УМОДЖА. ОНИ СДЕЛАЛИ ЭТО

Jan 09, 2014 01:14

Представьте себе мир, где живут одни женщины. Какой он в ваших фантазиях? Это деревенский уголок с небольшой сельской школой или мегаполис, где безопасно ходить по улицам в любое время дня и ночи? В этом мире женщины работают машинистами поездов метро и заключают многомиллионные сделки? Жительницы ходят в юбках, брюках, платьях, да хоть голыми. Это место, где ты вправе выглядеть так, как тебе нравится, и так, как тебе хочется именно сегодня.

На самом деле в мире есть место, где живут только женщины. Оно совсем не похоже на наши фантазии, но это потрясающая земля. Земля, где женщины отвоевали свое право быть самостоятельными.

Деревня Умоджа находится недалеко от городка Арчерс Пост и национального заповедника Самбуру в Кении.
Всего два с половиной десятка лет назад здесь, на берегах реки Уасо, была лишь выжженная солнцем земля.



Река Уасо. Отсюда http://www.kmp.ru/ke/cities/543.html

Деревня Умоджа (Umoja) возникла в 1990 году. Именно тогда была зарегистрирована женская группа "Умоджа Уасо" во главе с двадцативосьмилетней Ребеккой Лолосоли. Но началось все гораздо раньше…




Женщины из Умоджа. Отсюда - http://www.heleninwonderlust.co.uk/2013/08/umoja-womens-village-kenya/

Ребекка Лолосоли (Rebecca Lolosoli) родилась в 1962 году в деревне Вамба, в округе Самбуру. У ее отца было три жены, а она сама была четвертой из шестерых детей. Ребекка получила образование в католическом обучающем центре сестринского дела. Ей оставалось всего шесть месяцев до окончания, когда пришлось бросить учебу, потому что денег на оплату не хватило.

Женщина в племени самбуру бесправна, ее приравнивают к корове или сельскохозяйственному инвентарю. Девушку «покупают» у семьи, отдавая взамен сколько-то голов рогатого скота. Саму Ребекку, когда ей исполнилось 18 лет, приобрел жених, заплатив выкуп в 17 коров. После свадьбы жена становится собственностью мужа. Если он пожелает убить ее, никто в племени его не упрекнет - ведь он честно купил ее у родителей! Но Ребекка говорит, что ее муж был хороший. Он не обижал ее, даже когда она занялась торговлей, хотя у самбуру не принято, чтобы женщины имели собственное дело. Зато другим мужчинам в деревне не понравилась предприимчивость Ребекки, и стоило супругу покинуть дом, как они явились и избили ее.



Ребекка Лолосоли. Отсюда - http://ecole-athena.blogspot.ru/2013_03_01_archive.html

Угроза подстерегала не только со стороны соплеменников, но и со стороны солдат британской армии, которые были расквартированы в учебном лагере в Самбуру, недалеко от деревни. Ребекка рассказывает: «Они носили зеленую форму, которую было плохо видно на фоне деревьев. Часто, когда женщины собирали хворост, солдаты выскакивали из-за деревьев и насиловали их. Они смеялись - для них это было как игра» [1].

О массовых изнасилованиях женщины-самбуру вспоминают с ужасом. «Я шла пасти коз и собирать хворост, - рассказывает одна из жертв. - Увидела незнакомых мужчин, которые направлялись ко мне. Когда они побежали, я растерялась: «Зачем они бегут, что случилось?». Я не сразу поняла, что они бегут именно ко мне. Я бросилась прочь, но очень устала, они поймали меня и изнасиловали» [2].

В городок Арчерс Пост ведет грязная дорога, по которой ходят слоны и антилопы. Двести женщин утверждают, что были изнасилованы именно здесь. Солдаты охотились на них, как на животных. Халива Милго рассказала, как на нее напали трое солдат, когда она стирала одежду. Мужчины подошли к ней и ее маленькой племяннице. Двое отвлекли ребенка печеньем, а третий отвел Халиву в сторону, повалил на землю и изнасиловал.
После этого по деревне поползли слухи. Когда отец девушки, правоверный мусульманин, узнал о том, что случилось с его дочерью, он постыдился обращаться к властям. «В нашем клане, - говорит Халива, - девушка не должна гулять с мужчиной. Она должна оставаться со своей семьей, пока не выйдет замуж». Но Халива не могла выйти замуж - она была запятнана изнасилованием [3].

Ребекка Лолосоли рассказывала, как она годами жаловалась на изнасилования властям округа Самбуру. Но это были мужчины, и они не слушали ее.



Женщины из племен масаи и самбуру на демонстрации перед представительством верховного комиссара Великобритании в Кении. Август, 2003.
Источник: REUTERS/STRINGER

Против британских солдат был подан иск за изнасилование 1400 женщин. Но в 2006 году, после трех лет судебных разбирательств, все обвиняемые были оправданы. В заключении сказано, что улики по делу были сфабрикованы самими женщинами. Судей не убедили ни дети-метисы, родившиеся после изнасилований, ни показания жертв… Джонсон Оул Каунга из группы по защите прав человека сказал в интервью Reuters: «Они потратили три года и миллионы фунтов из налогов британских граждан только затем, чтобы сказать нам то же, что и раньше. Это просто издевательство» [4].

Дома женщин подстерегала другая опасность - мужья выгоняли изнасилованных жен из дома или зверски избивали, считая, что они навлекли позор на семью. Оставшись без средств к существованию, некоторые выгнанные женщины стали торговать самодельным алкоголем и попали в тюрьму. Их дети остались без присмотра, нескольких утащили и съели гиены…

Но все изменилось, когда 15 женщин решили основать собственную деревню - место, где у женщины будет право голоса и безопасность. «Мы решили создать нашу собственную группу, чтобы изменить свою жизнь, - говорит Ребекка Лолосоли. - Теперь женщинам здесь хорошо. Они заботятся о своих детях и учат их быть сильными» [3].



Отсюда http://www.heleninwonderlust.co.uk/2013/08/umoja-womens-village-kenya/

Слово «умоджа» на суахили означает «единство». Это единство выросло на безрадостной сухой и твердой почве пустыни, как оазис. Но это произошло далеко не сразу. Женщины начали с того, что продавали сахар и кукурузу в маленьких переносных палатках - маньяттах. Торговля не приносила дохода, но это были лишь первые шаги. Два года спустя они нашли свою стезю - вместо еды стали продавать туристам украшения и поделки, сделанные своими руками.

Работу женщин заметили в Службе охраны дикой природы Кении и взяли рукодельниц в образовательный тур в национальный парк Масаи-Мара, чтобы они выставили там образцы сувениров. После поездки родился новый проект - основать культурный центр и собственное поселение, куда можно было бы приглашать туристов. Активистки несколько лет копили деньги, пока не удалось собрать 200 тыс. шиллингов (около 2700 долларов). За эту сумму они смогли купить землю.
Это было первое место, которое принадлежало им и никому больше.

Рукодельницы из Умоджа:



Akidor Lomalia



Judia Lalampaa



Natipan Lemerketo

На остальных можно посмотреть здесь - http://www.umojawomen.com/?page_id=8

Проект не остался без внимания мужчин деревни. У самбуру женщины не могут владеть землей. После того, как активистки подали документы на регистрацию прав на участок, мужчины избили их. Они угрожали застрелить Ребекку Лолосоли, чтобы «превратить женщин обратно в женщин». Они нападали на женщин прямо перед туристами, надеясь, что это отпугнет их от Умоджи, и даже основали собственное поселение неподалеку, чтобы отрезать туристам путь в деревню.
Но эти женщины уже пережили насилие и наслушались угроз. Они привыкли к тому, что мир отворачивается от них - наверное, они решили, что им нечего больше терять.

Жительницы Умоджа основали кемпинг для туристов и культурный центр, которые теперь пользуются успехом у иностранцев. Но группа занималась не только строительством собственной деревни, но также просветительской деятельностью. Активистки рассказывали другим женщинам об их правах, убеждали беременных обращаться в Умоджа для получения медицинской помощи, советовали, как начать свое дело. Именно жительницы Умоджа впервые заговорили о случаях массового изнасилования и довели дело до суда.

Постепенно деревня стала расширяться - все больше женщин приходили в убежище, чтобы найти там защиту и дом. К началу 2000-х годов там жило около 50 взрослых женщин, но сейчас их число сократилось до 20, потому что в 1995 и 2011 годах две группы отделились и создали по соседству свои деревни. Почему так получилось, в Умоджа не хотят рассказывать. Видимо, причина была в конфликтах между лидерами. Тем не менее, новые деревни успешно функционируют и даже получают поддержку от "материнской" общины.



Женщина из Умоджа плетет бусы. Отсюда - http://www.heleninwonderlust.co.uk/2013/08/umoja-womens-village-kenya/



http://ecole-athena.blogspot.ru/2013_03_01_archive.html

Сейчас в деревне работает подготовительная школа, куда ходят дети в возрасте от 3 до 6 лет. Их главная учительница аккредитована и утверждена департаментом образования округа, две других учительницы получают зарплату из фонда Умоджа. Деньги из фонда также идут на покупку школьной формы и горячие обеды. Еще несколько детей из деревни получают начальное и среднее образование в школах-интернатах, а одна девушка учится в колледже, тоже за счет фонда.
По вечерам в школу приходят взрослые. Большая часть жительниц Умоджа неграмотны. В школе они изучают суахили, английский и математику.



http://www.umojawomen.net/Water_Project_2.html



Отсюда - http://www.rfi.fr/radiofr/editions/072/edition_20_20060303.asp

В 1995 году Ребекку Лолосоли избрали в совет женской организации Maendeleo Ya Wanawake (MYWO), которая ведет борьбу против женского обрезания, детских браков, ухода девочек из школ. А в 2005 году Умоджа привлекла внимание Африканского фонда дикой природы (AWF). С помощью пожертвований женщины построили музей, чтобы сохранять свое наследие.

Кстати, у деревни уже довольно давно есть свой сайт. Ребекка Лолосоли рассказывает, как член парламента от их округа узнал об этом и пришел в ярость - он просто не мог поверить, что женщины на такое способны!
Сейчас деревня живет за счет пожертвований и продажи украшений. Она также покровительствует почти 60 другим женским группам, помогая женщинам из соседних округов бороться за свои права. К сожалению, ни у одной из этих групп, ни в самой Умоджа нет своего транспорта, поэтому сообщение между ними очень нерегулярное.

Украшения работы мастериц из Умоджа:






Временно продажа приостановлена, но возобновится после рождественских праздников.

Журналист Роб МакФарланд рассказывает, как он в мае 2013 года побывал в деревне:

«Когда мы приехали, дюжина женщин, одетых в разноцветные покрывала канга* и украшенных великолепными бусами и серьгами, приветствовали нас песней. Я попросил нашего гида Джуди перевести мне слова. Хотя Джуди улыбалась редко, тут она рассмеялась: «Они поют - «Моя корова лучше, чем твоя». После этого женщины по двое приблизились к нам, поклонились и, взяв за руки, увлекли в общий танец. Всех, кроме меня - я был единственным мужчиной в этой компании и чувствовал себя чужаком.
Нам показали одну из хижин, теряющуюся в темноте, с низким потолком. Внутри не было кроватей, только шкуры животных, сваленные поверх высушенных прутьев. Мы также посетили школу - сарай, где ежедневно собирается 30 детей из окрестных деревень ради знаний и двух порций горячей еды. Когда мы приблизились, то услышали, как дети вдохновенно поют: «If you happy and you know it clap your hands». Пара общительных мальчишек вышли и стали танцевать, вызывая этим вопли радости у своих одноклассников» [5].



Джуди. Фото: Rob McFarland. 5.



Хижина в деревне Умоджа. Отсюда - http://barbaraanneshaircombblog.com/page/3/

А вот цена на воду журналиста неприятно удивила - продавщица сначала запрашивала 3000 шиллингов, но после сделала скидку и взяла всего 700 (около 10 долларов). Правда, непонятно, откуда взялось такое возмущение. Вода в Умоджа не течет из крана, стоит его повернуть. Вокруг нет магазинов, где продаются бутылки с минералкой. Вода - это ресурс, причем очень ценный. Проблемы с питьевой водой в деревне стоят остро, особенно в сухой сезон.

В 2010 году на деньги, вырученные с пожертвований и продажи украшений, между деревней Умоджа и городом Арчерс Пост был проведен водопровод. Это уже было достижение, но еще не победа. Вода поступала редко - всего пару раз в неделю. В остальное время женщинам приходилось брать грязную воду из реки. Только в 2012 году было завершено строительство резервуара на 8000 литров.



Но цена воды по-прежнему очень высока - деревня платит за нее до 400 долларов в месяц, для них это неподъемные деньги. В последний год пришлось провести ремонтные работы, и пока чинили трубы, воду доставляли на грузовиках [7].



Отсюда - http://www.umojawomen.net/Water_Project_2_files/shapeimage_4.png

Чтобы не зависеть от нестабильного спроса на украшения, в деревне начали сотрудничать с негосударственной благотворительной организацией BOMA, которая помогает женщинам создать собственный сельскохозяйственный бизнес. На курсах, организованных в городе Арчерс Пост, женщин обучают определять, на какие продукты есть спрос на рынке, искать покупателей, вести бухгалтерию и делать накопления. Кроме того, организация выдает стартовый грант на открытие своего дела - 150 долларов. По состоянию на март 2013 года большинство женщин в Умоджа и "дочерней" женской деревне Юнити включились в программу.

Сама Ребекка Лолосоли, несмотря на возраст и все, что ей пришлось пережить, не оставила правозащитную деятельность. В 2010 году она получила премию от организации Vital Voices (Global Leadership Award)**.

В 2009 году журналисты Николас Кристоф и Шерил ВуДанн написали книгу, в которой поведали миру, среди прочих, и историю Ребекки. Книга называется Half the Sky: Turning Oppression into Opportunity for Women Worldwide («Половина неба: Как превратить притеснение в возможности для женщин всего мира»). Первого октября 2012 года на экраны вышла премьера документального сериала Half the Sky. Сериал продолжает сниматься (информация на 2013 год).



Отсюда - http://www.folkartmarket.org/halfthesky/

Умоджа - это мир женщин. Они прошли через изнасилования, побои, унижение, смерть детей. Но они сделали это - построили место, которое принадлежит только им. И пусть жизнь в Умоджа далека от райской, но она дает женщинам то, чего они никогда не узнали бы в другой, страшной реальности патриархата.

_________________________________________________________
* Канга - элемент одежды, который представляет собой обернутый вокруг тела прямоугольный кусок ткани (http://ru.wikipedia.org/wiki/Африканская_канга).

**Vital Voices («Живые голоса») - международная неправительственная организация, основанная в 1997 году Хиллари Клинтон и Мадлен Олбрайт. Организация оказывает поддержку выдающимся женщинам во всем мире в их стремлении сделать что-то для изменения к лучшему жизни в своих странах.
http://www.adme.ru/internet/zhiznenno-vazhnyj-golos-v-socialnoj-reklame-o-pravah-i-svobodah-zhenschin-160555/

__________________________________
Сайт деревни:
http://umojawomen.com/

Проект Half the Sky
www.halftheskymovement.org

Фрагмент из фильма Half the Sky:

image Click to view



Фрагмент из фильма «Изнасилование женщин самбуру»:

image Click to view



ССЫЛКИ:
[1] http://ravnopravka.ru/2011/03/«мужчинам-вход-воспрещен»/
[2] Culturesofresistence, The Rape of the Samburu Women, film, 13 min. (http://www.youtube.com/watch?v=0AF6XDj8jDw)
[3] http://womenagainstrape.net/international/kenyan-women-sue-british-army-alleged-rapes
[4] http://www.theguardian.com/world/2006/dec/15/kenya.military
[5] http://www.smh.com.au/travel/beads-of-hope-20130523-2k35i.html - Очень интересная и живая статья, рекомендую прочесть.
[6] http://www.halftheskymovement.org/pages/about-half-the-sky-movement
[7] http://www.umojawomen.com/?page_id=50
http://www.umojawomen.com/?page_id=6

Африка, women only space, необычные места, матриархат, права женщин, племена

Previous post Next post
Up