности классического танца. Армен станцевал вариацию с двумя платочками. Белоснежный цвет его костюма удачно оттеняла волосатая грудь, выглядывающая из-под колета. Наконец дошло до знаменитого "Танца с саблями". Народ бегает и прыгает, саблями машет, глаза горят, ноздри раздувается, пар из ушей валит, Армен торжествующе крутит в финале большие пируэты.

Шикарная музыка финала, наш армянский ответ "болероравелю". Либретто сообщает: "На свадьбе все односельчане поют и танцуют". Обманули! Никто не пел. Так что осадочек остался...

Напоминаю, что завтра в 19.00 по московскому времени на сайте Мариинского театра начнется трансляция этого спектакля. С надеждой: может, таки споют?

балет, Галстян Вилен, "Гаянэ"

Previous post Next post
Up