Цветиков: музыкант и педагог. Окончание.

Mar 31, 2015 19:57

1 часть. 2 часть.
«Учивший любить искусство…»

Новое столетие Цветиков встретил, занятый привычным делом: уроки в собственной школе, нечастые выступления в концертах… Вскоре, однако, в судьбе музыканта произошли изменения, которые привнесли в его жизнь новые хлопоты и волнения, творческие успехи и поводы для огорчений.

В период с 1902 по 1911 год, как уже отмечалось, Василий Степанович дважды покидал Екатеринбург. Вначале он перебрался в Самару, где только что появилось отделение ИРМО, открывшее Музыкальные классы. По уточненным данным, в этом городе он жил и работал с 1902 по 1905 год. Второй раз он уезжал из Екатеринбурга в Томск и преподавал с 1908 по 1910 год в Музыкальных классах при местном отделении ИРМО. Эти отъезды, по-видимому, были вызваны не только стремлением Цветикова реализовать свои профессиональные возможности в новых творческих коллективах, но еще и заботой о будущем собственных детей. Дочь и сыновья Василия Степановича, следуя примеру отца, связали свою жизнь с музыкой, и завершение их образования требовало немалых средств.

В 1911 году, приехав в очередной раз на Урал, Цветиков присоединился к инициативной группе, которая начала предпринимать шаги, направленные на создание в Екатеринбурге собственного отделения ИРМО. С его открытием, безусловно, связывались лучшие надежды. Инициаторы создания этого учреждения, очевидно, верили, что его деятельность способна вывести на более высокий уровень музыкальную жизнь города, создать благоприятные условия для музыкального образования, привлечь к концертной и педагогической работе квалифицированных музыкантов.

Между тем опыт уже существующих отделений ИРМО свидетельствовал о том, что успешность реализации всех направлений их деятельности зависела от многих факторов - наличия централизованных субсидий, кадровой обеспеченности, помощи местных властей, внимания и поддержки покровителей, музыкальных традиций, сложившихся в том или ином городе. Именно поэтому жизнь провинциальных отделений складывалась в то время по-разному, и причислять себя к учреждениям процветающим могли далеко не все из них.

Со спецификой деятельности двух таких отделений Цветиков был близко знаком по опыту работы в Музыкальных классах в Самаре и Томске.

Заметим, что даже в Сибири Томск не был единственным обладателем собственного отделения ИРМО. К началу ХХ века такие же учреждения имели Иркутск, Омск, Тобольск. В 1908-1909 годах их открыли в Перми и Сарапуле. (За пределами Урало-Сибирского региона таких отделений было в несколько раз больше.)

Членам екатеринбургской инициативной группы, подавшей в июне 1911 года прошение в Главную дирекцию ИРМО, придавало уверенность сотрудничество с Дмитрием Павловичем Соломирским - владельцем Сысертских заводов, известным меценатом, человеком, близким к царскому двору. Предлагаемая им финансовая поддержка нарождающегося отделения (осуществленная впоследствии в значительных размерах) позволяла смотреть в будущее с оптимизмом.

Участие Соломирского, возможно, повлияло на то, что ожидание решения Главной дирекции было на удивление недолгим. Через несколько месяцев после подачи прошения, в феврале 1912 года, из Петербурга поступил положительный ответ.

В апреле того же года состоялось торжественное открытие нового отделения. Это событие ознаменовал большой концерт в зале Общественного собрания, подготовка которого была поручена Цветикову. Судя по отзывам прессы, Василий Степанович с честью справился с этой непростой задачей. На самом торжестве он выступил с докладом «О значении музыкального образования», а в концертном отделении показал себя в качестве дирижера и автора одного из исполнявшихся произведений. Кроме усиленного оркестра любителей, выступившего под управлением Цветикова, в концерте приняли участие сводный хор певчих под управлением регента М.В. Баталова, а также солисты.

В число руководителей новой музыкальной организации города вошли люди известные, уважаемые, влиятельные. Все они к тому же по роду деятельности либо собственным пристрастиям были связаны с музыкой. Возглавил Екатеринбургское отделение ИРМО Д.П. Соломирский. Его помощником стал давний знакомый Василия Степановича - Е.И. Иванов. В дирекцию отделения вошли представители местных предпринимателей И.И. Поклевский-Козелл и А.А. Шварте, а также скрипач И.И. Гольцгаузен и В.С. Цветиков.

В конце лета 1912 года из Петербурга пришла еще одна важная новость. Своим постановлением Главная дирекция ИРМО разрешила открыть при Екатеринбургском отделении общества Музыкальные классы, утвердив в должности директора учебного заведения свободного художника Цветикова.

С этого момента в жизни Василия Степановича начался период, чрезвычайно насыщенный разнообразной творческой работой. За время становления новых музыкальных учреждений Екатеринбурга (1912-1916) Цветиков проявил многогранность своей артистической натуры и поразительную работоспособность.

Перед членами открывшегося отделения ИРМО встали задачи, связанные с реализацией двух ведущих направлений деятельности - музыкально-образовательного и концертно-просветительского. Стартовые условия для осуществления работы по этим направлениям были разные. В сфере музыкального образования отделение являлось единственным в городе обладателем учебного заведения такого типа. В концертной же сфере перспективы у новой организации были неопределенные - ей только предстояло, выдержав конкуренцию с клубными и театральными учреждениями, занять свое место в уже сложившейся инфраструктуре и обрести собственную публику. Ситуация осложнялась (особенно вначале) характерной для провинции проблемой: отсутствием в уездном Екатеринбурге необходимых профессиональных исполнительских и педагогических кадров.

Нехватку собственных артистических сил частично компенсировали гастролеры. В первые годы существования отделения ИРМО на сцене его концертного зала с интересными сольными программами, тепло встреченные прессой, маститые исполнители выступали нередко. Побывали здесь и восходящие «звезды», которые, несмотря на молодость, уже пользовались известностью в стране (позднее о тех из них, кто оказался за границей, в советской России практически не вспоминали).

Программы, открывшие первый в истории отделения сезон, украсил своим участием выпускник Петербургской консерватории Борис Виткин. Скрипач, детство и юношеский дебют которого были связаны с Екатеринбургом, показал себя в декабрьских концертах 1912 года ярким, запоминающимся исполнителем. Он выступил в камерных вечерах в дуэте с Цветиковым и в составе квартета.

Особенно богатой была гастрольная афиша предвоенного сезона 1913/14 годов. С концертами в зале отделения на Клубной побывали тогда солисты ведущих оперных театров Петербурга и Москвы - бас Л.М. Сибиряков, баритоны А.В. Смирнов и А.И. Хохлов, тенора А.М. Лабинский и М.С. Куржиямский. Оте­чественное инструментальное искусство представляли молодые исполнители, среди которых были скрипач М.Б. Пиастро, пианисты П.М. Виноградов, К.А. Морозова, А. Мерович, Е.М. Эккерт-Яцевич.

Наибольшими симпатиями публики и критиков пользовался в эти годы виолончелист Богумил Сикора - «гордость музыкального Екатеринбурга», как называли его в газетах. Молодой воспитанник Лейпцигской консерватории впервые выступил в городе весной 1913 года (его партнером был Цветиков), а затем, заключив контракт с отделением ИРМО, в течение учебного года занимался преподавательской деятельностью в Музыкальных классах. Помимо этого он много и успешно концертировал в городах европейской части России и в Сибири. В Екатеринбурге с его участием - как солиста и ансамблиста - прошли все очередные камерные вечера сезона, организованные отделением ИРМО.

В интенсивном потоке музыкальной жизни города, среди обилия выступлений гастролеров, собственная концертная деятельность Екатеринбургского отделения ИРМО не затерялась. Уже в начале второго сезона работы в прессе отмечалась растущая популярность у слушателей вечеров, проводившихся новой музыкальной организацией. У отделения появилась своя публика, и зал на Клубной во время очередных (организованных собственными силами) концертов не пустовал.

Основными концертантами отделения являлись преподаватели Музыкальных классов. Благодаря активности этого сравнительно небольшого коллектива интенсивность концертной деятельности не снизилась даже в годы начавшейся Первой мировой войны. В каждом из четырех первых сезонов проводились не менее семи очередных концертов. Чаще всего это были камерные или смешанные (с участием солистов, ансамблей и хора), реже - симфонические концерты. Состоялись и монографические концерты, посвященные памяти Чайковского, Рубинштейна, Аренского.

Цветиков, начиная с первых месяцев существования отделения, стал, по словам одного из критиков, «неутомимым участником вечеров музыкального общества». Он выступал как в очередных, так и в экстренных - внеплановых - концертах (последние проводились приезжавшими в город исполнителями).

За время работы в составе Екатеринбургского отделения Василий Степанович в каждом сезоне появлялся на сцене в качестве солиста. В его репертуаре тех лет были листовские транскрипции, произведения Рубинштейна, Шопена, Литольфа (Концерт для фортепиано с оркестром № 3). Из сочинений молодых русских композиторов пианиста привлекла «Мелодия» Рахманинова, которую он «с большим изяществом» исполнил на одном из концертов в четвертом сезоне.

Намного чаще Цветикова можно было видеть в составе различных ансамблей, участвовавших в камерных или сонатных вечерах. Его партнерами по ансамблям были скрипачи Б.Я. Виткин, Я.К. Симон и Г.М. Гофман, виолончелисты М.М. Хуциев и Б. Сикора.

В эти же годы екатеринбургская публика смогла оценить еще одну грань творческого дарования Цветикова. На торжественном открытии отделения ИРМО впервые в городе он предстал в качестве симфонического дирижера. Дебют, хоть и не обошелся без критических замечаний со стороны прессы, в целом был признан удачным. Усиленный оркестр любителей под управлением Василия Степановича исполнил Симфонию ре-мажор Моцарта, Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор Шумана (I часть, солистка В.В. Цветикова); композиторское творчество дирижера было представлено «Торжественной кантатой». В опубликованной рецензии критик отдал должное усилиям, затраченным коллективом и его руководителем для достижения «стройности (редкой в любительских оркестрах), уверенности и продуманности исполнения и тонкости нюансировки».

В дальнейшей работе отделения по разным причинам не удалось организовать проведение регулярных симфонических концертов. Однако эпизодически Цветиков появлялся за дирижерским пультом в первом, третьем и четвертом сезонах. При этом каждый раз ему приходилось практически заново набирать оркестр из учащихся и преподавателей Музыкальных классов, а также любителей.

Первый в истории отделения симфонический вечер, который состоялся в конце марта 1913 года, едва ли принес Цветикову творческое удовлетворение. Оркестр, исполнивший под его управлением Симфонию до-минор Мендельсона и оперный фрагмент, оказался не на высоте, особенно духовая группа. Настроение омрачил и резкий отзыв о концерте, появившийся в прессе.

Более удачным был симфонический вечер, проведенный при переполненном зале в третьем сезоне - в феврале 1915 года. Оркестр под управлением Цветикова исполнил тогда большую программу, в которую вошли Первая симфония Бетховена, Фантазия для скрипки с оркестром Римского-Корсакова (солист - преподаватель Музыкальных классов Г.М. Гофман), Элегия для струнного оркестра Чайковского, Вальс-фантазия Глинки и Музыкальная картина Цветикова «Иллюзии».

Отклики на этот концерт, опубликованные екатеринбургскими газетами, на сей раз были благожелательные. Рецензент «Уральской жизни» подчеркнул, что оркестр «не грешил оттенками ученической робости», а говоря о дирижере, особо отметил «изящество и тонкий вкус», которые тот проявил при исполнении бетховенской симфонии. Более критичным, но в целом тоже положительным был отзыв рецензента газеты «Зауральский край». Обратив внимание на недостаток у Цветикова-дирижера «объединяющей всех силы и властности», автор отзыва вместе с тем отдал должное «не покидающей его ни на минуту музыкальности, строгой ритмичности и пониманию духа композиторов».

(Здесь позволю себе вставки - Р.Б.)







Дважды в концертах отделения под управлением Цветикова исполнялись произведения, оркестрованные им же. В феврале 1913 года на торжестве по случаю официального открытия Музыкальных классов прозвучали в оркестровом варианте две фортепианные пьесы Соломирского - жест благодарности музыканта щедрому меценату. Через полтора месяца на симфоническом вечере впервые в Екатеринбурге был исполнен оркестрованный Цветиковым фрагмент из оперы Гомеса «Гуарани» (солисткой выступила преподававшая в Музыкальных классах певица Ф.А. Баранович).

***
Занимаясь столь интенсивно концертной деятельностью, Василий Степанович все годы находил силы и время для выполнения своих административных и педагогических обязанностей.

Занятия в Музыкальных классах начались в сентябре 1912 года. Торжество по поводу их открытия состоялось позже - 10 февраля 1913 года и было приурочено к окончанию ремонта здания. Помимо директорских забот на плечи Цветикова легла здесь основная преподавательская нагрузка, поскольку первоначально удалось организовать только обучение пианистов. Большой собственный класс (25-30 человек) сохранялся у Василия Степановича и в последующем. Кроме этого он руководил ученическим оркестром и некоторое время вел класс ансамбля.

Другие специальности в новом учебном заведении вводились постепенно, по мере появления соответствующих педагогов. К началу второго (1913/14) учебного года в Музыкальных классах уже были представлены все основные специальности, по которым осуществлялась подготовка и в дальнейшем, - фортепиано, струнные инструменты (скрипка, виолончель), духовые инструменты, сольное пение.

Общее число обучавшихся выросло с 38 человек при открытии классов до 143 человек в конце 1915/16 учебного года (прием учащихся осуществлялся дважды, в начале каждого полугодия). За это же время количество педагогов увеличилось с трех до девяти человек. С приходом в классы осенью 1914 года новых преподавателей (Л.Я. Перна, В.В. Цветиковой-Улановой, Г.М. Гофмана, М.А. Мееровича и А.А. Крамской) наметилась тенденция к стабилизации педагогического коллектива. До этого времени в его составе кроме Цветикова неизменно оставался только М.Е. Кусков - руководитель ученического хора и преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.

Учебная жизнь Музыкальных классов постепенно обрела все традиционные для тех лет организационные черты: появились Правила для учащихся, начали проводиться ученические вечера и публичные экзамены. На первом ученическом вечере, состоявшемся уже весной 1913 года, выступили учащиеся всех работавших тогда педагогов. Класс Цветикова представляли восемь учеников и учениц, которые показали себя как солисты, аккомпаниаторы и ансамблисты. В последующем проводилось по восемь-десять подобных вечеров ежегодно; некоторые из них были закрытыми, другие - открытыми, допускавшими присутствие публики.

Местная пресса пристально следила за деятельностью отделения и с одинаковым вниманием относилась как к «взрослым», так и к ученическим концертам. Очередное публичное выступление учеников Музыкальных классов, состоявшееся осенью 1915 года, продемонстрировало, как писал рецензент газеты «Зауральский край», заметные успехи молодого учебного заведения, работавшего чуть более трех лет. Среди юных пианистов, участвовавших в концерте, автор рецензии выделил учеников классов Цветикова, Перна и Цветиковой-Улановой. Особо были отмечены ученицы Архипова (класс Перна) и Паршученкова (класс Цветикова), которые, по словам рецензента, «в своем исполнении дали, помимо беглости, и вдумчивую музыкальную фразировку».

Поскольку обучение в Музыкальных классах было платным (размер годовой оплаты составлял от 60 до 100 рублей - суммы по тем временам значительные), дирекцией предпринимались меры для оказания финансовой помощи учащимся. Пример подавали Соломирский и Цветиков. На их средства обучались несколько человек - персональных стипендиатов. В ноябре 1915 года с этой же целью удалось организовать большой благотворительный концерт, на котором выступили преподаватели классов, струнный оркестр под управлением Цветикова, хор под управлением Кускова, а также актеры и певцы из Нового городского театра, клубов Общественного и Коммерческого собраний. Солидный денежный сбор с этого концерта (более тысячи рублей) позволил дирекции классов освободить от платы за обучение особо нуждавшихся учащихся.

Окончание четвертого (1915/16) учебного года ознаменовалось фактическим завершением активных действий дирекции отделения и ее председателя Соломирского, стремившихся приблизить преобразование Музыкальных классов в училище. Приезд в Екатеринбург в начале апреля 1916 года профессора Петроградской консерватории Леонида Владимировича Николаева поставил окончательную точку в этом процессе. В своем отчете, представленном в Главную дирекцию ИРМО, Николаев назвал «вполне удовлетворительной» постановку преподавания в классах и выразил мнение о своевременности их преобразования в училище.

Основываясь на мнении авторитетного инспектора, Главная дирекция своим постановлением разрешила осуществить желаемое преобразование. Об этом Соломирский был уведомлен телеграммой, направленной на его имя вице-председателем дирекции В.И. Тимирязевым. Осенью 1916 года учебное заведение (задолго до этого уже именовавшееся в прессе не иначе как «училище») начало свою деятельность в новом статусе.

В произошедшем была, разумеется, заслуга и Цветикова, имевшего, казалось бы, все основания для продолжения выполнения и впредь своих директорских обязанностей.

Однако события приняли иной оборот.

Судя по сообщению прессы, Василий Степанович еще в феврале 1916 года в докладной записке известил дирекцию отделения о намерении уйти со своего поста. Приняв его отставку, руководство отделения начало поиск кандидатуры преемника. Причиной отказа Цветикова от своей административной должности, как указано в официальном отчете за сезон 1915/16 годов, явился конфликт с дирекцией.

Из содержания названных источников ясно, что музыкант сам инициировал отставку, а не был «отстранен от должности», как совершенно необоснованно сказано в одной из современных работ.

Уже после ухода с директорского поста, в конце марта 1916 года, Василий Степанович участвовал в очередном концерте отделения, где выступал в дуэтах со скрипачом Гофманом и виолончелистом Кацманом. В середине мая на последнем в учебном году публичном ученическом утре он попрощался со своими воспитанниками. В адресе, который был зачитан после первого отделения концерта, ученики выразили сожаление по поводу ухода Цветикова из училища и поблагодарили своего наставника «за то, что он научил их любить искусство».

Оказавшись перед выбором - остаться в городе, вернувшись к частным урокам, или перебраться на новое место, где действовало отделение ИРМО, - Василий Степанович предпочел уехать из Екатеринбурга. Как оказалось, ненадолго.

Февральская и Октябрьская революции года и начавшаяся вскоре Гражданская война застали Цветикова в Вятке. За год до событий, изменивших ход российской истории, в этом городе появилось собственное отделение ИРМО, а затем и Музыкальные классы, которые возглавил скрипач Михаил Николаевич Синицын. Осенью 1916 года к преподавателям классов присоединился приехавший в Вятку Цветиков. В следующем (1917/18) учебном году он сменил Синицына на посту директора учебного заведения, а затем, скорее всего, вернулся в Екатеринбург, к родным. Суровая обстановка тех лет собирала родственников вместе - так было легче преодолевать трудности, которые в неисчислимом количестве несли смена власти и начавшаяся Гражданская война. Но это - лишь предположение. Достоверными сведениями, подтверждающими это, мы не располагаем.

Не знаем мы и о том, как воспринял Цветиков новую власть и предпринимаемые ею меры по реформированию системы музыкального образования. Известно только, что в музыкальном училище (именовавшемся тогда музыкальной школой II ступени) он, судя по архивным документам, начал преподавать в 1920 году. В знакомом до мелочей здании на бывшей Клубной Василий Степанович, как и прежде, передавал свой опыт молодым пианистам, продолжая - уже нечасто - появляться на сцене в качестве солиста или ансамблиста. Здесь же, в кругу учеников и коллег, среди которых было немало выпускников Петербургской консерватории, он встретил свое шестидесятилетие. До следующих юбилеев дожить ему было не суждено. В 1924 году авторитетного екатеринбургского пианиста и педагога не стало.

Надпись на памятнике, поставленном на его могиле, напоминает потомкам о главном деле, которому музыкант посвятил свою жизнь: «В.С. Цветиков - организатор музыкального просвещения на Урале».

1915, Уральские газеты, Историко-краеведческая лаборатория, Музыкально-социологическая лаборатория, Старые газеты, Музыкальное образование, "Зауральский край"

Previous post Next post
Up