Что являли собой популярные книжки центральных издательств для детей младшего возраста в 50-е годы многие себе представляют. А какие книжки попадали в руки маленьким читателям в маленьких провинциальных городках? На примере сборника стихотворений Людмилы Яковлевны Коростиной, изданного в 1952г Чкаловским издательством, проследим их характерные черты.
Наверное, не ошибусь, если предположу, что в начале 50-х в Чкаловске (с 1957г - Оренбурге) существовало одно-единственное издательство, являющееся печатным органом Чкаловского исполкома ВКП(б). Если бы не масштабная эвакуация промышленных предприятий в начале войны из столиц, может быть и его бы не было в последние годы сталинского правления.
В выходных данных читаем, что печать тиража выполнялась типографией газеты "Чкаловский коммунар". Для провинции - заурядное явление. Уже по титульному листу видим, что региональные детские издания ни в коей мере не могли соперничать в уровне полиграфии со столичными. Их удел в послевоенные 10-15 лет - это тонкая газетная бумага и одноцветная печать иллюстраций. На художника это накладывало определенные профессиональные требования. В данном случае рисунки выполнены пером.
Людмила Яковлевна Коростина (17 (30). 06. 1917, ст. Долинская Кировоградской области - 06. 04. 1988, Курск) - автор всего лишь четырех отдельных детских книжек, увидевших свет с 1951 по 1960 год. По образованию - строитель. Учитывая этот факт, не стоит относиться к уровню стихов излишне критично. При всем при том, незамысловатые легко запоминающиеся двустишия на протяжении почти десятилетия пользовались неизменной читательской любовью. С 1951 по 1958 год "День рожденья" переиздавалось почти ежегодно. Общий тираж составил 390 000 экземпляров! Скорее всего, география распространения тиражей ограничивалась Чкаловским и близлежащими районами, а так же несколькими областными центрами Поволжья, завязанными в систему Потребкооперации и Книготорга.
Информацию о художнице Е. Лаврентьевой найти не удалось. Надеюсь,
sergej_manit к моменту выхода очередного тома своей эпохальной энциклопедии "Художники детской книги СССР . 1945 - 1991" будет располагать ею хоть в какой-то степени и поделится с нами.
Иллюстрации так же, как и стихи, не претендуют на какие-то высокие профессиональные оценки. Художник идет простым, но проверенным (И безопасным! Маховик сталинских репрессий еще не думал останавливаться) путем визуализации основных сцен каждого стихотворения.
Морячек мне понравился ). Бушлат, клеша, уверенный устойчивый шаг - все аутентично.
Последнее стихотворение примечательно. Совершенно определенно большинство жителей Чкаловска в 1951 году светофора в глаза не видели. А уж детвора и подавно. Наверняка он представлялся как нечто фантастическое по тем временам, был предметом детских распросов.
Можно сделать некоторые выводы. И в литературном, и в оформительском смысле большинство детских региональных книжек начала 50-х выглядели ну очень скромно. В этом плане книжка Чкаловского издательства типична. Но на фоне отсутствия в широком читательском доступе ярких книжек, выпущенных в столицах, они все же пользовались неизменной и искренней любовью детей во всех уголках большой Советской страны. Тиражи переизданий говорят сами за себя.
Но есть у книжки Коростиной и одно явное отличие, о котором я еще не упомянул. Это формат. Огромный формат больше 30 см по вертикали! Это одна из причин (вторая - тонкая бумага), почему к настоящему времени практически не осталось "живых" комплексных экземпляров. Мой экземпляр потребовал професиональной реставрации. Это заметно на фотографиях.