Прочитал роман Джозефа Конрада "Победа" (1915), который считается у конрадоведов наименее значительным из его великих романов:), заодно посмотрел две его экранизации, а что еще делать когда за окном почти непрерывно идет дождь(
Сам Конрад не обманывался на его счет и именно от него вел отсчет своей прозы, которую называл "secondhand conradese", где мелодраматичность вышла на первый план, под влиянием любимых им опер Верди и Мейербера (последнего признась, что вообще ничего не слышал). В основе сюжета попытка человека уединиться от окружащего мира и создать свой крошечный рай на тропическом острове с минимальным контактом с внешним миром, разумеется провалившаяся, как только он вышел за пределы очерченного им круга и проявил свои чувства к женщине. Роман дался мне без труда, сюжет и правда достаточно мелодраматичен, а закончилось все и совсем в духе Шекспира горкой трупов, но меня заинтересовали другие моменты. На острове, с главным героем Акселем Хейстом, жил его слуга китаец Ван и вот его образ мышления и действия в критической ситуации мне были очень интересны в противопоставлении с мышлением его белых хозяев. Это противопоставление мышления людей Запада и жителей Востока, который они колонизировали, в свое время поразило меня еще при чтении романа Пола Боулза "Дом паука". Конечно, в обоих случаях это различие описано с точки зрения западного человека, но в предисловии Боулз пишет, что читавшие его книгу марокканцы отзывались, что там все написано верно. Здесь тоже остается такое впечатление, возможно обманчивое. Еще довольно неожиданно для меня предводителем авантюристов, напавших на остров Хейста, оказался гомосексуалист и обе экранизации не обошли эту тему стороной.
Вообще за экранизации Конрада брались, и часто не безуспешно, а иногда и очень успешно, многие известные режиссеры: Ридли Скотт, Френсис Ф.Коппола, Альфред Хичкок, Николас Роуг, Кэрол Рид, Анджей Вайда, Виктор Флеминг, Альберто Кавальканти, Марио Камерини, Уильям Уэллман, Марк Аллегре и прочие. Просмотренные мною, увы, не поднялись на уровень Скотта и Копполы, но обе, на мой взгляд, заслуживают внимания.
Любопытно, что именно этот роман стал первым у Конрада, который перенесли на экран еще при жизни автора, в дальнейшем тоже неоднократно экранизировали. Сделал это не кто-нибудь, а Морис Турнер в 1919 году, фильм сохранился и доступен. Многие моменты из романа, конечно, не попали в эту часовую версию, да и камера, к сожалению, совсем неподвижна, но тут неожиданно для меня показаны на удивление жестокие убийства, даже по сегодняшним меркам, и есть главная героиня с обнаженной спиной:), вот только хэппи-энд все испортил. Но в целом экранизация повторюсь вполне достойная. Лон Чейни в роли Риккардо хорош.
Вторая просмотренная мной экранизация сделана в 1996 году и привлекла в первую очередь своим кастом: Уильям Дефо, Ирэн Жакоб, Сэм Нил, Руфус Сьюэлл... Марк Пеплоу выдал красочную широкоэкранную версию (натурные съемки в Индонезии и Малайзии), с акциентами на всякие детали, более близкую к тексту, актеры тоже, в общем, не подкачали, в целом достойный киноэквивалент книге.