Часть I Часть II Джеффри Мейерс -
автор статьи в "The Article" - перевел 33 книги на 14 языков и семь алфавитов и опубликовал их на шести континентах:
"Лауреата Нобелевской премии по литературе, которую Хемингуэй называл «Шведской вещью» (“The Swedish Thing”), чествуют во время официальной королевской церемонии в Стокгольме 10 декабря, за которой следуют недельные банкеты, речи, форумы, выставки, концерты и факельные шествия. Награда - в этом году это 815 000 фунтов стерлингов - вызывает наибольшее внимание общественности и является самой престижной среди всех литературных премий.
Однако победитель этого тайно оцениваемого конкурса определяется многими нелитературными факторами: расой, полом, национальностью, политикой, личными страданиями (помогает тюремное заключение), болезнями (предпочтительно неизлечимыми), переводами на основные языки, спонсорской поддержкой со стороны предыдущих победителей и давлением жадных правительств. Премия часто присуждалась посредственностям, и большинство величайших писателей 20-го века ее так и не получили.
Нобелевская премия впервые была вручена в 1901 г., когда многие выдающиеся писатели 19 века были еще живы. Но вместо того, чтобы чествовать Льва Толстого или Антона Чехова (оба из России), Джорджа Мередита, Алджернона Суинберна или Томаса Харди (Англия), Эмиля Золя (Франция), Марка Твена или Генри Джеймса (США), Генрика Ибсена (Норвегия) или Августа Стриндберга (Швеция), Академия сделала свой первый катастрофический выбор, отдав премию посредственному французскому поэту и драматургу Сюлли-Прюдому.
120 победителей (было четыре двойных приза с раздельным решением судей и семь лет награда не присуждалась) из 41 страны можно субъективно разделить на три общие категории:
1) большая международная репутация (20): Киплинг, Йейтс, Шоу, Манн, О'Нил, Жид, Элиот, Фолкнер, Хемингуэй, Камю, Сартр, Беккет, Солженицын, Монталь, Беллоу, Бродский, Хини, Грасс, Найпол и Кутзее;
2) второразрядные и серьезные (28): Ф. Мистраль, Кардуччи, Метерлинк, Гауптман, Гамсун, Бунин, Пиранделло, Гессен, Рассел, Лагерквист, Мориак, Милош, Черчилль, Пастернак, Квазимодо, Сен-Жон Перс, Андрич, Сеферис, Неруда, Зингер, Маркес, Голдинг, Пас, Кертеш, Пинтер, Памук, Лессинг, Транстремер;
3) третьеразрядные и теперь забытые (72 - больше половины).
Как и любая Академия, состоящая из робких и традиционных членов, шведская, враждебно относящаяся к новаторству и нечувствительная к гениальности, имела тенденцию выбирать старых и надежных, безвкусных и скучных, устоявшихся и консервативных писателей.
На протяжении многих лет Академия последовательно выбирала более слабых кандидатов. Вот список:
Хасинто Бенавенте, а не Гарсиа Лорка; Джон Голсуорси - Джозеф Конрад; Грация Деледда - Габриэле Д'Аннунцио; Одиссей Элитис - Константин Кавафис; Уильям Голдинг - Айрис Мердок; Ярослав Сейферт - Милан Кундера; Воле Шойинка - Чинуа Ачебе; Тони Моррисон - Филип Рот; Кензибуро Оэ - Юкио Мисима; Дарио Фо - Артур Миллер; Гарольд Пинтер - Том Стоппард; Элис Манро - Майкл Ондатже.
После шведа Томаса Транстёрмера в 2011 году не было ни одного великого победителя. Например, белоруска Светлана Алексиевич просто записывала, печатала и публиковала свои журналистские интервью. Танзаниец Абдулразак Гурна - это всего лишь отчаянная попытка завербовать еще одного африканца. Самыми неудачными выборами среди сомнительных, нечитаемых и переоцененных писателей были низкопробная американка Перл Бак, коммунистический партийный писака и плагиатор Михаил Шолохов, нелепый итальянский драматург Дарио Фо и поп-певец и автор песен Боб Дилан.
Национальное распределение также странно неравномерно. Франция и Америка лидируют с 16 и 13 наградами, у Великобритании и Германии - по 8. Чрезвычайно раздуты скандинавы (всегда щедрые сами к себе - с 15 премиями) и поляки (с 4). Австрия (включая немецкоязычных писателей Австро-Венгерской империи) - самая пострадавшая. Ни один из ее крупных писателей - Райнер Мария Рильке, Роберт Музиль, Франц Кафка и Герман Брох, а также Людвиг Витгенштейн, Гуго фон Гофмансталь, Карл Краус, Стефан Цвейг и Георг Тракль - так и не выиграл премию. В конце концов, и достаточно нелепо, она досталась Эльфриде Елинек.
Некоторые страны, несмотря на наличие многообещающих кандидатов, так и не получили премию - у Румынии был Пауль Целан, Албании - Исмаил Кадаре, Аргентины - Хорхе Луис Борхес, Бразилии - Жорже Амаду, Пакистана - Мохаммед Икбал, Индонезия - Прамудья Тур; у Сирии все еще есть поэт Адонис. Нидерланды (мемуары Анны Франк были опубликованы посмертно), Филиппины и Южная Корея все еще с пустыми руками.
Преступники и сумасшедшие, скандальные бунтари и экстремисты идейно и в поведении - Эзра Паунд, Генри Миллер, Луи-Фердинанд Селин, Бертольт Брехт, Малкольм Лоури, Жан Жене, Дилан Томас, Джон Берримен, Норман Мейлер и Аллен Гинзберг, - одно присутствие которых могло бы нарушить торжественное мероприятие, не имели абсолютно никакой надежды на победу.
В дополнение к 10 мастерам XiX века, 12 выдающимся кандидатам, 4 лучшим австрийским писателям и 7 писателям из стран, которые были проигнорированы, вот еще 15 выдающихся авторов, которые так и не получили премию: Форд Мэдокс Форд, Э.М. Форстер, Джеймс Джойс, Уиндем Льюис, Вирджиния Вульф, Д.Г. Лоуренс, Джордж Оруэлл и У.Х. Оден; Роберт Фрост и Уоллес Стивенс; Марсель Пруст, Поль Валери и Андре Мальро; Анна Ахматова и Владимир Набоков. Все они столь же превосходны, как b победители с самой надежной репутацией.
31 писатель были столь же хороши, как и второстепенные победители: Герберт Уэллс, Олдос Хаксли, Роберт Грейвс, Ивлин Во, Грэм Грин, Артур Кестлер, Оливия Мэннинг, Ангус Уилсон, Энтони Берджесс, Филип Ларкин, Том Ганн, Тед Хьюз и Джеффри Хилл; Скотт Фицджеральд, Теннесси Уильямс, Элизабет Бишоп, Роберт Лоуэлл, Дж.Ф. Пауэрс, Уильям Стайрон и Джеймс Солтер; Джованни Верга, Итало Свево, Джузеппе Унгаретти, Джузеппе ди Лампедуза и Примо Леви; Осип Мандельштам, Марина Цветаева и Исаак Бабель; Антонио Мачадо; Фернандо Пессоа; и Никос Казандзакис. Эти писатели, не получившие премию, произвjодили лучшее впечатление, чем большинство победителей.
Несколько победителей имели могущественных покровителей, обычно, из их собственных стран. Томас Манн помогал Герману Гессе; Мартен дю Гар - Андре Жиду; Даг Хаммаршельд - Сен-Жону Персу; Александр Солженицын с большим моральным авторитетом - Генриху Бёллю; Сол Беллоу перевел Исаака Зингера; У. Х. Оден и Роберт Лоуэлл - Иосифу Бродскому; Бродский - Дереку Уолкотту (пьеса которого шла в Стокгольме в год его победы); Чеслав Милош - Виславе Шимборской.
Политика всегда влияла на решения. Грэм Грин был слишком дружен с левыми диктаторами Фиделем Кастро и Омаром Торрихосом из Панамы. Андре Мальро (которого Альбер Камю считал достойным получить премию в 1957 году) считался слишком правым. Хорхе Луис Борхес восхвалял аргентинскую хунту и дружил с генералом Аугусто Пиночетом. У. Х. Оден был отклонен после критики Дага Хаммаршельда в его введении к «Markings».
Телеграм-канал "Интриги книги"