В прошлое воскресенье появилось несколько постов на тему вероятностной задачки, известной как "проблема Монти Холла":
http://object.livejournal.com/1170003.html, затем "компьютерный эксперимент" тоже у
object 'а в
http://object.livejournal.com/
( Read more... )
Reply
Reply
"Мне все же кажется, что в теории вероятностей есть содержательная трудность..."
Конечно, есть. Но, я думаю, это не специфично для теории вероятностей. Даже в механике есть. То, что тело без приложения силы не теряет скорость, контринтуитивно - это просто никогда не верно в обычной жизни. Или взять задачи про обезьян, лазающих по веревкам, перекинутым через блоки. Я их до сих пор плохо понимаю. И трудность сходна с Монти Холлом - неясно, какие предположения сделаны.
Reply
Reply
Да уж. Модель Изинга - это не то, понимание чего ожидаешь от человека с улицы.
Да я не спорю с тем, что есть вещи удивительные и парадоксальные. Я спорил только с утверждением, что у человека нет "встроенной" интуиции вероятности.
Reply
Это место мы, кажется, прояснили: мне нужно было произнести другие слова.
Reply
Reply
Связь капли Вульфа в модели Изинга с вариационной задачей изучали Добрушин и Шлоссман. В частности они показали что при перенормировке форма капли в пределе описывается кривой, здаваемой уравнением
√|x|+√|y|=1
Ссылки под рукой у меня нет, но, кажется их статья вышла в форме книжки в Transactions of American Mathematical Society. Я постараюсь не забыть и посмотрю в понедельник на работе.
Reply
Спасибо большое за этот пример. Я как-то не обращал внимание на это соображение, но ведь действительно, наши предшественники проводили гораздо больше времени кидая кости, тасуя карты и играя в орлянку, и, следовательно их статистический опыт был куда богаче нашего. Еще в в нашем детстве игральные кубики были элементом многих игр, а в современных электронных приставках генератор случайных чисел -- это просто черный ящик, про который совершенно неясно, от чего зависит его поведение, и будет ли оно в следующий раз обладать теми же свойствами, что сегодня, или нет.
Так же, как повсеместное введение калькуляторов в американских школах убило числовую интуицию, игровая индустрия убивает интуицию статистическую.
Так и запишем.
Reply
Reply
Reply
Reply
Кстати, вспомнил историю про интуицию, которую рассказывал очень сильный математики Ф. Альмгрен (он, к сожалению, умер несколько лет назад). В армии он был летчиком и однажды ему пришлось лететь ночью в облаках. В какой-то момент ему стало казаться, что самолет перевернулся и летит кверху брюхом, и для того, чтобы принять правильную ориентацию, нужно снова перевернуться. Проблема была в том, что авиагоризонт показывал, что самолет летит правильно и переворачиваться не нужно. Альмгрен долго боролся с искушением и пытался убедить себя, что прибор врать не может и нужно верить не своей интуиции, а прибору. Когда он вылетел из облаков, звезды были над головой. Прибор не соврал, врала интуиция.
Reply
Мрачный вывод. В конце-концов компьютеры (точнее, их производители) отучат людей думать. На днях читал, что В.И. Арнольд так и полагает. Боюсь, что в этот раз в его словах есть большая доля истины.
А ведь мне никогда раньше не приходило в голову, что детские игры со случайными параметрами могут играть такую важную роль. Их было много, и мои первые были не с костями, а с самодельным датчиком случайных чисел: волчком в форме правильного шестиугольника, который делался из картонки, насаженной на спичку (попутно, видимо, усваивалось понятие правильного шестиугольника и треугольников, из которых он составлен, важность горизонтальности картонки и кто его знает, что еще).
Есть еще довольно sophisticated игра, в которой бросают кости - нарды. Интересно, в нее играют? Кажется, она встречается в одном из фильмов про Джеймса Бонда.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment