Мотивация труда при коммунизме

Apr 16, 2020 07:25

Постоянно возникает один и тот же вопрос - некоторые утверждают, что коммунизм невозможен, поскольку невозможен труд без принуждения. Ну что ж, когда-то считалось, что невозможна жизнь без рабства, а труд - без кнута, и это тоже на полном серьезе доказывали. Хотя как доказать подобные вещи? Здесь речь только об интуитивном понимании, а оно базируется на личном опыте и личных представлениях. Есть же люди, действительно никогда не работавшие без принуждения и не представляющие - как это вообще.

Хотя если честно, то таких людей очень немного. Те, кто трудится с экономическим принуждением (чтобы заработать на жизнь) - как правило, при этом с радостью по крайней мере работают, благоустраивая собственное жилье и воспитывая собственных детей. Именно этот факт заставляет многих с пеной у рта доказывать, что дети и хозяйство - «не труд», ведь это делается по собственному выбору и для собственного удовольствия.

Конечно, сейчас есть немало таких людей, кто настолько вымотан изнурительным трудом ради заработка, что единственным их желанием является отдых, а хозяйство и дети - дополнительная каторга. Но все же даже и у них так было не всегда, и даже они, как правило, понимают, что труд может быть и в радость. Труд, который ты выбираешь, смысл которого понятен, который нужен лично тебе, и который ты организуешь, как считаешь нужным.

Поэтому, конечно, уход за квартирой и воспитание детей - это труд. Но труд чаще всего неотчужденный, вот что важно, и поэтому он и не воспринимается именно как «труд». И многие вполне сознательно его для себя выбирают и с радостью выполняют - без принуждения. Итак, труд без принуждения вполне возможен, и я думаю, об этом больше даже не стоит говорить.

Вопрос в другом - возможен ли без принуждения труд общественный, вне собственного дома и семьи.
Для меня и таких как я этот вопрос совершенно не стоит, именно в силу личного опыта. Мне наоборот всегда казался нелепым «труд на себя», какой смысл он несет? Все это куркульское набивание и обустройство собственной норки, построение «коммунизма» в отдельно взятой квартире или на даче... Неинтересно и работать исключительно ради денег. Можно, но такая тоска зеленая, в такую депрессию все это вгоняет, что непонятно, стоят ли эти деньги таких жертв. В то же время труд общественный (субботники, волонтерство) всегда воспринимался с огромным удовольствием.

Вот сейчас я наблюдаю своих коллег во время эпидемии. При капитализме, да. Удивительно, но хотя рабочая нагрузка прибавилась, люди работают с бОльшим энтузиазмом, чем обычно. Практически никто не уходит на больничный (только те, у кого подозрительные симптомы, и их мало) - надо сказать, что у нас общественная организация, где в обычное время на больничный уйти можно (в отличие от частных фирм). Обязанности выполняют более тщательно, дезинфицируют и меряют температуру с удивительной для обычного времени добросовестностью, все записи сделаны, все прекрасно. Что изменилось? Просто усилилось понимание того, что вот сейчас наша работа особенно нужна, особенно важна, что нам важно защитить наших пациентов. То есть усилился смысловой компонент работы, помимо зарабатывания денег.

Это все настолько очевидно для одних - и нелепо и дико для других, что об этом даже и говорить бессмысленно. Просто эти «другие» не имели соответствующего опыта и не представляют, что можно жить иначе. Или даже сами они соответствующий опыт имеют, но убеждены, что основная человеческая масса настолько омерзительна, ленива и инертна, что без кнута вообще и задницу от дивана не оторвет (подобная точка зрения часто свойственна менеджерам, причем плохим менеджерам, которые понятия не имеют о мотивации собственного персонала).

Здесь возникает следующий вопрос. Ну хорошо, люди способны трудиться без принуждения. Хорошо, допустим, можно даже решить вопрос поддержания производственных и иных жизненно важных для общества систем, какими-то дежурствами, порядок которых будут определять сами работники.

Но найдется ли достаточное количество энтузиастов, готовых стать, например, хирургами или кибертехниками - зачем, если достаточно отработать свои общественные часы на каком-то простом месте, тупо нажимая на пару кнопок? А потом идти играть или смотреть кинушки под попкорн? Найдется ли достаточное количество людей, способных много лет заучивать сложнейшую информацию и осваивать сложнейший труд? Потом, когда они его освоили - ок, можно представить, что они будут трудиться с удовольствием. Но сам процесс обучения...

То же самое - если основа общества будущего - наука, откуда взять столько энтузиастов, готовых вникать и изучать зубодробительные предметы вроде молекулярной генетики или сопротивления материалов?

Но здесь мы уже переходим к вопросу образования, общего и профессионального, а также воспитания. Который тоже является для коммунизма ключевым.
Мне есть, что сказать по этому поводу, но ЖЖ не приемлет слишком длинных постов. Поэтому вкратце: общественное воспитание, раннее развитие, ограничение "мозговой жвачки" хотя бы для детей (бесконечных мультиков и игрушек), участие детей во взрослых проектах.

Конечно, найдется масса людей, которые заявят, что все это бесполезно - просто потому, что противоречит их личному опыту (см. выше). Что вы будете делать, мол, с этим современным стадом, которое привыкло к играм и сериалам, пьет и ширяется, стремится полежать на диване и так далее?

Понятно, что переход к коммунизму, в том числе, и в трудовой области, будет происходить не единомоментно, и психология людей будет меняться постепенно, вместе с развитием производства.

Этап первый. Строительство социализма и социализм. Большое количество монотонного неавтоматизированного труда.
- Сохранения денежной системы оплаты труда, причем дифференциация по доходам в зависимости от квалификации, стажа, результатов труда. Эта дифференциация может быть весьма значительной. Люди будут экономически мотивированы («для себя лично») и учиться, и увеличивать производительность.
Некоторые утверждают, что это «гибель социализма», как же так, люди мотивируются трудиться на себя, а не на общество.

Вовсе нет. При этом растет число людей, которые трудятся ради общества, ради интереса, энтузиастов. Но все еще сохраняется и значительное количество тех, кто по своей психологии не вышел за рамки старой формации и трудится только ради себя и своей семьи. Такая ситуация у нас была в СССР.

В позднем СССР, где дифференциацию доходов в общем сильно снизили, возникала парадоксальная ситуация. Те, кто трудился ради интереса и ради общества - внезапно оказывались, грубо говоря, «без штанов»; им было некогда возиться на собственной даче, копить на машину, обустраивать квартирку. Те, кто работал от звонка до звонка, а потом шабашил, возился в своем хозяйстве, подрабатывал для денег, ну словом, «трудился на себя» - получали преимущество. Те, кто вообще воровал или пользовался блатом, сам сидел на блатном месте (то есть опять же жил ради себя) - получали преимущество. В этих условиях энтузиасты своего дела и общественники выглядели неумными мечтателями. Можно гордиться своей общественной полезностью, но зримые материальные плоды трудов в виде благоустроенного дома - полной чаши - все равно в глазах большинства перевесят, и матери с отцами будут ориентировать детей на мелкобуржуазные ценности «жизни для себя».

«Полную чашу» должен давать как раз труд на благо общества, общественная полезность, высокий уровень квалификации и образования должны коррелировать с вознаграждением. «От каждого по способностям - каждому по труду».

Этап второй. Значительный уровень автоматизации производства, высокие требования к образованности работников, достижение частичного изобилия.
- Постепенный переход от денежной оплаты труда к полному материальному (бесплатному) обеспечению - при условии участия в общественно-полезной деятельности. То есть все трудящиеся (ну разумеется, дети и нетрудоспособные само собой) будут обеспечены очень широким (и все растущим) ассортиментом продуктов питания и предметов быта, которые будут выдаваться бесплатно по потребности. Дифференциация сохранится лишь для особенно деликатесных продуктов (какая-нибудь редкая черная икра) и дефицитных пока еще товаров (например, авторская, дизайнерская одежда или антиквариат), да и то скорее это будет выдаваться не в качестве некоей награды, а просто по очереди.

Условие: участие в том виде труда, который будет признан общественно полезным. То есть, например, если ты плохой художник, и твои картины не признаны, то увы, придется заниматься этим все-таки в свободное время - а если признают и оценят каким-то образом, то и искусство может считаться общественно полезным. Несомненно, количество необходимого труда все время будет сокращаться, уже сейчас (если бы не стремление к прибылям) никакой необходимости в 40-часовой рабочей неделе нигде уже нет.

Об этом этапе я уже однажды писала, впрочем.

Этап третий. Максимально достижимый уровень автоматизации, практически полное изобилие.

На этом этапе уже совершенно не останется людей, видящих преимущество в «работе на себя лично», набивании собственной норки; общественно полезный труд будет приоритетом и радостью для каждого. То есть это будет то самое общество, «превыше всего ценящее знания и труд» (с).

Обеспечение всем «по потребности» станет безусловным, никто не будет контролировать и спрашивать, работаешь ли ты вообще, и где именно. Общественная сознательность станет настолько высокой, что поддержание жизненно важных систем будет даваться без всякого напряжения - всегда найдется достаточное количество желающих поработать на общее благо, в той области, которая наиболее интересна именно данной личности и отвечает ее запросам и способностям. «От каждого по способностям - каждому по потребностям».

Но разумеется, очень важно понимать, что весь этот путь станет возможным лишь после обобществления средств производства, социалистической революции, в условиях диктатуры пролетариата.

коммунизм, будущее-плюс, труд

Previous post Next post
Up