И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Евангелие от Матфея
В Китае был предложен трудный метод входа в дзен. Практика коанов крайне трудна, главным образом потому, что нет рядом с практикующим хорошего учителя, который смог бы указать на ошибки или для начала, хотя бы сформулировать задачу для ученика. Сознание начинающего так устроено, что не может на себя взять большой груз в самом начале. Так, когда мы впервые приходим на йогу и видим, что в группе рядом с нами находятся продвинутые ученики, их тело уже сформировано, мы оказываемся фрустрированы успехами коллег и просто поражены небоподобными возможностями учителей.
Именно в этот момент ученик делает первую ошибку, он прикладывает необоснованные усилия и может нанести повреждения своему телу. Чаще всего огорченный своими неудачами, не возможностью быстро получить результат, разочарованный, ученик бросает занятия. Ученик не понимает, что овладение мастерством не означает обретение необычных качеств, а скорее всего сглаживание острых углов в первую очередь собственного характера. Мне всегда была симпатична идея о том, что меняющийся мир познает меняющееся сознание.
Если ученик не бросает занятия, он скоро обнаруживает, что цель занятий - совсем другая, в них нет обретения новых качеств, их суть в последовательности неизбежных утрат и потерь. Он с удивлением узнает, что именно эти качества переживания потерь и есть обретение нового творческого инструментария исследователя. Этот инструмент нацелен на максимальное фрустрирование сознания, он нацелен на поиск собственных уязвимостей, так называемых опор сознания. Все переживания, которые подтверждают яркую сторону бытия подвержены фрустрации в последовательности новых усилий ученика. С этого момента все переживания подвержены дискредитации. Нигде сознание не обретает покоя. У каждого исследователя есть свои тайные увлечения. Я, например, люблю вкусно поесть, вернуться после рабочего дня и сесть за стол, накрытый вкусно приготовленной едой. Этот момент для меня самый очевидный, чтобы отказать себе в удовлетворении. Сознание, не получив очередной порции дофамина, оказывается фрустрировано. Качество этой фрустрации таково, что все остальные переживания становятся пресными. На определенной стадии ученик задумывается, не покушается ли его практика на самые основы бытия и жизни? Весь смысл жизни становится утраченным, если нигде нельзя получить удовлетворения. И в этом он оказывается прав. Вспоминается отрывок из стихотворения, приписываемого Лао Цзы:
"Я сердце глупого. О круговерть толкающей воды.
Миряне все сиянием полны, Один лишь я сокрыт во мраке.
Миряне любознательны в исканиях, Один лишь я нечем не увлечен.
(Вокруг) то безмятежность, которая подобна глади океана,
То ветра смерч, который не дает волнам остановится.
В толпах людей везде есть применение разумным силам,
А я наивной глупостью подобен дикарю."
Если ученик не оставляет попыток уличить себя в привязанности к удовольствиям, однажды практика приносит ему первое интересное переживание. Неожиданно он обнаруживает, что стены дома, в котором он живет, стали прозрачными. Эта прозрачность не является свойством зрения, вообще не возможно определить, какой орган чувств в этом участвует. Так же как человек легко не глядя может определить, где у него рука, где - нога, а где - голова, так же в этом переживании ему кажется, что его тело расположено везде. Он чувствует свое присутствие в деревьях на улице, в прохожих, в камешке у дороги. Но это переживание не долговечное и скоро он забывает, что оно вообще было. Не может он вспомнить его качество и его содержание.
Даже в сложных условиях жизни человек находит возможным приспособиться. Вспоминается в связи с этим отрывок из фильма Павла Лунгина "Остров", когда, кажется, в очень трудных для жизни условиях, герой Виктора Сухорукова находит красивые кирзовые сапоги и дорожит ими, демонстрирует свое преимущество перед другими.
К сожалению, духовная практика дает для человека еще один, последний и ускользающий способ получить удовлетворение и преимущество. Это явление подробно разобрано в книге Чогьям Трунгпа "Преодоление духовного материализма". Мы являемся наследниками культуры, которая в самом своем основании заложила эту конкурентную борьбу. Священники ходят в ярко убранной одежде. Кругом строятся пышные храмы. Быть верующим означает принадлежность к касте избранных. Верующие напоказ декларируют свои религиозные чувства. Они не осознают и не желают осознавать, что духовная практика - это практика последовательных потерь и отказов от преимуществ. В сердцевине этого процесса постоянных утрат сознанию нельзя ничего предъявить в качестве преимущества. Сознание адепта смотрит в непроглядную пустоту.
Если ученик продолжает движение в эту пустоту и его усилия последовательны, он оказывается на пороге входа в задачу дзен. Его жизнь внешне ничем не отличается от жизни остальных людей. Он не заботится об одежде, однако он не ходит в лохмотьях и аккуратно одевается. Он не вступает в секты и религиозные общины, понимая, что решение задачи дзен никак не связана с условиями и обстоятельствами. Его практика не может быть охарактеризована как добродетельная. Он берется за разнообразные дела, он ищет возможность оказать помощь всем и во всем участвовать, но только одному ему известны цели этой деятельности, внутри себя он бессердечен. Он осознает, что то, что обычно названо любовью и добротой, часто на проверку оказывается привязанностью к внешним качествам этих чувств.
И все-таки, все усилия адепта не приносят ему результата, он не получает ключевое переживания. Это период ученика можно охарактеризовать словом "вера". Ученик становится верующим человеком. Почему так происходит и во что верит ученик?
Приведу пример:
"Гуй-шань спросил Юнь-яня: «В чём опора пробуждения?»
Юнь-янь сказал: «В свободе от искусственности».
Потом Юнь-янь задал Гуй-шаню тот же вопрос. Гуй-шань сказал: «В тщетности всех вещей»."
Ученик пытается найти вход в "заставу без ворот". Ни одна материальная вещь не является условием входа. Нет ни одного условия входа. Но взгляду ученика предстает либо материальный мир, либо кромешная пустота. Ученик верит, что эта "пустота" - не настоящая, а является предметом материального мира. Ученик также верит, что само его сознание не имеет этой материальной природы. В этом нет ничего таинственного. Просто никто никогда не предъявил достаточного основания материального происхождения сознания. Но даже эти рассуждения для ученика не являются удовлетворительными, поскольку он находится в центре задачи дзен. Вот в этот момент обнаруживается, что этот вход не такой уже и мягкий. Он мягок в том смысле, что у него есть предварительная история последовательных усилий, однако в момент подхода к заставе без ворот вся мягкость пропадает, остается одно жесткое переживание и одна преграда. Ученик осознает, что эта преграда - "надежда". Надежда на то, что все усилия были не напрасны, надежда на то, что бытие и жизнь имеют скрытый или явленный смысл. Однако нет времени отступать. В этот момент ситуация напоминает ту, которая обыграна в фильме "Матрица", когда предатель просит разместить его сознание в матрице в очень приятной с его точки зрения атмосфере инкарнации. Правильный ученик понимает, что это есть иллюзорная игра сознания, поскольку после инкарнации весь опыт возможностей и переживаний будет забыт и самсара начнется сначала. Правильный ученик смело смотрит на "надежду" и смело расстается с ней. Он рассматривает "надежду" как атрибут иллюзорной игры сознания, окончательную возможность получить хотя бы исчезающее удовлетворение. Поскольку все опоры в этот момент теряются, а реальность никак еще не проявила себя, этот период правильно назвать верой. Ученик делает выбор в пользу веры в расставание.
В этот момент в зависимости от обстоятельств перед учеником прямо, слева или справа вырастает "стена". Ученик смотрит в "стену" и видит в ней весь мир. Ничто внутри "стены" не движется. Напротив с другой стороны "стены", со стороны мира, откуда смотрит ученик, все движется, все ярко и наводнено событиями и вещами. Ученик входит в эту "стену" и все останавливается. Время останавливается. Это переживание происходит не на уровне органов чувств, они не могут пройти "стену". Скорее всего все вещи мира являются частью тела ученика, воспринимаются непосредственно. Правда ученика тоже уже нельзя назвать учеником, он прошел заставу без ворот. Но он никогда не сможет рассказать об этом. Эта "Стена" напоминает "горизонт событий" в окрестностях черной дыры. Ничто оттуда не может выйти, даже свет.