Итак, параллельно начинаем готовиться к 100-летию 1-го в Екатеринбурге женского мусульманского училища... потихоньку собирая материалы, а кое-что уже есть.
Оригинал взят у
rbvekpros в
"Не трудно жертвовать от достатка, труден сам труд в деле просвещения" "27 февраля 1915 года в Екатеринбурге торжественно открывается женское высшее начальное училище, для которого братьями Агафуровыми рядом с молитвенным домом построено, по мнению журналистов того времени, прекрасно оборудованное здание, которое оценивается в 20 000 рублей. «Это прекрасное, высокое, светлое помещение, имеющее много комнат. Оно устроено по последнему слову техники».
[1] После молебствия Рахманкуллов представил историческую справку о развитии образования среди мусульманского населения Екатеринбурга. Присутствующие, если не знали, то могли узнать о том, что постановка школьного дела всецело создана по инициативе исключительно и на средства братьев Агафуровых. Первая мусульманская школа в Екатеринбурге открыта ими 20 лет назад. С этого времени братья Агафуровы беспрерывно обеспечивали дальнейшее существование школы и, кроме того, употребляли немало средств на другие культурно-просветительские мероприятия. За 20 лет на школьное дело Агафуровыми потрачено более 100 000 рублей. После этого присутствующие с приветствием поднесли хлеб-соль находящимся на торжестве братьям Зайнутдину, Камалетдину и Кашафутдину Агафуровым. Братья ответили, что «не трудно жертвовать от достатка, труден сам труд в деле просвещения».
[2]В газетной заметке речь идёт, вероятнее всего, не о женской мусульманской школе, а о новом здании под школу. Существенная поправка, которая тоже может содержать неточности, к примеру, вызывает вопросы количество учениц. Одним словом, мы только в самом начале пути. Из отчета помощника Начальника ПГЖУ (Пермское губернское жандармское управление) в Екатеринбургском и Красноуфимском уездах ротмистра Красковского от 17 мая 1913 года:
"В городе Екатеринбурге существует две мусульманских начальных школы: мужская (2 учителя и 60-70 учеников) и женская (2 учительницы и 60-70 учениц) - обе эти школы содержатся на средства Зейнетдина АГАФУРОВА, состоящего почетным попечителем их..." -
12. 1910-1913. Имам Рахманкулов.
...
Представлена копия фотографии, которая сделана не позднее 1915 года (год смерти Агафуровой Бадгельнисы), но не раньше 1911 года, когда в город приехала Сагида Ахмет-Латыповна Рахманкулова. Фотография достаточно замысловатым путем из рук прямых наследников Агафуровых попала в архив Адима Тагирова, который решил передать её на хранение Галие Бикбовой. Думаю на этом приключения фотографии не закончатся.
Из учениц не удалось идентифицировать никого.
Из учителей, сидящих во втором ряду:
Справа налево:
1. Агафурова Бадгельниса (Бадгульнисса, Бедельниса) Хуснутдиновна (1953-22.10.1915).- жена Камалетдина Агафурова, из деревни Кара-булак (Караболка, Челябинская область, быв.Екатеринбургский уезд, Пермской губ.). (Источники: Воспоминания Апанаевой Айсулу Камиловны. Записала Корепанова Светлана.)
2. ?
3. Сагида Ахмет-Латыповна (дев. Гизатуллина) Рахманкулова (1893-1953, похоронена в г.Уфа); из крестьян, образование среднее, учительствует с 1909 г., 2 года в Троицке, потом в Екатеринбурге, учительница 2-й мусульманской школы, в 20-м году закончила педкурсы в Екб, в 1911 году вышла замуж за муллу Гирфана Рахманкулова (в документе - 1913-й, к сожалению, официальные документы нередко грешат небрежностью, я бы не стал это отмечать, если бы это было случайностью, но искажали не только даты, искажали имена и фамилии татар и башкир - Р.Б.). (Источники: ГАСО, ф.17, оп.1, д.862, л. 20, 23) Более подробно:
Мулла Рахманкулов Гирфан... "Трудности перевода". (Помогли идентифицировать потомки Рахманкуловых)
4. ?
5. Агафурова-Абдрашитова Асма Садыковна (29.01.1868-19.06.1918), Троицк, дочь троицкого коннозаводчика Садыка Абдрашитова, жена Зайнетдина Агафурова, пожизненный член Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества, попечительница екатеринбургской мусульманской школы для девочек, поддерживала девочек, желавших продолжить обучение в Троицке. Умерла от тифа и похоронена в Екатеринбурге. (Источники: Корепанова Св., «Агафуровы: «Между правдой и поэзией». - Наш новый град. Екатеринбург,2003, № 3, сс.96-105.Асма Садыковна Агафурова, супруга Зайнетдина Агафурова.)
6. (крайняя слева) Мастюра Садыковна Тагирова, сестра Асмы Агафуровой, супруга Гади Тагирова*, бухгалтера Т.д. "Братьев Агафуровы".
"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">[1] Открытие мусульманского училища. - Зауральский край, 3 марта 1915.
"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">[2] То же.
* Тагиров Мухамед-Гади (Гадий) Гайнутдинович (….-1933) - работал кассиром у бр.Агафуровых, товарищ председателя правления Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества 1910, 1914 г., в 1915 г. избирается казначеем Екатеринбургского комитета-отдела петроградского «Временного мусульманского комитета по оказанию помощи воинам и их семействам», председатель комиссии Мусульмано-русской бесплатной библиотеки-читальни в 1916 г., после революции до 1932 года работает кассиром-инкасатором в различных организациях г.Свердловска. (Источники: ГААОСО, ф.1, оп.2, 26314)
Тагиров Габдурахман Годиевич (1896-1938) - сын Тагирова Мухаммед-Гади Гайнутдиновича. В царской армии в 1917-1918 гг., в 1918-1919 гг. рядовой в армии Колчака, в 1919-1920 гг. рядовой в РККА, с 1923 по 1924 занимался торговлей фруктами, мастер механического цеха №1 УЗТМ, арестован 27 декабря 1937 года, проходил по делу «японской резидентуры», 15 января 1938 года приговорен к ВМН, 27 января расстрелян, реабилитирован посмертно. (Источники: Отчет Екатеринбургского Мусульманского благотворительного общества за 1915 год. Екб.,1916. ГААОСО, ф.1, оп.2, 26314)
Предположение. На фотографии среди девочек может быть:
Тагирова Зайнаб Гади-Мухамедовна (1906-….) - родилась в Екатеринбурге в 1906 году в семье служащих, образование среднее. С 31 мая 1936 года работает в секторе «Последних известий» на татарском языке. В 1939 - отв.секретарь «Последних известий», В 1937 году органами НКВД арестован брат. Проживала по ул.Нагорная, 26. (Источники: ЦДООСО, ф.293, оп.1, д.1а, л.135)
В качестве приложения - статья Светлана Корепановой.
Лишь одна цитата: "Мне довелось беседовать с екатеринбурженкой Р. Б. Рахматулиной-Гатаулиной, которая с волнением вспоминала о екатеринбургской мусульманской школе для девочек и ее попечительнице Асме Садыковне Агафуровой. При поддержке Асмы Агафуровой многих девочек отправляли и на учебу в Троицк".
А вот полная запись воспоминаний, которую мне передала Светлана Анатольевна:
Воспоминания Розии Бардреевны Рахматуллиной-Гатауллиной
Я родилась в 1903 г., с 1905 г. наша семья жила в Екатеринбурге, снимали квартиру по Главному проспекту, д.№ 79. Отец, Бардрей Рахматулин, работал приказчиком в магазине по продаже фруктов, потом сам приобрел лавочку. Рассказывали, что когда я была совсем маленькой, отец купил мне туфельки в магазине Агафуровых по ул.Успенской. В детстве я и сама бывала в этом магазине, где продавали золотые вещи, часы, мануфактуру. За прилавками стояли приказчики-татары в тюбетейках, при галстуках. Рядом находился магазин Перетца, в витринах были выставлены готовые платья, верхняя одежда. Внутри витрины, изображая снег, летал пух.
Семья купцов Агафуровых была известной в городе. Старший брат Камалитдин, которому принадлежал дом № 26 по ул. Усольцевской, умер еще до революции. Средний брат Зайнетдин, был самым популярным из братьев, он был очень веселый, все звали его "Зайни-бай". Младший брат Кашафетдин жил по Главному проспекту, д.№ 47 /там сейчас типография "Уральский рабочий", в коммерческие дела он не вмешивался, выпивал, его неодобрительно звали "Кашаф-гуляка". Однажды он был шафером своего русского друга, участвовал в обряде венчания в православном храме, за это татарское население города его сильно осуждало.
В дореволюционном Екатеринбурге существовало благотворительное общество татаро-башкирского населения "Джамгият хайрия". Основной вклад в сто общество вносили Агафуровы. Жена Зайни-бая занималась общественной деятельностью, была попечителем татаро-башкирской школы для девочек, всегда была председателем комиссии на экзаменах в этой школе. Школа была 5-классная, по окончании её выдавали свидетельства. Школа находилась недалеко от мечети, в красивом деревянном здании /примерно, где сейчас магазин "Бриллиант" по ул.А.Валека/. Агафуровы помогали выучиться девочкам из небогатых семей, самых способных направляли в Троицк, где была татаро-башкирская учительская семинария.
Я тоже училась в этой 5-классной школе, училась хорошо, поэтому однажды в наш дом примёл мулла и от имени Агафуровых предложил отправить меня учиться в Троицкую семинарию. Все расходы по моему обучению Агафуровы брали на себя, но мой отец не согласился, т.к. у него не было своих средств, а рассчитывать на чужие он не хотел.
Однажды я побывала в доме по ул.Усольцевской, № 26 (?), принадлежавшем Зайни-баю. Моей школьной подружкой была Махмуда /отец ее - кучер или дворник Агафуровых), они жили во дворе этого дома, и Махмуда провела меня в дом. Помню, на кухне была огромная печь, вокруг которой суетились две кухарки-татарки. Здесь же находилась красивая молодая женщина с длинными косами, невестка Зайни-бая, она готовила обед для своего ребенка и на нас внимания не обратила. Говорили, что она была княжеского рода, из крымских татар.
И еще, помню, видела двух сыновей Зайни-бая на татарских спектаклях, которые устраивались в зале Маклецкого. Это были крупные красивые юноши, одетые по-европейски, на головах - бархатные тюбетейки. Говорили, что дети Агафуровых уехали потом с белыми в Шанхай.
Летом 1919 г. в доме по ул.Усольцевской, № 28, принадлежавшем ранее Камалетдину Агафурову, силами татаро-башкирского бюро 3 Армии был создан культурный центр. Осенью 1919 г. здесь открылась библиотека-читальня на 2 этаже, вход в нее был с улицы, с парадного подъезда. Библиотека занимала, примерно, 4 комнаты /читальный зал, комната, где выдавали книги, хранилища/. Библиотека была очень уютной, там было множество картин в позолоченных рамах, много цветов. Все это оставалось от Агафуровых. Библиотека была очень хорошей и, помню, сюда приходил работник музея УОЛЕ (музей находился во дворе горно-металлургического техникума), предлагал передать часть книг музею. Не знаю только, произошло это или нет.
Помощником библиотекаря была Махмуда, дочь кучера Зайнетдина Агафурова. При библиотеке существовали различные кружки, в том числе кружок рукоделия, где вязали варежки, носки, обшивали платочки, вышивали кисеты. Эти вещи отправляли в помощь фронту, Когда я пришла записываться в библиотеку, меня тоже записали в кружок рукоделия.
В большом зале дома № 28 проводились собрания татаро-башкирского населения города, собиралась молодежь.
Осенью 1919 г., одновременно с библиотекой, в доме открылись и одногодичные педагогические курсы по подготовке учителей для национальных школ. Вход на курсы был со двора, классы размещались на 1-2 этажах. Здесь же жили заведующий курсами, завуч, находилось женское общежитие. Общежитие для юношей было устроено во дворе, в 2-х этажном доме для прислуги.
В подвале дома находилась столовая и кухня. Окна в подвал забиты не были, внутри было очень светло. Помню, в столовой нам давали суп из ржавой воблы.
Дом № 28 в то время, насколько я помню, был выкрашен снаружи зеленой краской, весь был зеленый.
В 1920 г. одногодичные курсы реорганизовали в трехгодичные, а затем преобразовали в педагогический техникум. В 1924 г. часть студентов, в том числе и меня, перевели в русский педтехникум; он находился на ул.Механической, директором был Дмитрий Киселёв.
В 1925 г. состоялся первый выпуск молодых учителей в татаро-башкирском педтехникуме. Особое внимание при подготовке учителей там обращали на русский язык и литературу (преподаватель - Зоя Кирилловна). Хорошо преподавалось пение. Помню, пение преподавали Узких Федор Спиридонович /у него был сын - инженер/, артист театра Колбин и бывший белый офицер Сергеев. Одним из преподавателей техникума был Салехов Самигулла, из Казани, в город он пришел вместе с Красной Армией, был членом Учредительного собрания. Позднее его репрессировали, отправили в Курган. Брат Самигуллы - Табриз Салехов - преподавал в техникуме всеобщую историю, был коммунистом. Жена Самигуллы Салехова работала заведующей детским садом для татаро-башкирских детей, где-то в районе ул.Коковинской /Шейнкмана/ и Щипановского переулка /в конце переулка/.
Были у нас в техникуме и братья Мухтаровы - Кашаф и Нурислам. Кашафа потом сослали на Соловки, Нурислама расстреляли.
Братья Салеховы и Мухтаровы были заводилами, когда учащиеся техникума устраивали какие-то концерты, спектакли.
Среди учащихся и преподавателей педтехникума помню следующих товарищей:
- Алкина Суфия, была учительницей в Н.-Тагиле, работала инспектором ОблОНО, умерла в I960-I96I гг.;
- Валеева /из Тюмени/;
- Каримова Кашифе - работала в Казани;
- Тагиров Гали;
- Ибатулина Рабига;
- Хамидуллин Барий - окончил затем институт в Казани, стал инженером-строителем, строил в Свердловске здание Главпочтамта и некоторые дома по пр.Ленина, был репрессирован. Возможно, в городе живет его дочь - Нелли Гринберг, работавшая заведующей отделением больницы № 40.
Помню, однажды на концерт в техникум пригласили первого ректора Уральского университета - Дидковского (?), с женой и сестрой. После этого концерта меня пригласили учиться на медицинский факультет университета, но родители не отпустили, т.к. было далеко добираться.
Кроме татаро-башкирского техникума в городе была татаро-башкирская типография /в центре города, где потом находилась фабрика "Одежда"/.
Наборщиком в этой типографии работал мой муж - Гатаулин Габдулла, известный также под именем Апуш, это был его псевдоним. Габдулла писал стихи и публиковал в газетах, несколько его стихотворений сохранились, они включены в "Анталогию татарской поэзии".
Кроме моего мужа в типографии работали Хайруллин Салават /репрессирован/, секретарем редакции был Абашев /репрессирован/.
Местные активисты - Аюпов, Ганеев, Галимуллин Зуфар, Богданов - организовали в 1920-е годы татарский театр, который находился в здании по ул.Шейнкмана /Коковинской/. Это было белое 1-этажное здание, ближе к Главному проспекту, сейчас оно снесено. Артистами в этом татарском театре были Хабиб-джамал Аюпова, ее брат Аюпов, Зуфаг Галимуллин, Ганеева.
Кроме того, мы - учащиеся техникума, играли в Пролетарском театре, спектакли которого устраивались в народном доме /в сторону ВИЗа, где сейчас Вечный огонь). Здесь устраивались различные вечера, карнавалы, так называемые "Восточные вечера" /у меня сохранилось несколько фотографий/.
Воспоминания записала научный сотрудник Свердловского областного историко-краеведческого музея Корепанова С.А. Август 1992 г.