Балет "Гаянэ" в исполнении Театра оперы и балета имени Спендиарова. Краткая история и I акт

Jul 23, 2014 00:10

Как заметила сегодня в театре уважаемая коллега, раньше на фестиваль "Звезды белых ночей" приезжали труппы Джона Ноймайера и Ковент Гарден. Теперь мы развлекаемся лицезрением армянского балета и "Астана-балет" (в конце недели).

Армянский балет привез в Санкт-Петербург свой танцевальный символ - "Гаянэ" Арама Хачатуряна. В общем, сходите - завтра дают еще один спектакль. А кто не может, то имейте в виду: на сайте Мариинского театра будет вестись трансляция. Сразу дам оценку этому спектаклю в хореографии Вилена Галстяна: пять звезд за наивность и веру в искусство!



Немного истории.

Балет был задуман и сочинен Арамом Хачатуряном для Армянского театра оперы и балета в 1939 году под названием "Счастье". Однако постановка в Ереване не состоялась, композитор уже в эвакуации доработал партитуру, и премьеру под названием "Гаянэ" показал Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова в 1942 году, находясь в эвакуации в городе Молотов (Пермь) в хореографии Нины Анисимовой. Сюжет, конечно, был феерическим.

Армянский колхоз. Все собирают хлопок. Гаянэ и ее брат Армен - передовики производства. А вот муж Гаянэ Гико ведет себя аморально, он предпочитает бездельничать, пьянствовать и протестует против участия Гаянэ в общественной жизни и ее активности в полевых работах. Чуть позже Гико потворствует прибывшим из-за границы диверсантам, которые прибыли сжечь склады с хлопком. Гаянэ пытается образумить мужа, но тот запирает ее в доме и скрывается с вредителями. Диверсанты попадают к курдам. Те, по обыкновению, пляшут. Но как только появляется угроза социалистической родине, они сообщают о них пограничникам. Враги задержаны. Между тем, Гико сумел поджечь склады с хлопком, но Гаянэ указывает на мужа. Гико хватает свою маленькую дочь, и угрожает кинуть ребенка с моста в горную реку. Офицер-пограничник бросается на Гико, Гаянэ хватает дочь, подлец Гико ранит Гаянэ. Народ передает бандита в руки правосудия. "Враги пойманы. Колхоз восстанавливает свое благосостояние. Раны Гаянэ залечены. На празднике сбора урожая собрались многочисленные гости различных национальностей. Горы хлопка говорят о колхозном изобилии".

Супер-сюжет! Увы, тема вредителей ушла вообще, Гаянэ сделалась девушкой юной, ее брат Армен превратился в жениха барышни, а плохой Гико стал домогаться любви и невинности главной героини. Дошло дело до того, что он ее похитил. Армен бросается в погоню, девица отбита, Гико лишают гражданства. "Гаянэ и Армен счастливы. Любовь восторжествовала, и они могут пожениться" (либретто). Эти три строчки растянули на три акта.

Спектакль подарил много эмоций - где еще встретишь столько наивности и веры в торжество социалистического реализма?! И все на полном серьезе. Да, еще большое спасибо за то, что смогли услышать сочную и гениальную музыку Хачатуряна.

Балетмейстер (товарищ Вилен Галстян) твердо следует заповедям советского искусства и социалистического реализма: хорошие герои танцуют хорошо, плохие герои танцуют тоже хорошо. И кордебалет танцует хорошо. Все танцуют хорошо. В том смысле, что уже с первых тактов вариаций солисты начинают крутить фуэте, пируэты, бешено подпрыгивать и вращать глазами. Вот выбежала Гаянэ - героиня армянского народа и героиня социалистического труда. Зубы сжаты, лицо одухотворенно, взгляд нацелен вперед, в светлое будущее. Она сначала пролетает над сценой по диагонали (ну прямо "Свобода, ведущая народ на баррикады"), а затем танцует героическую вариаию, в которой делает фуэте в воздухе. Это наглядно доказывает ее оборотистость.

Потом прибегает ее подружка Нунэ (она в короткой юбочке). Она танцует вариацию, в которой тоже прыгает и вертится, но ее коротенькая юбочка намекает на более легкомысленный характер.

Затем папаша выводит Гико, он не танцует (пока), у него на голове шапочка, похожая на модный в 80-е годы "петушок". Гаянэ отказывается стать женой Гико. Тот в ярости бросает на землю "петушок".

Затем выбегает мальчик в черных лосинах. Он танцует героическую вариацию (ну что поделать, если товарищ Хачатурян писал героическую жизнеутверждающую музыку?!) и зависает в высоких сиссонах с подогнутыми коленами - если посмотреть на фотографии Вахтанга Чабукиани, то в этой позе он утверждал героический стиль советского балета.

Затем выбегает мужчина в красных лосинах, и уже никаких сомнений нет, что перед нами - герой Армен. Он сразу демонстрирует навыки победителя в социалистиеском соревновании и крутит больше всех пируэтов.

Косный старый мир, представленный чабанами в папахах, пытается таки поженить Гико и Гаянэ. Гико демонстрирует вредный характер,  роняет Гаянэ на пол и любуется уроненной балериной. Армянский народ тоже посмотрел на лежащую Гаянэ. И разошелся, потому что ему, согласно либретто, предстоит быть "потрясенным и возмущенным" только в третьем акте, а пока еще первый. Армен поднимает Гаянэ с пола, и у них возникает любовь. Гико вновь в ярости бросает на землю "петушок", но героиню это не трогает. Мужчины начинают выяснять отношения: положительный Армен высоко взмывает ввысь, доказывая торжество духа, гнусный Гико ползает по земле и кружится в шене, убедительно доказывая низменный характер и склонность к интригам. Иногда, подпрыгнув, они сталкиваются грудямию. Гико на время уходит. Армен и Гаянэ танцуют лирический дуэт, напоминающий произвольную программу в фигурном катании.

Во второй картине показан социалистический труд армянских девушек - они ходят с мотками пряжи, значит, работают на ткацкой фабрике. Очень сложную вариацию передовицы производства танцует Нунэ: делает тур в воздухе, сразу с приземления вскакивает на фуэте, и эта комбинация повторяется несколько раз. Одной ее достаточно, чтобы соло вошло в анналы, но товарищу  Вилену Галстяну этого мало, и он заставляет Нунэ пропрыгать на одной ноге вдоль всей большой сцены Мариинского театра. Вероятно, этим он показывает: сколько полотна наткала эта трудолюбивая работница.

Но в дружном коллективе тоскует Гаянэ. Впрочем, даже тоскуя, она не забывает делать двойные туры тюрбушон (это когда нога в аттитюде вперед), но сердце ее разрываюется, и чтобы доказать это, она делает три подряд тура на пальцах в  a la seconde (это когда нога отставлена в сторону параллелльно полу).

А тут и Гико с кинжалом подоспел. Сразу видно: замыслил недоброе. Для тех, кто не понял, либретто поясняет: "Неразделенная любовьтолкает его на грязные и жестокие поступки. В сердце его поселяются злоба и отчаяние".

Еще не надоело? Продолжать?

Второй акт.

Галстян Вилен, "Гаянэ"

Previous post Next post
Up