"Шарите". Медицина и политика.

Apr 18, 2020 09:10

Все пишут про антисоветский сериал о какой-то Зулейхе, идущий сейчас на российском ТВ. А я вот посмотрела совсем другой сериал, который в свое время прошел на первом (государственном, оплачиваемом) канале немецкого телевидения. Я не смотрю "больничных" сериалов, но это не "медицина вообще", а история медицины, и мне было не то, что интересно - я его прямо-таки проглотила. И порадовалась тому, что не все в мире так плохо, как может показаться.

Сериал называется "Шарите" и рассказывает об истории этой знаменитой Берлинской больницы.



В первом сезоне действие происходит в конце XIX века. Роберт Кох, Беринг, туберкулин, дифтерийная сыворотка и все вот это. В детстве для меня все эти перипетии борьбы с микробами были любимой сказкой, Кох и Пастер - такие же герои моего детства, как Снежная Королева с Золушкой. Поэтому сказать, что мне было интересно, увлекательно - явно ничего не сказать, одно жаль - вот об этом так мало теперь пишут и рассказывают, а веь это и есть настоящая жизнь, настоящая история и наука. Когда тут по экрану бегает живой Кох со своей сомнительной моралью и несомненной гениальностью, открывают в экранном времени Институт Роберта Коха (указаниям которого в отношении борьбы с инфекциями вся Германия подчиняется и сейчас, это высшая медицинская инстанция) - это для меня потрясающее переживание.

Не менее интересен для меня и аспект работы по уходу, который также прекрасно показан в фильме. Как таковой, профессии медсестры еще не существует. Уходом (и заодно всеми вспомогательными делами, включая мытье лестниц!) занимаются, с одной стороны, диакониссы (монахини евангелической церкви); с другой, однако, растет число "светских помощниц по уходу", простых работниц, которые за гроши вкалывают ежедневно по 16 часов и подчиняются тому же режиму, что и диакониссы - постоянные молитвы, выход за пределы больницы только с разрешения старшей сестры, и только на несколько часов в неделю.

Одна из этих светских помощниц - тайная социал-демократка, всю серию она топит за создание организации работниц ухода (профсоюзы, конечно же, им запрещены). Тоже тайно, потому что во-первых, Бисмарк, а во-вторых, всем командуют диакониссы. Работницы так зашуганы, что даже и думать никто не хочет об организации. Но социал-демократка вместе с товарищем находит выход - проталкивают в печать статью о нехороших условиях в Шарите, и с помощью Рудольфа Вирхова давят на руководство, чтобы то разрешило создать организацию светских работниц ухода. Главная диаконисса уходит с поста.

Вирхов вообще, оказывается, был не только консервативным отрицателем современной микробиологии, но при этом - прогрессивным общественным деятелем. Кстати, любопытный спор он ведет, доказывая сторонникам "микробов", что туберкулез вызывается не какой-то там дурацкой палочкой Коха, а ужасными социальными условиями, в которых живут рабочие. Теперь мы знаем, что правы обе стороны...

Очень интересно наблюдать за обстановкой вообще: одна уходчица объясняет другой - "к детям не привязывайся, из них отсюда выходит живыми от силы пятая часть". Неопытного студента посылают оперировать ребенка, он даже не знает, где взять скальпель, ребенок гибнет, конечно, и ни у кого это не вызывает никаких эмоций - дело житейское, пацан так и так умер бы.

Главная героиня сериала - девушка, которая вынуждена за долги работать светской помощницей по уходу, но она дочь врача (родители умерли, и она обнищала из-за несчастного случая) и сама полна честолюбия и мечтала бы стать врачом, но женщинам в Германии изучать медицину запрещено. Эта девушка немного меня лично раздражала, потому что создатели сериала слишком совали ее в центр внимания, и все-то в нее влюблены. и все действие крутится вокруг нее. В конце концов Беринг (тоже в нее влюбленный) побуждает и даже помогает ей уехать в Цюрих и поступить на медицинский факультет.
Понравился мне диалог между этой девушкой и социал-демократкой из работниц ухода:
- Я хочу сама стать врачом, и не только ухаживать, но еще и действительно помогать больным!
Работница ухода:
- ЭТо я здесь десять лет вкалываю по 16 часов в день, а потом такая приходит и заявляет, что моя работа не имеет никакого значения!

А вообще мы видим дивный старый мир, где якобы "женщины ничего не делали, а мужчины их обеспечивали", а по факту мужчины имеют возможность, даже будучи бедным, но способным - выучиться и стать хотя бы врачом, заниматься интересной деятельностью, а женщины могут только вкалывать на тяжелейшей работе с коротким перерывом на сон, и единственная их надежда - создание собственного профсоюза. Вне больницы, конечно, и для большинства мужчин-рабочих ситуация была такой же, а вот в больнице это гендерное разделение заметно особенно остро.
____________________________________
Второй сезон "Шарите" посвящен деятельности больницы в годы нацизма.
Скажу честно, он понравился мне меньше. Все крутится исключительно вокруг врачей. Врачи-женщины уже есть, но они играют подчиненную роль - однако это дальше не тематизируется.

Медсестры тоже уже есть, но они упоминаются слегка, разве что есть колоритная героиня, сестра Кристель - убежденная фашистка, которая на всех постоянно доносит и во всех видит скрытых евреев или гомосексуалистов.



В центре серии - знаменитый хирург Зауэрбрух. Но речь идет о медицинской этике вообще, герои - пара симпатичных молодых врачей, которые без угрызений совести выполняют распоряжения нацистского начальства - муж ставит опыты над детьми-инвалидами, жена разоблачает как психиатр тяжелораненных "дезертиров" с якобы самострелом. Пока их собственный ребенок не рождается инвалидом, а брат жены не становится гомосексуалистом да еще и дезертиром. Вот это поворот... Отношение жены ко всему резко меняется, а мужа нет. Но все же почти до конца сериал меня напрягал, потому что, например, о Восточном фронте речь шла, как всегда (!) только в контексте "ах, какой это ужас, какой кошмар", солдаты как жертвы... Как только становится ясно, что Берлин скоро падет, у всех резко просыпаются муки совести, и все начинают валить вину за нехорошие дела друг на друга.

Я уже ожидала в конце какой-нибудь гадости типа массового изнасилования сестры Кристель красноармейцами.
Но тут сериал приятно порадовал. Красноармейцы, захватив госпиталь, ведут себя почти образцово. Сразу налаживают "производственный процесс" (Кристель, конечно, пришлось пристрелить - но за дело). Появляется советский хирург, ученик Зауэрбруха, ныне коммунист и организатор медицины, они с Зауэрбрухом прекрасно договариваются. Некоторые грубые выходки солдат жестко пресекаются советскими офицерами.

В конце создатели сериала вообще превзошли себя. Рассказывая о дальнейшей судьбе всех героев, упомянули, что два преследуемых гомосексуалиста смогли вести открытые отношения лишь в 1957 году, когда в ГДР отменили статью за отношения между взрослыми мужчинами, при этом (и создателей сериала никто за язык не тянул!) было даже сказано, что в ФРГ такая статья сохранялась еще до 90х гг. Это уже совсем удивительно, по центральному телевидению аж похвалили за что-то ГДР, даже искупает недостатки сериала.

Приятно, что даже в современной империалистической ФРГ возможен такой объективный взгляд - и на профсоюзы, и на рабочее движение, и даже на советскую армию и ГДР.

Скоро, говорят, выйдет третий сезон, и хотя я опасаюсь, что там уже вряд ли будет что-то хорошее, но наверное, посмотрю. Конечно, не сразу - телевизора у меня нет, а когда он появится на Нетфликсе.

фильмы, сериалы

Previous post Next post
Up