В ноябре 1912 года полицмейстеры, уездные и горные исправники Пермской губернии уведомляются в следующем:
«Департамент Полиции отношением от 8 сего ноября за № 4286, уведомил меня, что по разсмотрении Особым Совещанием, образованным согласно ст.34 Положения о Государственной охране, представления Оренбургского Губернатора от 19 октября с.г. за № 7745 о высылке Ахуна Габидулла Габдуллакимова Кургангалиева[1], изобличенного в распространении слухов о неправильном отобрании правительством земли у башкир, также в тайном сборе денег на организации башкирских конных полков и сооружение флота для Турции[2] и воспрепятствовании обучению башкирских детей в русских школах[3]
Турецкий флот! Да ещё и построенный на деньги российских мусульман! О это особый разговор, но вернёмся к нему позже.
[1] Опечатка, читай Курбангалиева. - Р.Б.
[2] К сожалению, никаких данных, опровергающих или подтверждающих это обвинение я не нахожу. Прямолинейный характер Курбангалиева известен, но крайне сомнительным мне кажется утверждение о сборе денег на турецкий флот. Попытки обвинить в этом предпринимались вплоть до 1916 года (возможно, и позже, я говорю о найденных мною документах), проверялись братья Агафуровы, Богатиевы, Рахманкулов. Но они никогда не делали резких заявлений по поводу несправедливостей, чинимых над башкирами. У меня не вызывает сомнений то, что Рахманкулов знаком с Курбангалиевым, не только потому, что оба - значительные лица в мусульманской иерархии, но оба по происхождению - башкиры.
[3] Здесь тоже необходимо прояснение вопроса. Принципиально иная позиции у Зайнетдина Агафурова, который был попечителем школ в башкирских деревнях Екатеринбургского уезда. Еще в 1902-5 гг. он растолковывал башкирам, что необходимо изучать русский язык, что это будущее их детей. Рахманкулов открыто заявляет о своей позиции, подобной позиции Агафурова, как только становится указным муллой Екатеринбурга, с 1910 года. Об этом подробнее позже.