Екатеринбургский театр оперы и балета закрыл 101 сезон тройной премьерой. Балетная труппа показала программу «En pointe», которую составили три одноактных балета:
grand pas из «Пахиты» в хореографии Мариуса Петипа, «
Eventual progress / Необратимый прогресс» Джонатана Пола Уоткинса и «
Вариации Сальери»в постановке Вячеслава Самодурова. Как ни странно, но не «забойная», казалось бы, "Пахита" с блистательным кордебалетом, россыпью виртуозных вариаций и 32 фуэте, способная сделать кассу любому академическому театру, стала главным явлением премьеры. Но балет «Неотвратимый прогресс», Джонатана Пола Уоткинс и новое произведение худрука театра Вячеслава Самодурова ставят екатеринбургскую труппу в ряды прогрессивных отечественных коллективов на ниве балета.
фото с
сайта театра.
«Вариации Сальери», хореограф Вячеслав Самодуров.
Постановка Вячеслава Самодурова, одного из блистательнейших танцовщиков 1990-х годов, чрезвычайно обаятельная. Она совмещает в себе откровенное любование классическим танцем, ироничное над ним подшучивание и жесткое вскрытие технологического процесса строительства этого «замка красоты».
Яростный красный цвет заливает все сценическое пространство, словно кровь, бросающаяся в голову при чрезмерном напряжении. Ангельски белые удлиненные пачки. И умозрительная помпезная музыка Сальери. Пластический ход задан уже в статической экспозиции: вроде бы танцовщики застыли в привычных по-балетному красивых позах, но чуть смещен центр тяжести, чуть более вольно взметнулись руки или нога, вынутая в developpe’, продолжая движение, упирается, словно нож уголовника в бок противника. Собственно, балет господина Самодурова - это не что иное, как массовый «налет» на устои традиционного классического танца. Начав привычную комбинацию ежедневного урока в бесстрастно академической стилистике, женский кордебалет вдруг сбивается стайкой встревоженных птиц и начинает пластический «галдеж». Вроде бы чинно-благородно танцует премьерское соло Андрей Сорокин, а в финале как «припечатает» нечаянно вырвавшимся «словцом» неожиданным изгибом корпуса. То балерина Елена Воробьева в вариации примерит было на себя па из «Умирающего лебедя», Никии или Одетты и, не найдя подходящего «размерчика», покинет сцену нарочито небалетным шагом. Но не разочарованная, потому что хореограф господин Самодуров ей предоставит соло и дуэты одно симпатичнее другого, наикрутейший авторский эксклюзив. Будет адажио, в котором технологические приемы дуэтного танца не спрятаны за вязью поддержек, а, наоборот - выставлены на всеобщее обозрение: и уворачивание от поднятой ноги, и вовремя наклоненная голова во время вращения - маневр, сохранивший зубы партнеру. Будет и краткий курс актерского мастерства - презабавшейший диалог главных героев: он - умоляет о поцелуе (а о чем же еще мечтают балетные герои?!), она - как девушка порядочная, позволяет себя лапать за все части тела, но поцелуя без штампа в паспорте не отдаст.
Будет и пронзительно грустный финал, тоскливо-жалобный плач современной Армиды в поисках Ринальдо (кстати, у Антонио Сальери была опера с таким названием). Но, надо полагать, Ринальдо уже здесь, где-то рядом. Скажем, в Екатеринбурге.