Встреча Начо Дуато с Клубом друзей Михайловского театра

May 30, 2013 01:28

Удалось мне побывать на встрече в Михайловском театре, организованной вчера, 28 мая. Встречу вела Ирина Иванова, очень неплохо, хорошие вопросы задавала, была в меру лирична и сентиментальна. Можете почитать, о чем там говорилось. Все-таки завтра еще одна встреча в Театральном музее, чтоб не было повторения уже сказанного. Записала практически дословно. В Театральный музей я не пойду, буду ждать отчетов.

Желающие повысить градус духовности могут завтра к 19.00 пойти и в Мраморный дворец, там будет открытие выставки Михаила Шемякина, перед открытием которой будет представлен новый небольшой балет.

Встреча в Михайловском театре началаась с общих тра-ля-ля, "К нам приехал, к нам приехал Начодуато, дорогой!" (с).

- Что чувствуете вы после премьеры "Невидимого"? Оправдались ли ваши ожидания?
- Я очень рад за театр, за танцовщиков. они очень хорошо вчера выступили. Прекрасно звучал оркестр. Но полностью я своей работой никогда не доволен - всегда можно сделать лучше. (О премьерах см. здесь).

- Ваши балеты для вас - как дети?
- Нет, балеты - не мои дети! Балет - это моя работа, то чем я зарабатываю по жизни. Кто-то ваяет статуи, кто-то лечит. А я делаю балеты. Разумеется, я люблю свою работу. Но она такая же работа, как и другие. Для того, чтоб ее делать, надо рано вставать, даже если тебе этого не хочется.

- Почему в ваших балетах природа - всегда лес, не море, не горы (ага, и болот почему нет? - мысли Блохи).
- Я не знаю, может быть, вы видите лес. Я его там не вижу. Некоторые зрители говорят: "Вот там луна!", а я ничего не вижу. Мне бы самому хотелось понять - что же там такое. Но какие-то вещи остаются невидимыми. Я бы хотел объяснить свой балет, хотя не люблю этого делать. Невидимое для меня - то, что нельзя потрогать, то, чего нельзя описать. Напрммер: смерть. Можно видеть труп, но смерть увидеть невозможно. Любовь: можно видеть любимого человека, но не любовь. Невозможно увидеть холод. Можно выглянуть в окно, увидеть там холодную погоду, но не увидеть холод. Можно увидеть электрический свет, но нельзя увидеть электричество. Вы никогда не увидите, что думаю я, а я - что думаете вы, хотя мы видим друг друга и сидим на расстоянии двух метров.

- Вы не всегда были хореографом. Вы были успешным танцовщиком. Где в сердце находится та кнопочка, чтоб переключиться из состояние танцовщика в состояние создателя? (Очень интересный и своевременный вопрос! Хотелось бы мне найти такую кнопочку у некоторых хореографов, чтоб их переключить в нетворческое состояние, чтоб они даже и не помышляли ставить - Блоха).
- Случилась простая вещь. В Гааге было очень скучно, я не знал чем заниматься после спектакля. Постоянно шел дождь, друзей поначалу не было. Переезд из солнечной Валенсии на север был сложным. Я решил, вместо того, чтоб смотреть в окно, ставить. У меня не было никакого откровения, ко мне не явилась некая сила... Я начал работать, это мне понравилось, понравилось директору труппы. И я решил продолжить.

- Вы учились у многих. Но везде говорите о влиянии на вас Иржи Килиана. Что он вам объяснил про балет?
- Я постоянно перепрыгивал из города в город, из театра в театр, из страны в страну, нигде не задерживался более чем на полтора года. В Гааге я познакомилмя с Килианом, нам понравилось работать. И я там остался на 9 лет. Если вы проработали бы с хореогрфом 9 лет, его влияние вы бы ощущали на себе. О своей баетмейстерской работе с Килианом я не говорил. Он просто дал мне студию, танцовщиков, но никогда не учил меня, никогда не говорил что и как мне надо делать.

- Для вас важна музыка. Как вы ее находите?
- Поставить балет без музыки невозможно, музыка превыше всего. Например, музыка Пануфтика - я хотел поставить балет на его музыку в Испании, но не полуилось, так как я ушел оттуда. Потом хотел поставить в Парижской Опере, потом в Нью-Йорке, но директор сказал, что нет денег на постановку. Я слушал эту музыку, наверное четыре года. не каждый, конечно, день, но часто. Потом я решил поставить этот балет здесь, в Петербурге.

- Музыка для вас имеет цвет?
- Пожалуй, да. "В лесу" должен быть зеленый цвет. Безусловно, почти у каждого звука есть цвет, свет, форма. Это зависит от того, как у каждого работает воображение.

- Можем ли мы говорить об авторском театре Начо Дуато? Существует ли у него будущее? Или он существует лишь в тот момент, пока вы работаете в нем?
- Я не понял вопрос.

- Тогда перейдем к простым вопросам. Расскажите, пожалуйста, о своей труппе, о своих танцовщиках: изменились ли они или нет.
- Я проработал здесь два с пловиной года. Я здесь постоянн7о, за исключением нескольких случаев, когда езжу на постановку в другой театр или домой в отпуск. В театре я каждый день, в классах, в столовой. С моей точки зрения, только так, каждодневно работая и в постоянном контакте с артистами, возможно создать труппу со своим лицом и своим репертуаром. Именно этим я занимаюсь два с половиной года. (Честно говоря, меня здесь несколько встряхнуло, потому что Блоха не считает, что до прихода господина Дуато в этот театр труппы была совершенно безлика. Да, она была совершенно другая, но перекраивать ее только в авторский театр Дуато мне было бы жаль).

Пропущу вопрос про лучших танцовщиков труппы. Господин Дуато назвал имена Перрен, Борченко, Сарафанова и Бондаревой, которой скоро предстоит дебютировать в партии Джульетты.

- До "Спящей красавицы" о вас говорили как об авторе бессюжетных балетов. Но уже есть "Спящая красавица", "Ромео и Джульетта", ожидается "Щелкунчик". Почему вам важны сюжетные балеты?
- Сделать сюжетный балет, "Спящую красавицу" меня попросил театр. Та же история со "Щелкунчиком". Кроме того, я знаю, что петербургские зрители любят сюжетные балеты. Вот я их и ставлю. Когда я сочиняю балеты, я должен сочинять то, что любит зритель и то, что хочет директор театра.Надо сказать, мне понравилось ставить сюжетные балеты. И я не боюсь говорить, что они - заказные. Ведь большинство великих творений искусства - это работы, сделанные по заказу. Пускай для меня сюжетные балеты - это не очень органичная вещь, но я понимаю, что этого от меня ждут. К тому же, это вроде бы неплохо у меня получилось. Когда мне говорят, что я не умею ставить сюжетные балеты, я отвечаю: потому я их и ставлю. Ведь если я чего-то не умею делать, то я этого не научусь делать до тех пор, пока не начну пытаться это сделать. Расти можно только тогда, когда пытаешься сделать то, чего еще не умеешь! (Ай, молодец!!! - Блоха).

- Вашу "Прелюдию" можно назвать петербургским балетом, не только по месту его создания, но и по духу!
- Это критики так считают. Сочиняя этот балет, я не думал о Санкт-Петербурге...
- ...а как же финал: художник, сидящий на куполе Исаакиевского собора?!
- Это был мой второй балет, который я поставил в Санкт-Петербурге, я пробыл здесь уже год, и в подсознании город уже занял свое место, поэтому и повился купол Исаакиевского собора. Но сознательно я этого не делал. А то, что считают критики... Меня, например, 15 лет считают средиземноморским хореографом, у которого хореография "пахнет апельсинами". Но у меня лишь один "средиземноморский" балет!

- Как вы встретились со своим громадным портретом на Московском проспекте?
- Хорошо, что его сняли (смеется). Недавно я пил кофе в Пассаже. Дама, сидящая рядом, спросила: "Это вы, тот человек с картинки?". Мне пришлось признаться, что это я. Было приятно, что меня узнали. А дама продолжила: "Я живу в доме напотив, и я вас каждый день вижу, выходя на кухню". Пришлось перед ней извиниться, что я, против ее воли, прихожу в ее квартиру.

- Как ваша семья относится к вашей профессии? Ведь родители не хотели, чтобы вы становились танцовщиком.
- Да, было. Но необходимо учитывать: когда я захотел стать танцовщиком, я жил в Испании в эпоху диктатуры Франко. Испания в то время была другой страной, не такой как сегодня. Культура - только в виде корриды и военных парадов. Семья моя консервативная, строгих нравов, отец - губернатор, дед - профессор университета. Конечно, родители хотели, чтобы я повторил этот путь. Я уехал учиться балету в Англию. У меня большая семья, 9 братьев и сестер. Да, я знаменитый брат. Но когда у моей мамы спрашивают: "Вы гордитесь своим сыном?", она отвечает: "Только это и делаю. Но каким из них?".

- Что для вас Михайловский театр? Для творчества и для жизни?
- Надеюсь, что Михайловский театр сможет взять от меня так же много, как взял от него и от его танцовщиков. Я многому научился от своих коллег, и от публики. Этот театр навсегда останется в моем сердце. В декабре после "Щелкунчика" я уезжаю, но буду возвращаться сюда. Разумеется, мои балеты будут идти, я буду приезжать - ставить новые спектаклм, следить за своими постановками... Театр останется в моем сердце...

Потом наступил черед вопросов из зала:

- Влияют ли политические события на ваши эмоции?
- Хороший вопрос. В принципе - да. Но в случае с "Невидимым" это не так.

Затем поговорили про способность русских танцовщиков к исполнению современной хореографии, и госпожа Иванова начала пытать господина Дуато:"А какое движение у вас самое любимое?" (Все равно, что спрашивать у композитора про любимую ноту, а у писателя - про любимое слово. Блоха). Дуато долго пытался отделаться от этого вопроса, потом с облегчением нашелся:
- ПОКЛОНЫ!

Спросили почему он принял предложение Берлинской Оперы:
- Из Берлина ко мне обращались три раза. Первый раз - в 90-е годы. Мы даже выпили с директором по бокалу шампанского за будущую работу. А через несколько дней я уехал в Испанию. Потом в 2000-х годах, когда там работал Малахов, они обратились вновь ко мне, но я в тот момент не хотел покидать Испанию. Когда они обратились в третий раз, я должен был согласиться. Мне это интересно.

- Если бы у вас не было никаких ограничений - творческих, материальных, вы могли бы пригласить любого артиста, - что бы вы поставили?
- Поверьте - не знаю!!! Именно потому, что у меня никогда не было планов поставить "самый лучший балет на свете". Речь идет о повесдневной работе. Мне приятно, когда меня просят что-то поставить, например, балет о Бахе - это заказная работа.

Блоха, конечно, тоже влезла с вопросом. Так как она его задавала, а не записывала, вопрос воспроизвожу по памяти:

- Господин Дуато, не ошибусь, если скажу от имени многих здесь присутствующих, что вы стали нам в какой-то степени родным и близким. И мы, как родственники, ужасно ревнивы. Поэтому мы с таким огорчением узнали о вашем переезде в Берлин. И на правах близких родственников "мы желаем знать подробно - что, чего, куды и как" (с). Могли бы вы сказать о вашей предстоящей работе в Берлине - есть ли планы, предполагаются, скажем, совместные постановки с Петербургом, гастроли? (да, я говорила долго, надо же было дать время Дуато заценить мою небесную красоту, а оператору, ведущему съемку, взять мое лицо в фокус - Блоха).
- Список моих берлинских премьер расписан до 2016 года. Но работать я еще не начал, в августе 2014 года я приступаю к исполнению своих обязанностей. Понимаю, что первый сезон будет очень напряженным. Хотелось бы объединить коллективы. В какой это будет форме - пока не знаю, может, в форме обменных гастролей, совместных постановок, выступлений артистов тут и там. Все будет зависеть от директора Берлинской оперы и нового художественного руководителя Михайловского театра.

Потом была автограф-сессия. Блоха вновь захотела получить персональный автограф, как от "Юрочки". Конечно, господин Дуато не смог написать "Олечке от Начиньки", но Блоха все равно осталась одухотворенной.



Михайловский театр, духовность, балет, Дуато Начо, Иванова Ирина

Previous post Next post
Up