Просмотренная недавно экранизация пьесы Пиранделло " Генрих IV", снятая Марком Беллокио в 1984, вновь обратившая мой взгляд на этого автора, о чем писал здесь ранее (
http://bit-pitt.livejournal.com/19279.html) напомнила мне и еще об одном фильме, который давно собирался посмотреть, но все не доходили руки, а ведь это последний фильм с участие Гарбо, снятый после "Саги о Йосте Берлинге", который я так и не смотрел. Да как же тут не посмотреть, когда в кадре два таких лица:)
Считается, что основой для пьесы "Come tu mi vuoi", впервые поставленной в 1930 году в Милане, послужил реальный судебный процесс "беспамятного из Коленьо" (по нему тоже не раз снимали фильмы), но у Пиранделло вместо мужчины женщина теряет память. Кстати, эту пьесу ставят в театре в фильме Жака Риветта "Va savoir". Возможно, что именно с нее тема амнезии вошла в число излюбленных завязок в кинодраматургии, а много позднее потерявшие память персонажи наводнили телесериалы.
В 1929 году Гарбо сказала в интервью: "Я бы хотела сделать что-то необычное, чего прежде не делали... Глупые любовные истории мне неинтересны. Если бы я могла заполучить фон Штрогейма! Разве он не чудесен?". Скорее всего именно она и настояла на его приглашении сыграть в фильме "As You Desire Me" (1932) одну из главных ролей, а позднее, зная о его проблемах, и участвовать в фильме "Анна Каренина", кстати, она единственная, кто сыграла в кино эту роль дважды, в качестве technical advisor (military sequence). Другой ее партнер - Мелвин Дуглас тоже ей приглянулся и она сыграла с ним еще в двух фильмах. Джордж Фицморис уже снимал ее в "Мата Хари", ну, а оператор, само собой, был Уильям Даниэльс. В маленькой роли мелькнула и ставшая позднее знаменитой голливудской сплетницей Гедда Хоппер
Сюжет и точно нестандартный. Гарбо играет страдающую амнезией певичку Зару в Будапеште, которая постоянно курит, много пьет шампанского и окружена несколькими мужчинами, но живет с персонажем Штрогейма, демонстрирующего свои привычные садисткие наклонности и монокль:) Она явно не довольна своей жизнь (и правда чем тут быть довольной:)), и играет пьяную и несчастную в свойственной ей манере:)
Поэтому когда появляется незнакомец и говорит, что она жена его лучшего друга Мария, потерявшаяся во время войны, она бросает все и едет в его поместье на встречу со своим мужем, которого совершенно не помнит. И все вроде бы у нее получается, но прежний любовник не оставляет попыток вернуть ее...
Критики в свое время встретили картину неоднозначно, но единодушно критически отозвались об игре Штрогейма. Гарбо сыграла на своем обычном уровне, на мой взгляд, прочие тоже не слишком блестнули. Практически весь фильм снят в павильоне, визуал тоже особо непримечательный. Любопытно было как меняется цвет нарядов Гарбо: от черного, в начале фильма, к серому в поезде и сцене приезда в поместье, а в самом конце уже практически белый.
Еще заинтересовал висевший в доме огромный портрет Марии, где изображена Гарбо, она потом вышла одетая и причесанная как на нем (мгновенно "Головокружение").
Постоянные для Пиранделло темы двойничества, безумия, самоидентификации здесь есть, и даже некий трагизм присутствует, но в целом все скатилось к довольно стандартной мелодраме, увы.
Еще мне были интересны воспоминания актеров о съемках этого фильма.
Дуглас, очень хотевший поработать со Штрогеймом, отозвался так:"Я был очень удивлен тем, что в человеке, проявившем такие дарования, нет ни изысканности, ни такта. Он оказался, что называется, обычным занудой". Хоппер вспоминала, что Штрогейм часто забывал текст, из-за чего съемки затягивались, но в последний день он принес и угостил всех коллекционным шампанским. Якобы он плохо себя чувствовал во время съемок и Гарбо прикрывала его, как могла.
Сам Штрогейм, неравнодушный к женским ногам, когда Гарбо (как обычно) во время съемок сняла обувь, она стеснялась своего роста, сказал:"Ваши ноги вовсе не так страшны, как говорят". Гарбо это позабавило)