140. В Дальстройпроекте. 7

Oct 30, 2011 20:14

Тоже время и тоже место, как положительные моменты встречи, пожалуй, до Вячеслава не отмечал никто из моих пациентов. Склонный к созданию широких а иногда даже всеобъемлющих концепций, он обращал внимание и на каждую деталь и отсутствие новых деталей воспринимал как фактор положительный, поскольку на детали прежние можно было не отвлекаться. Он не зря хотел участить сессии (до 2 встреч в неделю), чтобы продвигаться в более быстром темпе, поскольку с первых же его слов я убедился, что он всё, что мы обсуждали, действительно, ещё раз тщательно продумал.

- Вы говорили о том, - сказал он сразу после того, как поздоровался, - что и помимо потребностей существуют факторы, которые могут определять состояние и поведение. Я не уверен, что факторы это точное выражение. Но если говорить о сути проблемы, то ваш метод подстановки уже говорит о том, что потребности можно реализовать по-разному, в зависимости от того, с каким объектом они связываются. Я могу потребности в безопасности, в доминировании, в признании, в общении по типу симбиоза связывать с разными людьми или с разными группами людей, причем, вокруг какой-либо из групп будут группироваться положительные эмоции, поскольку они создают условия для реализации потребностей, а вокруг другой группы будут группироваться эмоции негативные, поскольку я рассматриваю людей, входящих в эту группу, как препятствие для удовлетворения своих потребностей. Это будет моя точка зрения. Другие люди могут воспринимать эти группы иначе, и иногда даже противоположно тому, как их воспринимаю я. И, значит, отношения это не внешние взаимодействия, а особенности моей личности, выражающиеся через мою оценку других людей.
Он помолчал.
- Вы читали какую-нибудь литературу по этому вопросу за те три дня, что мы не виделись?
- Нет, я не читал никакой литературы, я просто очень упорно думал.
- Ну что ж, я полагаю, что думаете вы неплохо. Надумали ещё что-нибудь?
- Наверное, надумал много, но говорить буду только о том, в чём уже уверен. После того, как мне становится ясно, что особенности моей личности расценивают какие-то взаимодействия как осложняющие, а какие-то как облегчающие решения моих задач и достижение моих целей, я уже начинаю ожидать такого результата. Я думаю, что в конкретных условиях я должен быть готов соответственно к негативным ощущениям и эмоциям, если имею дело с объектом или группой объектов, которые в прошлом уже проявили свою способность осложнять мои действия и ожидать положительных ощущений и эмоций, если в прошлом эти взаимодействия были мне приятны, облегчали мою жизнь, помогали достичь успеха. Но это не только различия ощущений, соответственно различается и моя готовность к определённого рода действиям. Поскольку я это знаю, я могу начать действовать даже до того, как возникли позитивные или негативные эмоции. Это будет, если можно так выразиться, превентивное действие. Я отработаю способ предотвратить ситуацию, которая вызывает негативные эмоции. Когда речь идёт о позитивных эмоциях, то попросту меняется знак. Я тоже начинаю действовать до того, как эмоции возникли, только целью здесь будет усилить положительные эмоции и, соответственно, облегчить деятельность и достижение цели. Потому, что когда действия совершаются в состоянии эмоционального подъёма, они ускоряются, принятие решений становится проще, а достигнутые результаты воспринимаются как значимое достижение. Я понимаю, что это может быть несколько преувеличено. Я знаю, что положительные эмоции могут снижать критическую оценку собственных действий. Я решил проверить, так ли воспринимают эти результаты люди, хорошо знающие проблему и имеющие высокую квалификацию. Я обсудил результаты, полученные на положительном эмоциональном фоне, с моим руководителем и с моими коллегами, просто как результаты, не связывая это с какими-либо эмоциями. Они в основном подтвердили ту оценку, которую я дал этим результатам сам.
- Мне нравится ваш подход, нравится проведённый вами анализ и сомнения у меня вызывают только сохранение высокой способности к критическому подходу на фоне выраженных положительных эмоций.



Медведь-рыболов.
Фотограф Магадан
- Да, - сказал Вячеслав, - я и сам удивился, когда оценки высококвалифицированных людей совпали с моей самооценкой результатов. Я ведь тоже опасался, что на фоне выраженных положительных эмоций возникнет склонность к преувеличению мною моего успеха и моих достижений. Но контроль показал, что этого преувеличения не было. Может быть в какой-нибудь другой раз оно может появиться, и я буду на это обращать внимание. Вы ведь признали, что у меня хороший самоконтроль.
- А как вы полагаете обезопасить себя от преувеличения достижений когда выраженные положительные эмоции могут создать тенденцию к такому преувеличению?
- Я попробовал менять знак.
- Я вас не понял.
- Когда мне кажется, что достижения очень высоки, я представляю себе, что я потерпел неудачу, но не вижу этого из-за недостаточной критичности. Но ведь я работаю с цифрами. Я разработал стандарт оценки достижений полученных тогда, когда сколько-нибудь выраженных эмоций я не испытывал. Я использовал формулу, в которую входили: время, затраченное мною на решение задачи, эффективность решения с точки зрения времени, которое затратят на реализацию моего решения исполнители, и стоимость строительных материалов, которые были заложены в моё решение. Эту формулу можно применить для сравнения стандарта с оценкой результатов, полученных при выражено положительных эмоциях. При этом я убедился, что самооценка эффективности моей деятельности при положительных эмоциях и оценка, которую дали квалифицированные эксперты, была подтверждена и тогда, когда я использовал разработанную мною формулу. На формулу ничьи мнения и ничьи эмоции влиять уже не могут. Я думаю, что тот же результат, но с обратным знаком будет получен и при выражено отрицательных эмоциях. Но у меня не хватило времени это проверить.
- Хорошо, - сказал я. - Можете ли вы коротко подытожить сказанное вами?
- Попробую. Оценка взаимодействия с окружением не является внешним по отношению к моей личности и может рассматриваться как одна из личностных черт. После того, как эта оценка проведена, я уже жду определённых ощущений и эмоций при взаимодействии с известной мне группой людей и могу принимать превентивные меры для того, чтобы ослабить отрицательные и усилить положительные эмоции. Для деятельности это важно, ведь положительные эмоции достоверно улучшали результат и облегчали достижение успеха. Исходной точкой моих рассуждений было ваше предложение о подстановке на место одного объекта другого, если он в равной или приблизительно равной мере позволяет удовлетворить блокированные потребности. Группа, создающая отрицательные и группа, создающая положительные эмоции, могут быть заменены аналогичными группами с тем же результатом.
Мне пришлось слушать Вячеслава с напряжённым вниманием, поскольку в том, что он говорил, не было ни одного лишнего слова. Это был максимально густой текст, и когда Вячеслав кончил, я несколько удивился тому, что понял его с первого раза. А дальше, когда я сопоставил то, что говорил Вячеслав с закономерностью построения интегрированного поведения, я удивился ещё больше. Два уровня поменялись местами, поскольку в последовательности построения интегрированного поведения вслед за потребностями и эмоциями идут установки, и только потом отношения. Но, хотя я уловил это не сразу, я мог считать, что Вячеслав вывел последовательность интегрированного поведения самостоятельно. Если бы я сразу смотрел бы на то, что говорил Вячеслав с этой точки зрения, у меня не возникло бы никаких трудностей в понимании. Это была чистая наука, наука теоретическая, изложенная человеком, у которого было много избыточных знаний, в частности, в области математики, но все психологические аспекты сказанного в его исходных знаниях были недостаточны, они были восполнены с помощью ранее прочитанной литературы и напряжённой работы интеллекта за 4 дня. Это было поразительно.



- Это ещё один из моих объектов, Дальстройпроект не дремлет, - сказал Вячеслав.
Фотограф Магадан
- Всё, что вы сказали сейчас, было ранее известно мне. А отдельные аспекты вами сказанного, можно найти в литературе, где они изложены, естественно, более профессионально. Но не это важно, важно я ещё не встречал пациента, который бы сам и так быстро пришёл бы к психологически грамотным выводам.
- Это приятно слышать. Но над этим надо ещё работать, потому что надо научиться строить поведение и работу, постоянно имея ввиду то, что мы сейчас обсуждаем.
- Ну, а Нюся, - спросил я, - её тоже можно рассматривать с какой-то из изложенных вами точек зрения?
- Да, - сказал Вячеслав, - если в корне пересмотреть мои исходные взгляды на неё. С точки зрения того, о чём мы сейчас говорим, взаимодействие с Нюсей должно вызывать у меня положительные эмоции и облегчать достижение успеха в разных областях. Этого не происходит. И понять это можно только в том случае, если я проведу передислокацию Нюси из позитивной в негативную группу.
- Вы готовы к этому? - спросил я.
Вячеслав задумался и после паузы сказал:
- Наверное, пока ещё нет, но я нахожусь в процессе какой-то стремительной перестройки самого себя. То, что невозможно сегодня, может стать возможным завтра. И ещё одно. Я сейчас подумал, что, может быть, дело в разнице социальных стереотипов. Я, вероятно, следую категорическому нравственному императиву Канта. Нюся - нет. И то, что я физически не в состоянии отказаться от следования социальной норме, ей кажется блажью или причудой.
- Вы всегда так считали?
- Нет, не всегда.
- А когда вы стали так считать?
- Нужно уточнить ваш вопрос. То, что я физически не в состоянии отказаться от следования социальной норме, я знал с тех пор, как стал обдумывать вопросы такого уровня. Это уже несколько лет. А то, как может относиться к этому Нюся, я понял в процессе нашей сегодняшней беседы.
- Ну, - сказал я, - тем более целесообразно попробовать по отношению к Нюсе метод подстановки.
- Это трудно, - сказал Вячеслав, - но я попробую.
И, следуя своей манере обсуждения, Вячеслав ещё раз коснулся каждого пункта нашей беседы, высказывая своё мнение и внимательно выслушивая моё.



- Вот ещё одно доказательство милитаризации, - сказал Вячеслав.
Фотограф Магадан
Он пристально посмотрел на меня и сказал:
- А ведь, похоже, что я вас замучил. Вы даже осунулись. Меньше всего мне хочется нанести ущерб вашему здоровью.
- Ну, я думаю, что вы преувеличиваете свои возможности в этом плане. Но мы работаем уже больше двух часов, и я думаю, что сегодняшнюю сессию пора прервать. Давайте договоримся о более формальных рамках. Сессия когнитивной терапии может длиться либо час, либо два часа. С вами я уже принял стандарт «два часа», но за эти рамки мы выходить не будем.
- Простите, Феликс Борисович, я увлекающийся человек, и, наверное, перестаю следить за временем. Но я принесу в следующий раз «Брегет», оставшийся в семье ещё от деда, и он нам будет звонить каждые 15 минут. Но вы всё-таки очень устаёте со мной, и я хочу компенсировать это отдыхом. Давайте повторим поездку на Талую. В этот уикенд, как вы на это смотрите?

- Я, конечно, должен согласовать это с Еленой Дмитриевной. Думаю, что она не станет возражать, и это доставит ей удовольствие.
- Давай те я вас подвезу до гостиницы и постараюсь показать по дороге что-нибудь интересное. Если потребуется, сделаем крюк .
Из того, что мне показал Вячеслав, интересным мне показался только медведь, который вытащил из речки рыбу и нёс её в зубах. Огромное и абсолютно безлюдное строительство тоже было интересно с комментарием Вячеслава: «Это один из моих объектов». А когда мы снова свернули к городу, мы увидели огромный радар и Вячеслав заметил: «Милитаризация растёт на глазах». Он поднялся со мной в наш люкс, чтобы тут же согласовать с Еленой Дмитриевной ещё одну поездку на Талую.

Продолжение следует.

Дальстройпроект

Previous post Next post
Up