Человеческое достоинство

Mar 05, 2012 23:49

"Человеческое достоинство неприкосновенно"
Конституция ФРГ, статья 1.

Эта тема охватывает сразу много интересующих меня областей: и уход, и политику, и личные отношения, и психологию, и даже феминизм. И если хотите, особенности российского менталитета. Она исключительно важна, и высказаться на эту тему просто необходимо.

Можно объединить два ( Read more... )

теория ухода, про детей, социально-психологическое

Leave a comment

Comments 51

Ну, это не совсем так... proseka199 March 6 2012, 05:43:18 UTC
>скажем, лишь в начале 20го века были отменены телесные наказания для крестьян

То есть было ли отменено - не помню. Но уже вроде бы как при Столыпине по отношению к "бунтующим мужикам" вполне себе применялись порки. ("Столыпинские галстуки" - это, как я понимаю, для другого класса...)

Reply

Вообще-то он не так писал. Даже СОВСЕМ не так. proseka199 March 6 2012, 06:03:30 UTC
>С.Г. Кара-Мурза писал об ощущении рабства как зла - как чисто европейском (а значит, нехорошем каком-то, не нашем!) ощущении; он приводил в пример таджикского рабочего, который говорил, что с удовольствием продался бы в рабство, лишь бы прокормить семью. Рабство для него ничего не значит, все это ерунда, которая "в голове", какая разница, лишь бы жратва была.

Вообще-то он не так писал.
http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul131.htm

На деле здравый смысл говорит, что эксплуатация - зло, но в наших конкретных реальных условиях это уже меньшее зло, чем, например, безработица. Поэтому нельзя сегодня призывать к «уничтожению эксплуатации», а можно говорить о ее ограничении, а потом преодолении. Но ведь сказать, что это есть зло - необходимо. Что это за коммунисты, которые этого не говорят!
Я больше скажу: нас уже довели до такого состояния, что для многих людей рабство есть меньшее зло, чем их нынешняя жизнь. Летом около моего участка жили в ( ... )

Reply

Re: Вообще-то он не так писал. Даже СОВСЕМ не так. blau_kraehe March 6 2012, 06:42:36 UTC
Меня даже заинтересовало - я точно помню, что где-то в другом месте было такое рассуждение о том, что неизвестно еще, такое ли уж зло это рабство, это чисто культурное представление.

Ну и то, что таджик - раб от природы, я, конечно, тоже не писала и не имела в виду.

Reply

Re: Вообще-то он не так писал. Даже СОВСЕМ не так. menudo_culete March 9 2012, 15:26:20 UTC
очень мне понравились когда-то жыжы-рассуждения о рабстве одного современного израильского "на четверть бывшего нашего" (с). он убежден в том, что рабство - это совсем не плохо, большинство людей вовсе не приспособлено отвечать за себя и принимать решения, и для них добрый хозяин - благо. Плохо оказалось рабство лишь только тем, что невозможно было проконтролироть, чтоб рабовладельцы все были добрыми хозяевами и не "злоупотребляли" (с), ггггг, именно это слово и употребил - чтоб не злоупотребляли. и, конечно, в Торе прописано, что еврей рабом быть не может от природы.

я просто в восхищении от таких людей.

Reply


vitaly_kaplan March 6 2012, 06:05:07 UTC
Правильно ли я понимаю, что вплоть до второй половины XIX века в мире вообще не было людей с чувством собственного достоинства?

Reply

zimopisec March 6 2012, 06:29:04 UTC
Были. Назывались "дворяне". И достоинство передавалось по наследству.

Reply

blau_kraehe March 6 2012, 06:39:32 UTC
Неужели так непонятно написано?
Конечно, были. И много. Рыцарство все построено на идее чести.
Только это было достоинство за счет унижения других. Когда крестьяне ломают шапку и "целуют в плечико" любого приехавшего барина, барин невольно начнет чувсвтвовать себя достойным.

Reply

letrym March 6 2012, 07:53:01 UTC
"Рыцарство все построено на идее чести"

имхо, это была не та честь, про которую в вашем посте и республиканских конституциях. феодальная честь - это знать своё место в иерархии и держаться за него во что бы то ни стало, горожанину, даже богачу, тягаться с дворянином, женщине принимать решения - бесчестье. с ранним феодализмом другая история, но рыцари никаких симпатий не вызывают.

Reply


drago_kun March 6 2012, 06:55:03 UTC
"Печально известные "православные психологи" Медведева и Шишова писали в свое время, что "согласно православным представлениям" ребенок - вместилище греха, и этот грех из него нужно сначала каким-то образом изгнать, а потом уже можно потихоньку начинать видеть в ребенке человека."
Вот этот вот взгляд на ребёнка меня натурально приводит в состояние холодного, неконтролируемого бешенства. Т.е. отношение к ребёнку, как к колбасе, мол, если из колбасы всякое говно вытащить, а мясо запихать, то получится вполне себе офигенная колбаса.
Меня от этого трясти начинает. И ничего не докажешь ведь - "нас так воспитывали и мы так же будем." Какой эмоциональный контакт, какой уважение к достоинству - это всё "ювенальщики" придумали, чтобы детей отнять. Лучше уебать пару раз, так глядишь и подчиняться будет.

Reply


ex_doloew March 6 2012, 07:40:58 UTC
Пара замечаниев совсем не мачистского свойства ( ... )

Reply

blau_kraehe March 6 2012, 07:55:08 UTC
1. Да, поэтому в капиталистическом обществе полное раскрытие достоинства человека и невозможно. Только для богатых.
2. при чем здесь наука и диалектика? Почему отношение к людям должно быть "научным"? Какая "наука" об этом что-либо говорит?

Reply

ex_doloew March 6 2012, 08:02:50 UTC
1. Ну так у вас рассмотрено все несколько однобоко: показаны исключительно примеры, когда на достоинство человека покушаются другие люди. А на самом деле неясно, кто более унижен: эмигрантка, которую насильно запихнули в бордель, или Сонечка Мармеладова, продающая свое тело из-за отсутствия других выходов.

2. Этику вы наукой не считаете? Или, по вашему, есть области человеческой деятельности, табуированные для научного познания?

Reply

blau_kraehe March 6 2012, 14:58:39 UTC
Этика - не наука, конечно. Можно ее изучать научными методами, она может опираться на научные выводы, но сама по себе она не наука. Какие могут быть в ней доказательства? Даже с объективными фактами - и то сложно, в этике все субъективно.

Reply


isya March 6 2012, 13:11:41 UTC
большое спасибо. очень хороший текст, он для меня какие-то вещи лучше разложил по полочкам и связал в одну структуру, чем раньше было в голове.

Reply

по частностям isya March 6 2012, 13:16:45 UTC
Есть множество людей, у которых и нет этого чувства вообще. С.Г. Кара-Мурза писал об ощущении рабства как зла - как чисто европейском (а значит, нехорошем каком-то, не нашем!) ощущении; он приводил в пример таджикского рабочего, который говорил, что с удовольствием продался бы в рабство, лишь бы прокормить семью. Рабство для него ничего не значит, все это ерунда, которая "в голове", какая разница, лишь бы жратва была.я не понимаю, что именно ты имела в виду, но в любом случае выбор формулировок мне здесь кажется не очень удачным. я не читал Кара-Мурзу, но само по себе описание "ощущения рабства как зла как чисто европейского" - это банально совершенно не соответствует действительности. ну вот просто по факту. не так это, точка ( ... )

Reply

Re: по частностям blau_kraehe March 6 2012, 15:00:46 UTC
Наверное, я неудачно выразилась. Я имела в виду, конечно, не "врожденное" отсутствие такого чувства - еще вопрос, есть ли тут врожденные различия (я, кстати. думаю, что таки-есть). А именно то, что у людей никогда и не было возможности понять, что значит обладать достоинством.

Reply

Re: по частностям isya March 7 2012, 07:35:44 UTC
ага, я так и подумал, что вряд ли ты это имела в виду - поэтому начал с оговорки коммент :)

а про врожденность - я как-то думаю, что это попросту сегодня совершенно неважно.

Reply


Leave a comment

Up