Выглядит странно, но я затрудняюсь найти эпитет той противоречивой благодарности, которую отчасти испытываю к татаро-башкирским[1] доносчикам, они подписываются вымышленными фамилиями Аглиуллин и Гарифуллин. Их «активная» зависть, воплощенная в безграмотных клеветнических доносах, в итоге оставляет историку бесценный материал. Меня охватывает некоторая нерешительность - стоит ли знакомить читателя с этими доносами?.. Подумаю об этом позже... если поздно не будет.
«Его Высокопривосходительство, Господину Губернатору Пермский Губернии.
живущий Мусльманстве под ведением во вверенного вам губернии по Екатеринбургского уезда в Тайную Сообщения от некоторых Протива Положенного речах Гарифуллина.
Прошения.
жительствующие лицы во вверенного вам Губернии Мусульмане мы, деды, и даже Продеды жили Под ведомственно российского Государстве без изменения исполняя своего «Шерегата»[2] не задивая некому.
А ныне-же из наш мусульмане не который лицы т.е. Молодые муллы[3] нашлись какогото поновому методы, как молодо-турицкий учения взятого форме из Байруты Кайра, (… не разборчиво - Р.Б.) и говоря оне, что старый наш методы учения совсем был не удобное мы мусульмане остались из всех верующих лиц в зады и под началом русского государства, а ежли-бы новою методы учения началось-бы ранее как 40 или 50 лет, то мы мусульмане составили-бы своего родного Правителя и так мы со старый методам остались на заде.[4]
Боже[5] охране из наш мусульман до настоящего время ни было ни какого молейшиго изменения Противо Правительству а в это время родились молодые люди с новыми методами и учениями по видимому как политики.
2., в особенности по Екатеринбургский уезде открыто 11 мектебей под наблюдением земского управы[6] им выдается жаловании учителям 180 руб., а помощикам 120 руб. и на покупки книг 30-рублей, все это сумме целостью почти остаются в руках заведующаго муллы Мектебей, так, что помощик им нанимается 3-или 5-руб. в месяц, а книга хотя покупается но оне тоже отдается в ученикам на деньги, в каждому мальчику, что оне это деньги оне возвращает свою доходность, а во время получения жаловании помощики подписывается на полную жаловании а бедные сами полуется только 3 или 5 ру., муллы-же заведющея мектебей обманывает Правительство, а уних это действие даже идет против своего Шерегате по указании «Алкарана».
3., за преподавании и учения вера жаловании не следует веровании «Алкароны», таковыя шло более 1000 лет не какого изменение не было не аткудов взяли новое методы и возвращая толковании Алкароны с выдумкой свою выгды[7], а с этом положениями оне как молодые турки доводет между мусульмане и правительством волнения и вреда слобность[8] нам самим мусульманам, как молодые турки с местили своего старого султана, избили народы, а у этих-же лиц смысло относятся тоже к одному путе.
4., означенный партия весной делает между собою экзамен учащимся собирается толпой у этих-же мектебей учителей скольких места открыто таковых школ[9], у них главным считается зрителями во всех школах старшим Екатеринбургский Мулла Гирфан Рахманкулов, и Помощик его Адий Тагиров, который мулла обучался в Байруте и Кайре турицкого правительства, и затем в деревни Алабуга Карабольской волости Валиулла Абдул, Хакимов, и в д.Караболки Сафиулла Габайдуллин Исмагилов, которые самые считается главными панисламезаторами.
На основании вышеизложенного мы имеем честь покорнейше просить Ваше Высокопривосходительство не найдители возможным воспретить их от таковых учения, закрыть их мектебей, и от неприятных действие отказать выдачей им жаловании по прекращения нового методы как молодо-турицкий порядки учении, и просим огорждать нас от неприятностей будущего времени наш жизни.
Гарифуллин.
10 декабря 1912 г.»[10]
Итак, уже более года за Рахманкуловым ведется тщательное наблюдение со стороны жандармерии. Тем не менее, это письмо заставляет перепроверить данные об имаме. 17 мая 1913 года помощник Начальника ПГЖУ в Екатеринбургском и Красноуфимском уездах ротмистр Красковский делает пространный отчет:
«Представляя Вам заявление за подписью «Гарифуллин» доношу, что проверкой и разработкой такового представилось возможным добыть следующие сведения:
1). - Указной Имам г.Екатеринбурга Гирфан-Шайхиль-Марданович РАХМАНКУЛОВ глубоко уважаем не только местными мусульманами, как их духовное лицо, но даже и правительственными представителями всех ведомств, давшими мне наилучшие отзывы о нравственных, служебных и верноподданнических качествах этого Имама, состоявшего во время Русско-Японской войны при Штабе Русской Действующей Армии, когда Имам Рахманкулов за храбрость, выдающуюся энергию и необыкновенно благотворное влияние на религиозные и морально-боевые качества бойцов-мусульман и за укрепление их в преданности «Русскому Белому Царю» удостоился Высочайше пожалованных боевых наград, а за выражение от лица мусульманского населения верноподданнических чувств в момент важных исторических событий в России - Высочайше объявленных благодарностей.
2). - Кассир Главного Оптового магазина известной в России торговой крупной фирмы «Братья Агафуровы» - крестьянин Казанской губернии, Свияжского уезда, Шараданской волости Мухамет-Адий ТАГИРОВ 42-х лет, по отзывам его хозяев, у которых служит беспрерывно 20-ть лет, а также лиц хорошо знающих его, славится честностью, трудолюбием и преклонением перед правовым строем Российского Государства.
Тагиров «помощником» Имама Рахманкулова не состоял и не состоит и не учительствовал, а за три-четыре последних года присутствовал, как и многие родители, на годичном экзамене учеников мусульманской школы - «Мектебе».
Мулла Валиулла-Абдул Хакимов ВАХИТОВ состоит учителем в с.Алабуга, Карабельской вол., Екатеринбургского уезда. Вахитов известен как строгий учитель, он человек вполне уравновешенный в политическом отношении и по политическим взглядам безусловно правый - такое впечатление составилось о нем у многих лиц знающих его давно и у меня, после продолжительной беседы на темы о постановке школьного дела и других вопросах.
Вызванные для объяснений: крестьяне Субакир Исмагилов (портной по профессии) и Файхутдин Исмагилов (торговец) никакого отношения к преподавательской деятельности и вообще учительству, как люди мало развитые и малограмотные, не имеют.
Личность заявителя «Гаррифулина» обнаружить и установить не представилось возможным: из опрошенных мною мулл, учителей, их помощников, родителей учеников, учащимся и учившимся по старому (не звуковому) методу он не известен никому, что дает возможность предполагать о вымысле фамилии заявителя, а потому и заявление можно считать анонимом.
В городе Екатеринбурге существует две мусульманских начальных школы: мужская (2 учителя и 60-70 учеников) и женская (2 учительницы и 60-70 учениц) - обе эти школы содержатся на средства Зейнетдина АГАФУРОВА, состоящего почетным попечителем их, а в Екатеринбургском уезде одиннадцать мужских школ содержимых на средства Уездного Земства (с 1908 г.)
Кроме того в уезде имеются отдельные частные учителя-старометодники, но их очень мало и с незначительным количеством учеников; такие учителя исчезают сами по себе: при современной системе обучения грамоте по звуковому методу нет более последователей обучения по старому методу среди молодых учителей, а старики учителя вымирают и теперь редко встречаются.
Учителя муллы получают от земства по 150 руб., их помощники по 120 руб. и по 30 руб. отпускается на школу на учебные пособия в год, чего при составе школы в 60-70 человек учеников, по общему утверждению мулл и учителей, недостаточно, а потому учителя и прибегают к такому выходу: учеников богатых родителей просят приобретать книги и учебные пособия на свой счет.
Школы состоят из 4 отделений, учебный год каждого отделения продолжается в городе около 8-ми, а в уезде, в виду привлечения учащихся к участию в полевых работах, около 5-ти месяцев.
(…)
[1] В данном случае я употребляю этот термин, потому что в одном из документов Рахманкулов значится как башкир. В одном из докладов в МВД (в ГАПО - копия с неразборчивой подписью) - Рахманкулов - уроженец Уфимской губернии и уезда деревни (к сожалению неразборчиво) Письман Мулиной. Таким образом, в этом могут проявляться непростые взаимоотношения между татарами и башкирами. С другой стороны, клевета на простых жителей Алабуги и Караболки (башкирские деревни на юге Екатеринбургского уезда), которые в итоге не имели никакого отношения к тому, о чем пишет «Гарифуллин», может навести на мысль, не оттуда ли доносчик, некогда чем-то обиженный земляками? Но кем бы ни был Рахманкулов по национальности, он пользуется безусловным авторитетом у самых уважаемых татар города, как и жителей башкирских деревень. - Р.Б.
[2] В документе сверху карандашом - Шариат. - Р.Б.
[3] Подчеркнуто карандашом в тексте. - Р.Б.
[4] Возможно - задке. - Р.Б.
[5] Просто представил, что, написав донос «Гарифуллин» выдохнул: «Аллах Акбар».
[6] Подчеркнуто красным карандашом. - Р.Б.
[7] Похоже, выгоды. - Р.Б.
[8] «Злобность» - ? - Р.Б.
[9] На мой взгляд, это говорит о попытке Рахманкулова демократизировать систему образования и придать оценке знаний учеников более объективный характер. А публичный характер экзамена придает ему и методологическую ценность.
[10] ГАПО, ф.65, оп.5, д.104, лл.141-142. Сомнений в подлинности документа у меня нет. Мог ли написать его русский? Познакомившись с дальнейшим ходом событий, читатель, думаю, отбросит эту мысль.