На следующий день мы не проводили двухсменной работы, времени у нас оставалось ещё много, и можно было не перенапрягать силы. После исследования одной группы из 10 человек мы провели отложенную интерпретацию данных, полученных в предыдущий день, а затем после небольшого перерыва на обед, и интерпретацию сегодняшних данных. Мужчин среди испытуемых не было, а результаты, которые мы получили у женщин, подтверждали полученные ранее закономерности и не давали никаких оснований для того, чтобы ставить эти закономерности под сомнения.
Снова подтвердился тот факт, что при раздельной обратной миграции к месту исходного проживания уезжала женщина - мать семьи. Она либо считала, что пора позаботиться детях, остававшихся с её родителями, либо, если дети были с нею на Колыме, дать им возможность жить в более приятных экологических условиях и при усиленной материнской заботе. Как правило, к этому времени дети уже учились в старших классах и им нужно было окрепнуть перед сдачей выпускных экзаменов. Отчасти эти соображения были рациональными, отчасти служили самооправданием, поскольку выбирая между мужем и детьми, женщина выбирала детей, ничем не облегчая бремени мужа. Поскольку решение об обратной миграции части семьи (матери или матери с детьми) принималось согласованно, оно не вызывало конфликта внутри семьи. В тех случаях, когда продолжалось проживание на Севере в стадии адаптационного истощения, наблюдалось учащение психосоматических расстройств, а на вопрос о здоровье следовал стандартный ответ: «Какое же может быть состояние здоровья у человека, который уже 15 лет живёт на Севере?» То, что такое отношение к своему здоровью не вызывало обратной миграции, объяснялось нежеланием разрывать семью и необходимостью позаботиться о муже, на которого в условиях Севера ложилась основная нагрузка.
Описываемые ситуации повторялись практически стереотипно и уже не требовали дополнительного анализа. Когда Майку Петровичу Мирошникову потребовался для анализа наиболее однородный контингент, он, ознакомившись со всеми популяционными группами, не сомневаясь, выбрал Дальстройпроект.
Глубоководное озеро Галитур вблизи посёлка Талая.
Фотограф -
Магадан.
Мы не оценивали связи между тенденцией к возникновению психосоматических расстройств и потребностью в общении и симбиотических связях, но Майк Петрович, который исследовал именно эти аспекты, убедительно показал, что потребность в широком общении по мере нарастания тенденций к возникновению психосоматических расстройств вела к уменьшению экстраверсии, и в то же время, к нарастанию потребности в ограниченном числе симбиотических контактов.
По просьбе Калачёва я сделал доклад о полученных нами результатах на клинической конференции. Это не была чистая потребность в знаниях. Выводы моего доклада служили основанием для заключения о необходимости ограничения нагрузки у лиц с психосоматическими расстройствами в стадии адаптационного истощения. Врач получал основание для ограничения нагрузки, представляя описанные нами результаты у отдельных субъектов как основание для установления третьей группы инвалидности. Лица, которым по представлению психиатров и клинических психологов была установлена вторая группа инвалидности, резко меняли взгляды на жизнь в северных регионах и полагали, что им нужно уезжать с Севера немедленно. Это ничего не добавляло к научным результатам, но показывало, как их можно применить практически. Для меня это же послужило основанием сосредоточить усилия двух сотрудников на исследовании психосоматических расстройств в стадии истощения адаптационных механизмов.
Внимание и расположенность к работе нашей группы в результате существенно возросло, и мы могли рассчитывать на помощь местных органов здравоохранения в тех случаях, когда собственные силы для проведения исследования нам оказывались недостаточными. Местная газета поместила статью о ценном сотрудничестве научных исследований и практики, а Контримавичус сделал на эту тему сообщение на собрании отделения биологии АН СССР. Эти круги, расходящиеся от наших исследований всё шире, для нас не были удовлетворением тщеславия, просто, чем шире были эти круги, тем больше внимания придавалось данным, которые получали уже практические врачи и эти исследования становились обязательной частью диспансерного наблюдения и разработки профилактических мероприятий.
Хотя выводы из наших наблюдений были уже ясны, их нужно было продолжать до тех пор, пока все полученные результаты не становились статистически достоверными.
Неделя кончилась, и Вячеслав напомнил нам об обещании снова съездить на Талую. На этот раз, он решил сделать небольшой крюк, чтобы показать нам глубоководное озеро Галитур.
Зарево на закате, Колымская трасса.
Фото с
сайта.
Я попросил составить нам компанию Калачёва и Любовь Петровну, и к величайшему моему удовольствию, они согласились. Мы снова ехали в машине Вячеслава с ним и Лизой, и снова Лиза была необычно для себя оживлена и уже с самого начала - с момента выезда из города - взяла на себя обязанности гида. День был значительно теплее, чем в прошлый раз. В Магадане было +3, на Талой было -7.
Валерий Фёдорович был человеком целеустремлённым, он приехал на Талую к горячим источникам, поздоровался с главным врачом, попросил у него собственный ключ от бассейна и, осведомившись, не идёт ли кто-нибудь уже купаться, отправился купаться в одиночестве.
- Вот, - сказал Вячеслав, - у человека была нереализованная потребность. Он получил возможность её реализовать и не видел причины, почему это нельзя сделать немедленно.
- Вероятно, у него и не было такой причины, - сказал я. - Но я от такой поездки устаю, и мне хочется отдохнуть, поужинать за дружеской беседой, и просто принять душ. А бассейн подождёт до завтра.
Как всегда, после второго-третьего контакта у нас устанавливались доверительные отношения с местными медицинскими работниками начиная от главного врача, который просил нас обращаться к нему при малейшем затруднении, которое у нас возникнет, до сестры-костелянши, которая следила за тем, чтобы наши постели и полотенца всегда были чистыми.
- Постелью я займусь сама, - сказала она Лене, - а полотенца, которые вы использовали, просто бросайте на пол в ванной комнате, я их заменю чистыми.
Эта непритворная расположенность иногда меня смущала. Я сторонник строгого соблюдения баланса даю-беру, а в этих случаях я брал, но не видел, что я мгу дать, и утешал себя только тем, что рано или поздно возникнет ситуация, когда я буду только давать. Прошлый опыт давал мне основания для такого суждения. Нередко были нужны мои консультации или моя осведомлённость о наиболее целесообразном лечении редких или тяжёлых заболеваний, как это было например тогда, когда муж Кымытваль заболел лимфогранулематозом.
Моя готовность просто обсудить любой вопрос, не имевший отношения к какому-либо делу, например разницу между мусульманами-сунитами и мусульманами-шиитами сама по себе, почему-то вызывала у окружающих чувство расположенности и даже благодарности. Лене не требовалось и этого. Всякий человек, который общался с ней больше часа, начинал чувствовать и проявлять искреннюю симпатию.
Санаторий «Талая», лечебный корпус.
Фото с
сайта.
Было ясно и безветренно. Огромная луна светила в окно санаторной палаты, тревожа меня и мешая уснуть. Некоторое время я думал, что луна всё-таки не сильнее моей усталости, потом принял ивадал, который всегда обеспечивал мне 6 часов хорошего сна. После завтрака мы всей компанией отправились в любимую лиственничную рощу, и после прогулки, наконец, отправились в бассейн. Отправились впятером, Любовь Петровна сказала, что после прогулки ей хочется спать и она сходит в бассейн вечером. Не смотря на протесты моих спутников, я поднял температуру воды в бассейны, потому, что только в этом случае я мог находиться в ней сколько-нибудь значимое время. Я плыл от бровки к бровке, отдыхал в тёплой воде, и снова плыл, и Лена с насмешливым любопытством наблюдала за моим время препровождением. Сама она плавала как рыба, и, естественно, плыла всё время, что находилась в воде. Мы с Леной и Клачёвым уже собирались уходить, успели снять купальные костюмы и надеть спортивные, когда Вячеслав, уже направлявшийся к раздевалке, остановился.
- Я совсем забыл, - сказал он, - здесь появилась новая интересная игрушка. Вот здесь, - он указал на круглую дверцу в стене, - сделали люк для купания в снегу. У люка очень хорошие теплоизоляционные свойства и с его появлением в бассейне не стало холоднее. Только надо помнить, что надо открыть люк, прыгнуть в снег, и сразу прыгнуть обратно в тёплую воду бассейна.
Он прыгнул. Мы услышали вскрик. Вячеслав стремительно вернулся, из его разрезанного бедра текла кровь.
- Лиза! - скомандовал он. - В аптечке раздевалки есть индивидуальные перевязочные пакеты. Два пакета мне!
Продолжение следует.