Приятно случайно посмотреть некий фильм и внезапно вспомнить о писателе, который когда-то давно очень тебя интересовал, ты с удовольствием читал его книги, а потом он выпал из твоего поля зрения, чтобы сейчас снова вернуться на короткое время и потом вновь забыться. В этот раз им стал Пиранделло.
Луиджи Пиранделло, как мне кажется, не слишком известен в России, хотя считается в числе главных новаторов и реформаторов театра в 20 веке. Но меня всегда больше интересовало его отношение к кино.
Его роман "Вертится/Идет съемка/Снимается кино/Записки кинооператора Серафино Губбьо" (Si gira, 1915) считается первым художественным произведением, в котором кино стало предметом повествования и эстетического исследования, главным действующим лицом был кинооператор, а местом действия съемочная площадка. Здесь уже есть, н-р, смерть, случившаяся во время съемок картины, снятая камерой и попавшая в фильм, что принесло создателям немало прибыли.Я прочитал его на этой неделе и в целом мне понравилось, в нем есть все, что характерно для этого писателя. Стиль Пиранделло не самый привычный, что ли, Висконти писал, что его не то, что ставить в театре, а даже и читать не легко:). Сам Висконти говорил о желании поставить в театре его пьесы "Шесть персонажей в поисках автора" и "Сегодня мы импровизируем", но, увы, дальше разговоров дело не пошло.
Интересно это единственный роман, где история рассказана от лица кинооператора, если кто-то знает еще другие подобные книги, мне было бы очень интересно.
Сам Пиранделло, как и многие тогда, был против прихода звука в кино, но именно экранизация его новеллы "В молчании" стала первым итальянским звуковым фильмом "Песнь любви":) А с начала 30-х годов он принимает практическое участие в создании кинофильмов, сотрудничая в фирме «ЧИНЕС» как сценарист. Н-р, он написал сценарий фильма "Сталь", поставленного Вальтером Руттманом в 1934 году (фильм есть на КГ), правда в него потом вносились изменения.
Часто пишут о влиянии Пиранделло на Антониони, в частности указывают на несомненное сходство тематики и сюжета его самого знаменитого романа "Покойный Маттиа Паскаль" и фильма "Профессия: репортер", хотя сам режиссер это влияние отрицал.
Если верить IMDB, то он и сегодня является одним из наиболее часто экранизируемых итальянских писателей.
Да, кстати, а какой же фильм я посмотрел:) Это - "Enrico IV", одна из многочисленных экранизаций его пьесы "Генрих IV" (жаль на КГ нет версии 1926 года с Конрадом Фейдтом в главной роли), снятая Марко Беллоккио в 1984 году. Пьеса считается шедевром Пиранделло, хотя с этим согласны не все, н-р, тот же Висконти на вопрос о ней отвечал:"Вы спрашиваете как я отношусь к "Генриху IV"? Эта вещь мне не нравится, совершенно не нравится. Об этом нельзя говорить вслух, и я говорю вам шепотом: никогда, никогда она мне не нравилась":)
Беллоккио, который часто обращался в своих фильмах к темам безумия, пограничным состояниям между явью и сном, всяким патологиям, видимо не случайно взялся за эту экранизацию, как и, н-р, за другую интересную мне пьесу Клейста "Принц Гомбургский". Сюжет пьесы любопытный. Во время кавалькады в маскарадных костюмах молодой аристократ падает с коня (падение подстроил его соперник), и, ударившись головой, теряет разум. Он воображает себя тем историческим персонажем, в костюм которого одет, - средневековым германским королем Генрихом IV, тем самым, что враждовал с папой Григорием VII и подвергся унижению, отправившись на поклон в Каноссу, где правила прекрасная графиня Матильда. В течение более двадцати лет он живет в своем поместье, постепенно превращенном в средневековый замок, со слугами, поддерживающими иллюзию хозяина. В начале пьесы/фильма его тогдашняя возлюбленная Матильда, ее дочь Фрида, бывший соперник Белькреди и доктор приезжают в замок, чтобы при помощи своего рода психического шока попробовать вернуть безумцу разум. Однако в этом уже давно нет никакой нужды. Безумие является маской, спасающей "короля" от ненавистного ему окружающего мира.
Доступная на КГ версия идет 82 минуты и, увы, не лучшего качества, на IMDB же указана продолжительность 93 минуты, но ведь еще существует и телеверсия, поэтому делать вывод о следовании создателями фильма тексту пьесы нельзя, просмотренная мной в целом соответствует пьесе, с сокращениями, ну и добавлениями, естественно.
Для съемок Беллоккио нашел замок, выстроенный в прошлом веке в бизаррном стиле, который стал прекрасной декорацией для ирреальной атмосферы фильма.
Пьеса дает отличный материал для исполнителя заглавной роли, чтобы продемонстрировать очень широкий диапазон своих актерских возможностей. Режиссер пригласил на нее Мастроянни (жаль, что не Гассмана, было бы очень интересно, на мой взгляд), который в кино много чего переиграл, но и к тому же еще имел богатый театральный опыт, он начинал играть еще у Висконти, который всему его научил и занял потом в своих театральных постановках. Камера (оператор Джузеппе Ланчи) в ударные моменты дает крупные и средние планы актера, позволяющие следить за непрерывной сменой настроений, мыслей и чувств на его лице.
Для роли молодого Генриха IV нашли очень похожего на Мастроянни актера
Фильм своеобразный, для любителей такой тематики, поклонников Мастроянни (явно одна из лучших его ролей в кино), ну и Пиранделло, конечно:)