Мулла Рахманкулов Гирфан... "Трудности перевода".

Aug 06, 2012 11:54

Русский язык для татар был "окном в мир" и в конце XIX - начале XX веков, окно в мир - как надежда на будущее.

В своё время Рахманкулов, поддерживаемый братьями Агафуровыми (думаю, не только ими, но документальных подтверждений тому пока не нашёл, забегая вперед, скажу, что его предложение было принято), убеждает мусульманско-татарскую общину создать русский класс при мусульманской школе Екатеринбурга, т.е. ввести уроки русского языка для всех желающих. Для Агафуровых необходимость изучать русский язык - это принципиальная позиция. Зайнетдин Агафуров убеждает старейшин общин башкирских деревень Екатеринбургского уезда (ныне север Челябинской области) ввести в башкирских школах, которые он курирует, изучение русского языка. Для кого-то это - успешное ведение тогровых дел, для кого-то - возможность выжить. Убеждённость Рахманкулова я отношу к его пониманию, что ему самому не достаёт знания русского языка... Я собрался рассказать о последних найденных мною документах, касающихся Рахманкулова, передо мной стояла, казалось бы, формальная дилемма: пересказать содержание документов, чтобы читатель не запинался об ошибки, или набрать текст со всеми встречающимися в нём ошибками, но и в этом случае он приобретает ложный оттенок, ровные компьютерные знаки и строки "снимают" трагизм ситуации, в которой оказывается на этот момент совершенно беззащитный, беспомощный и униженный человек. С другой стороны, ему могли помочь написать заявление друзья, дети... Но не отвернулись ли они от него, боясь последствий, что крайне сомнительно? В своё время Агафуровым на должность муллы и заведующего мусульманскими классами рекомендовал Рахманкулова Гади Тагиров (он будет расстрелян в 38-м), человек образованный, и я так понял, что их связывала дружба. А, может, Рахманкулов, уже догадываясь о своей судьбе, не желал никого втягивать в решение своих проблем... Я не знаю.
От руки, чернилами, я не должен был при переписывании документа делать сокращения, это я сейчас так думаю, прошло уже несколько лет, а некоторая стесненность в финансовом отношении не позволила мне сделать копию документа.
"В Адм-Отдел г.Свердловск.
От Рахманкулова Гирфан Шайхильмардановича
приживающ. г.Свердловск
Северная ул. д. №11-а
Заявление.
Настоящим заявляю, что я состоял Служителем культа "Муллой" при Свердловском мусульманском религиозном обществе. Мечеть закрылся 10-го марта 30г. посли закрытия мечеть не состоял общественным молебствия. С 13-го Августа 1930 г. я поступил на трудовое жизнь регистравал в ряд рабочих поступил работат в качестве чернарабочем "Землякопом" Коммунстрой в 5 участок Настоящое время состою работе чернорабочим "резчиком" при фабрике жестянных изделия мебел.комбинат им.В.И.Ленина с 15-го Августа 1930 год. Не продолжал не состою выше означенный доложности Муллой.
в том прошу Вас исключить меня с 15-го Августа 1930 г. из список регистрация выше означенное доложности служ. культа Муллой.
при сем представляю справко о месте работе выданное коммунстрой за № 11-689 и справко жестян. ср-ка им.В.И.Ленина за № 657.
Рахманкулов. г.ш. 5 I - 31 г." (ГАСО, ф.575, оп.1, д.20, л.63)

Полагаю, это не единственное заявление, проходит полтора года, прежде чем власти принимают такое решение:
"Выписка №7188 из постановления Президиума УралОблика №5802 от 15 VII - 1933 г. Слушали: ходатайство гр. Рахманкулова Гирфана проживающего Северный, 11 о восстановлении его в избирательных правах.
Постановили: ходатайство Рахманкулова Гирфан лишенного как служитель культа (мулла) с 1910 по 1930 г. и с 30 г. занимающимся общественно полезным трудом в качестве сторожа, как не проявивший лояльности к советской власти (не разборчиво - Р.Б.)
Постановили в ходатайстве отказать". (ГАСО, ф.88, оп.6, д.6705, л.1)

Я остаюсь при надежде, что однажды найдутся родственники... И они нашлись!!! Ниже я помещу электронную версию фотографии Гирфана и Сагиды Рахманкулов, которую мне выслал Гирфан Рахманкулов - внук Рахманкуловых. Написала мне правнучка Рахманкуловых. И я очень надеюсь, что их образы однажды оживут благодаря воспоминаниям потомков. Обязательно по ходу поступления информации буду уточнять даты. Судьба Рахманкуловых достойна того, чтобы о ней помнили.
Семья Рахманкуловых в 1929 году по документу - ГАСО, ф.575, оп.1, д.9, л.207:
жена Сагида Латыповна - 36 лет (Сагида Ахмет-Латыповна (дев. Гизатуллина) Рахманкулова (1893-1953, похоронена в г.Уфа) - уточнение Гирфана Рахманкулова).
дочь Марьям 16 учащаеся (1912 - уточнение Гирфана Рахманкулова)
Зайнаб 14 учащаяся (1915)
Ляля 12 учаящаяся (1917)
Равиль 10 сын (1919, 7 ноября по новому стилю - уточнение Гирфана Рахманкулова)
Диляра 7 дочь (1921 - уточнение Гирфана Рахманкулова)
Ровза 5 (Роза, 1925 - уточнение Гирфана Рахманкулова)

Я могу назвать точную дату прибытия Рахманкулова в Екатеринбург - 26 августа 1910 год. У меня так же есть сомнения, что он оставил пост замдиректора медресе "Хусаиния", чтобы переехать в Екатеринбург.
Жену - Сагиду Латыпову (в последующем Латыповну) - он привез в Екатеринбург из Каслей 7 июля 1911 года. В Касли она прибыла из Троицка, где занималась обучением детей. (ГАПО, ф.65, оп.5, д.104)
Я сомневаюсь, что мы что-то сможем найти в Каслях, а вот в Троицке - возможно.
Пока всё. Остальное по метке "Рахманкулов".

К сожалению, точной даты назвать не могу. Думаю, 1911 год.




В Книге памяти:
1. Рахманкулов Гирфан Шайхельмарданович
(варианты отчества: Шаихмарданович) Родился в 1874 г. Проживал: Башкирская АССР, Кармаскалинский р-н.
Приговорен: в 1931 г.
Приговор: раскулачен
Источник: МВД Республики Башкирия
2. Рахманкулов Гирфан Шайхельмарданович
Родился в 1874 г., д. Сарт-Чишма, Кармаскалинский р-н БАССР; татарин; образование начальное; б/п; 1-й горторг, зав. продларьком.
Арестован 23 апреля 1942 г.
Реабилитирован 30 мая 1942 г.
Источник: Книга памяти Республики Башкортостан.

По жандармской переписке: Рахманкулов - башкир, д.Письмян Мусиной Уфимской губернии и уезда. По другим данных Письмян (Мусино или Токмаклы) - мещеряцкая деревня. А в жандармской переписке столько ляпов, что все сведения нужно перепроверять.

Рахманкулов, Мусульмане Урала, "Трудности перевода", Власть, Троицк, Мусульманское духовенство, Судьба человека

Previous post Next post
Up