"Человеческое достоинство неприкосновенно"
Конституция ФРГ, статья 1.
Эта тема охватывает сразу много интересующих меня областей: и уход, и политику, и личные отношения, и психологию, и даже феминизм. И если хотите, особенности российского менталитета. Она исключительно важна, и высказаться на эту тему просто необходимо.
Можно объединить два взаимовлияющих и одинаково важных понятия: достоинство личности и чувство собственной ценности (Selbstwertgefühl). Они не совсем синонимичны, но очень связаны друг с другом, и в принципе можно говорить об их комплексе.
Ощущение собственного достоинства и собственной ценности - одна из главных социальных потребностей человека. Когда речь идет о взрослом здоровом человеке, это уже как-то понятно. Но об этом легко забыть, если речь идет о ком-то, кто нуждается в уходе, опеке, чужой помощи - инвалидах, стариках, детях. Но собственно, и для взрослых здоровых людей это ощущение - не само собой разумеющееся, само понятие о том, что каждый, действительно каждый человек обладает достоинством и ценностью (одинаковыми) пришло в общественное сознание лишь вместе с развитием капиталистических (прогрессивных на тот момент) отношений, и внедрялось лишь постепенно: до этого люди обладали разным достоинством, в зависимости от своего пола, социальной принадлежности, расы, сословия.
Чувство достоинства связано с базовой потребностью в безопасности, и конечно, с потребностями в социальном признании и в самореализации.
Рассмотрим составляющие человеческого достоинства.
1. Уровень тела.
Распоряжаюсь ли я своим телом, или оно принадлежит другим?
Можно ли меня ударить? Можно ли использовать меня сексуально без моего согласия?
Можно ли прикасаться ко мне без моего согласия?
Ребенок, которого можно ударить, шлепнуть (мы не говорим о варианте "до двух лет", когда еще не развито собственно человеческое сознание, и все достаточно сложно), дать подзатыльник, пощечину, уже не говоря - выпороть, и который воспринимает все это как само собой разумеющееся - уже по определению лишается достоинства и учится не иметь его и не уважать его в других.
2. Уровень лексики.
Если человека можно обругать матом, если ребенок постоянно слышит "скотина", "свинья" и "сволочь" в свой адрес - он не ощущает собственного достоинства и не научится уважать себя и других.
Здесь еще можно упомянуть обращения на "вы" и "ты", особенно несимметричные. Но это более сложная тема, не всегда "ты" однозначно унижает.
3. Смысловой уровень.
Можно и без специфической лексики, используя обычные слова, глубоко унизить человека. Приведу пример из области ухода: сестра входит в комнату и командным тоном заявляет "сейчас вы встанете и пойдете в ванную". С какой стати она берется командовать, кто она здесь такая? Непонятно. Мелкий чиновник или мелкий начальник, не используя никаких унизительных слов и выражений, легко могут довести человека до белого каления.
4. Уровень "образа личности".
Это немного сложнее. Это то, как окружающие представляют себе личность данного человека, что они о ней думают и как относятся. И соответственно, представление самого человека об этом представлении окружающих (оно может быть, конечно, и не вполне адекватным).
Можно ли над этим человеком хихикать? (не будучи близким другом и в интимной атмосфере - что допустимо, конечно, а вот просто так, будучи посторонним). Стоит ли его уважать? Что о нем думают - это, например, "образ Божий" или "наш уважаемый товарищ", или "русский офицер"... Или же это просто Ванька или Танька, Дунька с мыльного завода или слесарь Вася? Что думают о ребенке родители - "это наша дочь, продолжение нас в будущее, мы счастливы и гордимся тем, что она у нас есть", или же "ну это наша Люська, она у нас, конечно, троечница и нос кривой, такая уж уродилась, дура, ну мы ее все равно, конечно, любим, че, своя же".
5. Уровень автономии.
Автономия - понятие из теории ухода. Это то, насколько человек самостоятелен, может выполнять действия по самообслуживанию и удовлетворять свои потребности.
Если у нуждающегося в уходе (ребенка или инвалида) отбирают эту возможность (лучше я тебя сама одену, это быстрее будет) - быть самостоятельным, это психологически означает удар по его достоинству. В жизни здорового взрослого могут быть и более сложные комбинации: например, лучше иметь собственные деньги и решить, что на них купить, чем получать кормежку и одежду; лучше зарабатывать деньги самому, чем зависеть в их получении от кого-то еще. Сюда же относится и право выбора. Эксперименты показали, что если людям, нуждающимся в уходе, предоставляют хотя бы небольшое право выбора - например, выбрать на обед одно блюдо из двух, определять расстановку мебели в комнате - их душевное и физическое состояние становится значительно лучше по сравнению с теми, кому такой возможности не дают. Выбор увеличивает автономию, автономия влияет на чувство собственной ценности.
6. Уровень личных решений.
Это тоже связано с автономией, но я выделю этот уровень: самостоятельное принятие решений о своей жизни. Например, для ребенка: с кем я буду дружить, в какой кружок ходить, какой предмет выбрать в школе, позже - выбор профессии и партнера в личной жизни.
Если все это родители решают за ребенка, они в первую очередь лишают его чувства собственного достоинства и собственной ценности - "я никто, я ничего не могу, я глупый, мама все знает лучше".
В отношении 5го и 6го уровня есть такой момент: человек может сознательно принять решение лишить себя части автономии. Например, становясь военным, он знает, что за него будет часто принимать решение командование; что в полевых условиях или в казарме он должен есть, что дают и вставать, когда прикажут. Что его могут куда-то послать, и он не имеет права отказаться.
Это, несомненно, лишение автономии и связанное с ним страдание - но чувство собственного достоинства при этом не задето, так как решение принято исходя из соображений более высокого уровня, оно принято самостоятельно.
Так же, заведя семью, люди лишают себя части автономии, они теперь вынуждены считаться с партнером и потребностями детей. Но это не лишает их достоинства, так как это их самостоятельное решение.
Например, если женщина, зная о риске для здоровья, самостоятельно решает отказаться от аборта и выносить ребенка - это мужественное решение и может быть, даже подвиг; оно не умаляет достоинства женщины, а наоборот, возвышает ее образ личности.
Но если женщина законодательно лишена возможности сделать аборт и рожает вынужденно, потому что некуда деваться - это сводит достоинство женщины к нулю; такие законодатели рассматривают женщину как неспособную мыслить свиноматку, их не интересует ее жизнь, ее тело (1й уровень), ею командуют и унижают словесно (3й уровень; например во время обсуждения законопроекта о здоровье постоянно говорили о том, что "беременная женщина не способна мыслить взвешенно"), за нее принимают решения и лишают ее автономии.
И наконец,
7. Уровень политический.
Человек в принципе должен ощущать себя ответственным за происходящее в мире, а не бессильной жертвой событий - "а, все равно лучше не будет". Политические события в городе, стране, в мире касаются каждой личности. Если власть грубо манипулирует народом, навязывает свою волю, не интересуется мнением народа - политически развитая личность воспринимает это как унижение достоинства. Начинается это ощущение уже на своем предприятии или в своем доме: произвол владельцев предприятия, несоблюдение законов - это плевок в лицо работающим. И заканчивается уже где-то на мировом уровне - "и нам не все равно, куда летят ракеты" (к сожалению, песня отражает лишь желаемое, но не реальное положение дел).
Еще несколько важных моментов.
Чувство собственного достоинства подразумевает ценность личности независимо от ее достижений.
Крепостной крестьянин или "ниггер" рассматривались на уровне полезных домашних животных. Можно относиться с некоторым уважением к старому заслуженному коню или породистой охотничьей собаке - за их достижения и принесенную пользу (что не мешает, конечно, коня отправить на колбасу). Так и опытный, работящий, хорошо поработавший на благо хозяина крестьянин пользуется благосклонностью барина. Но совершенно ничего не стоит достоинство и даже жизнь крестьянского ребенка или девушки, или ребенка черного раба.
Печально известные "православные психологи" Медведева и Шишова писали в свое время, что "согласно православным представлениям" ребенок - вместилище греха, и этот грех из него нужно сначала каким-то образом изгнать, а потом уже можно потихоньку начинать видеть в ребенке человека. То есть какое там достоинство личности?! Например, говорилось, что "наши предки знали, что детей нужно все время плотно пеленать", так как в них вселяются бесы и заставляют беспорядочно дрыгать руками и ногами. В наше время ну никакой защиты от этих бесов у бедных детей!
Но собственно и у вполне светских педагогов бывает представление, что ребенок - это не человек, а заготовка, из которой умелый воспитатель вытачивает нужную ему деталь; чистый лист, на котором можно написать все, что угодно.
А чувство собственного достоинства и ценности означает именно не то, что "я хорош, потому что сделал то-то и то-то", а "я хорош, потому что живу на свете". Сам по себе. Все остальные мои достоинства - это уже приятные необязательные бонусы; я заслуживаю уважения просто потому, что я есть.
Мне кажется, что у многих русских людей вот именно с этим большая проблема. Человек не ценит и не уважает себя просто за свое существование - и начинается гордыня, выпячивание своих званий и достижений.
Возможно, все это следствие исторической отсталости, застревания в феодальных отношениях.
Через полвека после отмены крепостного права в России все еще существовали сословия, и достоинство крестьянина практически никого не интересовало (скажем, лишь в начале 20го века были отменены телесные наказания для крестьян). Достоинством обладали лишь привилегированные классы - знать, духовенство, в какой-то мере купцы и разночинцы. Не случайно, говоря о "россии-которую-мы-потеряли" любители французской булки вздыхают именно по "господам офицерам", забывая о том, что господа эти обладали достоинством лишь за счет унижения достоинства 80% населения.
После же революции подлинно коммунистическое самоощущение личности, достоинство борца и революционера не развилось достаточно и не проникло во все слои общества, это ощущение восприняли только самые передовые. Остальные так и жили с психологией именно крестьян - Ванюши-Тани-Мани, с "самоироничным" восприятием себя как подневольного дурачка, от которого ничто не зависит, которого можно обругать по матушке, можно и дать по шее. Парадоксальным образом образование и рост культуры здесь ничего не меняли - в наше позднесоветское время самовосприятие человека было именно таким; не случайно любимейшие фильмы того времени - либо комедии с дурачками-клоунами, либо лирические фильмы с "обычными людьми".
Еще один момент. Есть множество людей, у которых и нет этого чувства вообще. С.Г. Кара-Мурза писал об ощущении рабства как зла - как чисто европейском (а значит, нехорошем каком-то, не нашем!) ощущении; он приводил в пример таджикского рабочего, который говорил, что с удовольствием продался бы в рабство, лишь бы прокормить семью. Рабство для него ничего не значит, все это ерунда, которая "в голове", какая разница, лишь бы жратва была.
Действительно, человека можно лишить чувства собственного достоинства, лишить еще в детстве, начисто - и человек даже не поймет, что потерял. И объяснить это в таком случае невозможно, все равно, что слепому рассказывать о красоте заката.
Дело в том, что только чувство собственного достоинства дает ощущение счастья и полноты жизни, без него жить можно - кое-как перебиваясь изо дня в день, как жертва, бессильная игрушка в руках окружающих, "да все равно лучше не будет", "мы ничего не можем изменить", "мы люди маленькие, нам бы как-нибудь перемочься, да и ладно". Но если оно, это чувство, есть хотя бы в зародыше, если человек понимает, что потерял, и чего лишается - он и умереть за это готов.
Уважение друг к другу, к детям, слабым, больным, к любому человеку; ощущение достоинства не за счет унижения других, а - в обществе равных; честь не для избранных - а для всех.
Любовь, солидарность, взаимоподдержка - все это хорошо; только вот без уважения собственного достоинства все это обречено на гибель; тот, кого любят, но не уважают - рано или поздно возненавидит этих любящих и предпочтет такой любви - одиночество.
Потому надо помнить эту фразу: достоинство человека неприкосновенно.